Практическое занятие «Творчество по заявкам»
Мальчишки и девчонки, построиться в шеренгу, интервал 2 метра. По сигналу вы выполняете какое-либо движение с шагом вперед. По свистку выполняется каждое следующее упражнение, то есть усложняется первоначальное движение. Принимаются только те упражнения, которые содержат первоначальное движение. Каждый последующий шаг должен быть оригинальней, интересней предыдущего. Посмотрим, кто из вас – самая творческая личность! Ребята, творить очень сложно, надо чувствовать свободу, полет фантазии!
Ребята, поднимите руку, кому было трудно? Кто чувствовал себя ученикано? Кто из вас стеснялся? Кто боялся осуждения со стороны? Кто не верил в свои силы? Каждая из перечисленных характеристик деятельности подрезает ваши крылья! Ну что, освободимся от страха и неверия? (Я должна услышать Ваше громкое «Да!») Будем свободны? (Подтверждение «Всегда!») Дорога творчеству «Назад»? Или - «Вперед!» И пусть уверенность к победе нас ведет!
Илья Губерман сравнил творчество с поиском, стремлением, ощущением необходимости и невозможности жить иначе:
Творчеству полезны тупики; боли и бессилия ожог
Разуму и страху вопреки душу вынуждает на прыжок!
Подумайте над этими строками, над тем, из чего состоят наши творческие порывы.
Фрагменты методики развития артистизма юного спортсмена
На сцене человек должен быть
На ступеньку выше, чем в жизни.
К. Берне.
Спортивная деятельность предъявляет к ребенку одно из многих требований: быть разным, вживаться в образ, чувствовать его, играть, презентовать окружающим различные типы поведения, органично отвечающие условиям и целям деятельности.
На первый взгляд характеристика личности «артистичный» далека от понятия «спортсмен», «комплексная готовность», «соревновательная успешность», «эффективность деятельности». Но, обращая внимание на то, как развиваются личностно значимые качества, мы констатируем взаимосвязь между качеством, которое необходимо развить, средствами, формами и методами развития данного качества, и характером организации деятельности. В переводе с английского «art» - искусство. Искусство – это высшая стадия совершенства и владения предметом деятельности. Таким образом, мы ориентируем детей к искусному овладению спортивной деятельностью.
Артистизм – это характеристика качества деятельности. Проникновение души в характер деятельности, в его внешний и внутренний компонент. Стендаль подчеркнул: «Заслугой актера, так же, как и поэта, является душа, способная постигать». Внешне ребенок играет определенную роль: уверенного, целеустремленного спортсмена, ответственного человека, верного друга, заботливого товарища, внимательного сына и т.д. А внутренне он переживает этот образ, осмысливает свои чувства, эмоции, отношения, пытается соответствовать этому образу духовно, ментально, эмоционально, двигательно. Таким образом, проявление артистизма ребенка-спортсмена очень важно для развития личности и происходит в двух направлениях:
1. внутреннее побуждение (внутренняя проблема) → переживание необходимости развития данного качества → переживание состояния, присущего данному качеству → создание внешнего образа (фрагментарного, целостного) деятельностного проявления данного качества → анализ эффективности и соответствия данного образа запрашиваемой группе качеств;
2. внешнее побуждение (проблема окружающих, тренера) → идентификация проблемных зон деятельности тренера и спортсмена → поиск ценностной значимости конкретного образа в деятельности спортсмена → научение способности эмоционально воспринимать мир в значимых образах и переживаниях → получение удовлетворения от духовно-нравственной направленности переживаний и чувств → идентификация внутренних чувств и переживаний с внешне проигрываемым образом.
Проявление артистизма юного спортсмена в спортивной деятельности | |
внешний компонент осуществления деятельности в образе: | внутренний компонент осуществления деятельности в переживании: |
уверенный спортсмен | веры в правильность выбора, в истинность пути; самодостаточности; реальности достижения; стабильного движения к цели; адекватно завышенной самооценки и др; |
ответственный человек | благородных самообязательств; необходимости оказания помощи и поддержки другим людям; взятия на себя миссии «отвечать за процесс», «отвечать за результат»; потребности доводить дело до завершения; чувства взрослости и др; |
лидер | преданности делу, умения слушать, позитивной установки, личностной значимости общения, компетентности, мужества, инициативности, щедрости, проницательности, сфокусированности, способности решать проблемы, уверенности, необходимости проявления ответственности, потребности к обучению, необходимости планировать будущие достижения и перспективы и др; |
помощник тренера | чувства идейного единства с тренером; осознания необходимости выполнять определенные функции организатора; ответственности за отношение к окружающим и к деятельности; необходимости стать лучше, овладеть социально значимыми кондициями и др.; |
коллективист | единения с товарищами по команде; чувства прощения мелких ошибок; потребности в коллективной деятельности; удовольствия от общения с друзьями и др.; |
оптимист и т.д. | веры в успешное завтра; поиска, анализа, выбора путей выхода из сложной ситуации; веры в свои собственные силы; надежды, что все люди имеют общие ценности и способны понять друг друга и др. |
Методика развития значимого качества заключается не в констатации образа юного спортсмена: «Будь собран!»; «Будь уверен!»; «Будь внимателен!», «Будь лидером!» и др. – а в детализированном представлении, переживании, вживании и проживании этой роли на уровне чувств и переживаний во всем многообразии нюансов, раскрывающих глубину души ребенка-спортсмена.
Проигрывание ребенком ролей тренера, родителей позволяют понять ценности субъектов психолого-педагогического сопровождения деятельности юного спортсмена.
В таких видах спорта, как гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание и др.- проявляется эстетика движения, соответствие образу, и, соответственно необходимо развитие артистизма как соревновательно значимого качества, поскольку присутствие его очевидно, оно лежит на поверхности качественной структуры деятельности. Но, в других видах спорта эта способность также важна в связи с тем, что она позволяет эффективно реализовываться юному спортсмену.
В процессе многолетних занятий спортом нарабатывается стиль спортсмена (стиль общения, организации взаимодействия, поведения, отношения к деятельности, технико-тактического мышления и деятельности и др. как ролевое исполнение образа). Например: пластичный стиль двигательной деятельности у юного спортсмена проявляется в таком же пластичном отношении к людям, характеризуется отсутствием конфронтации и противодействия, акцентирован, прежде всего, на внутреннее соответствие самому себе.
Ребенок создает, проявляет и закрепляет имидж как визуальный рисунок избранной роли, основанной на кумуляции индивидуально комфортных чувств и состояний (то поведение, отношение и деятельность, которые видят и воспринимают окружающие люди). Имидж в широком смысле определяется, как совокупное представление о человеке, возникшее на основе впечатления. В узком смысле, имидж – это целенаправленно формируемый, эмоционально окрашенный образ, воздействующий на разум и чувства окружающих и побуждающий их к определенным действиям в отношении имидженосителя. Тренеру необходимо помнить, что имидж спортсмена: конфликтный, противоречивый, замкнутый, постоянно меняющий свои убеждения и ценности, равнодушный и др., - зависит от характера отношений и стилевых особенностей поведения родителей ребенка и других членов семьи. Если ребенок конфликтен – значит это единственный механизм, который позволяет сохранить ему свою самость. Если ребенок ленив, возможно, ему не предоставляют права самостоятельной деятельности. Если ребенок лжив, вероятно, родители часто меняют свое воззрение на жизненные вопросы. Проявление социально осуждаемых, отрицательных качеств личности не должно оцениваться как негативное явление. Эта презентация ребенка говорит, а иногда и «кричит» о проблеме. Вы видите проблему и ее надо решать. Давать ребенку другие роли. Поощрять его активность по освоению нового поведения. Поддерживать живущую в душе ребенка потребность стать лучше. И если тренер желает воспитать иной имидж у спортсмена, ему необходимо создать ценностно-мотивационное пространство спортивной деятельности, где тренером, спортивным коллективом и другим окружением больше всего ценились бы избранные качества и характеристики личности.
Организация деятельности ребенка в спорте позволяет и заставляет его выполнять определенные роли, как специализированные воплощения конкретных задач и идей. Какую роль играет ребенок в спортивной деятельности? Выбор роли обусловлен требованиями: лидера-организатора; микросоциума – спортивной команды; возможностями и желаниями самого юного спортсмена. Согласие или несогласие ребенка определяет его личностную зрелость, способность заглядывать в будущее и видеть через новую роль путь к достижению своей цели. Как в искусстве, актриса Инна Чурикова талантливо исполняла самые разнообразные роли: от «бабы Яги» до Орлеанской девы Даны Д'Арк, героини Франции. И каждая проигранная и пережитая роль поднимает тебя на более высокую ступень понимания мира. В связи с тем, что спортивная деятельность характеризуется динамичностью, разноплановостью, многообразием выбора, целью к достижению победы – развитие ролевой структуры деятельности ребенка позволяет ему стать более адаптированным к изменяющимся условиям жизни, в целом, и спорта, в частности.
Поэтому так важно знакомить ребенка с классическими произведениями искусства, мифологией, фольклором, которые обогащают духовное состояние ребенка, его эмоциональность. Английская пословица гласит: «Каждый человек – архитектор своей собственной судьбы», - и необходимо дать ребенку эти кирпичики мирового культурного наследия, чтобы он постигал самого себя.
По мнению В.Г. Горчаковой (2007), образы учебной литературы оказывают развивающую нагрузку на становление и развитие личности. Так, проигрывая определенную роль, условно: «Сказка о рыбаке и рыбке», происходит акцентуация ребенка на смыслигры: исполнение желаний. При этом рассматривается конфликт: благодарность / неблагодарность. Комплекс Золотой Рыбки: масштабность, благородство, мастерство, доброта, уважение к старости, провоцируемость, чрезмерная благодарность. Комплекс Разбитого корыта: звездная болезнь, жадность. Воздаяние: наказание человека, которого «превознесли» за ненасытность и неблагодарность». Используя фрагменты сказкотерапии в спортивной деятельности, посещая детские театры, ребенок научается анализировать, определять причинно-следственные связи, эффективно организовывать свое взаимодействие с окружающими людьми как в ходе спортивной деятельности, так и жизнедеятельности в целом.
Великий режиссер и актер Московского Художественного театра Евгений Вахтангов сказал: «Искусство состоит в том, что актер чужое, данное ему авторами пьесы, делает своим собственным». Какой стиль, образ, имидж вы выбираете? Примерили? Будем его носить и воплощать в своей сущности!
Дата добавления: 2020-06-09; просмотров: 431;