Информация тренеру.
Вопросам изучения эффективности социальной активности спортсмена посвящено множество научных работ, среди них: Latane, Williams, Harkins, 1979, 1981 и др. Выявлено, что группа из двух человек выполняла задание на 82% своего потенциала, а группа из шести человек – на 74%. Необходимо учитывать процесс возникновения причин социальной лени в спорте, тем более что он обусловлен использованием стандартной программы построения тренировки. Юный спортсмен проявляет социальную лень, когда он считает, что:
1) уровень мотивации товарищей по команде более низкий, чем у него, и поэтому будет прилагать меньше усилий;
2) не следует слишком усердно работать, поскольку он «затерялся в толпе»;
3) не следует сильно стараться, поскольку товарищи по команде все равно ему уступают;
4) можно «спрятаться в толпе» и тем самым избежать отрицательных последствий своей лени.
В связи с этим необходимо повышать значимость вклада каждого спортсмена, определять ситуации, в которых может проявиться лень, индивидуально обсуждать со спортсменом причины снижения мотивации к учебно-тренировочной и соревновательной активности.
Благородный человек думает о девяти вещах:
о том, чтобы видеть ясно;
о том, чтобы слышать четко;
о том, чтобы его лицо было приветливым;
о том, чтобы его поступки были почтительными;
о том, чтобы его речь была искренней;
о том, чтобы его действия были осторожными;
О необходимости спрашивать других,
когда появляются сомнения;
о необходимости помнить о последствиях своего гнева;
О необходимости помнить о справедливости,
Когда есть возможность извлечь пользу.
Конфуций.
Фрагменты методики развития спортивного духа
У юного спортсмена
Духовность – обозначает индивидуальную выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности жить, действовать «для других». Под духовностью преимущественно подразумевается первая из этих потребностей, под душевностью – вторая. Душевность характеризуется добрым отношением человека к окружающим его людям, заботой, вниманием, готовностью прийти на помощь, разделить радость и горе. Это отношение распространяется и на дело, выполняемое внимательно, заинтересованно, с любовью, т.е. «с душой». С категорией «духовность» соотносится потребность познания – мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Человек духовен в той мере, в какой он задумывается над этими вопросами и стремится получить от них ответ. Объективная полезность духовной деятельности человека диалектически сочетается с ее субъективным бескорыстием, где наградой служат удовольствие, доставляемое процессом познания окружающего мира, и удовлетворение от выполненного долга; наказанием являются угрызения совести и чувство вины. Эта относительная независимость познавательной деятельности от прагматических целей, а альтруистических деяний – от немедленного социального одобрения делает духовность важнейшим фактором развития цивилизации, открытия новых норм общественной жизни, соответствующих изменившимся условиям существования. Л.Н. Толстой считал лучшим из людей того, кто живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, самым худшим – человека, эгоистически ориентированного на себя, подчиняющего свои суждения не объективной истине, а выгодным для него взглядам. Формирование духовных потребностей личности является важнейшей задачей воспитания. (102, 112 с.).
Р.М. Загайнов: «Всегда на Олимпийских играх одно и то же – теснота, суета, отсутствие порядка и режима. И все смиряются с этим, и, наверное, они правы: думать надо об одном – о подготовке к бою, и в первую очередь – о подготовке моральной, а все остальное – питание, сон, ажиотаж – это мелочи, с этим надо мириться. Все решит твой ДУХ и ничто другое! Вот его и обеспечь!»
Установки:
Все в этой жизни зависит от тебя!
Дата добавления: 2020-06-09; просмотров: 406;