Практический интеллект юного спортсмена
«…Практический ум есть одновременно
И ум, и воля, и его своеобразие как раз и заключается
В единстве ума и воли»
Б.М. Теплов.
Л.С. Выготский разделяет понятие «теоретический (гностический) интеллект» [1983. Т.5С.21] и «практический интеллект». Он не дает определение понятию «теоретический интеллект», полагая, что прилагательное «гностический» в достаточной мере отражает его содержание, акцентируя когнитивные функции индивида, зато определяет практический интеллект как «способность к разумному, целесообразному действию» (praktiche, naturliche Intelligenz), которая в психологической природе отлична как от моторной одаренности, так и от теоретического интеллекта», который представляет особый, независимый тип интеллекта.
В спортивной деятельности роль практического интеллекта существенна. В теории функциональных систем (П.К. Анохин, 1975), как этап принятия решения, так и обратная афферентация, сигнализирующая о результатах действия, предполагает проявление практического интеллекта. При этом афферентный синтез, подчиняясь доминирующей на данный момент мотивации и под коррекцией памяти, ведет такой подбор возможных степеней свободы, при котором возбуждение избирательно направляется к мышцам, совершающим нужное действие. Принятие решения, основанное на выборе и определение степени активности компонентов, которые должны обеспечить выполнение двигательного действия, характеризует уровень развития практического интеллекта.
В связи с этим очень важно создавать такие условия учебно-тренировочной деятельности, в которых бы отрабатывались элементы принятия решения, выбора эффективного пути из множества вариантов посредством анализа и синтеза, дедукции и индукции и других операций. Естественно, тренер должен признать право ребенка на ошибку, но, вместе с тем, мотивировать юного спортсмена на волевую регуляцию деятельности. Во многих видах спорта очень важно думать эффективно: рационально, быстро, сосредоточенно. Многие упражнения в представленных в пособии методиках ориентированы на развитие практического интеллекта.
Волевые способности как детерминанта
Интеллектуального развития личности
Тот, кто хочет развить свою волю,
Должен научиться преодолевать препятствия.
И. Павлов.
Актуальность проблемы развития специальных способностей обусловлена тем, что она была и остается базисной проблемой психологии, и ее дальнейшая разработка связана с логикой развития психолого-педагогической науки и обеспечивает ее теоретико-методологический уровень (С.Л. Рубинштейн, 1960; Б.М. Теплов, 1947; А.Н. Леонтьев, 1960, 1983; и др.). Ананьев Б.Г. отмечал, что развитие способностей связано с развитием всей личности, с ее характером и мировоззрением – и «взаимообособление личности и интеллекта представляется нам противоречащим реальному развитию человека.
Работа Б.М. Теплова «Ум и воля военачальника» (1943) подтверждает, что этот опыт применим не только в военном искусстве. В исследовании подчеркивается значимость не усредненного проявления качества, а - конгломерата способностей. «Большими полководцами могут быть только те, у которых эти противоположные свойства – осторожность и смелость мысли образуют единство, создают новое качество, которое наиболее естественно было бы назвать несколько странно звучащим выражением осторожная смелость... здесь идет речь не о какой-то золотой середине… Неверно было бы думать, что у большинства полководцев смелость как бы умеряется, ослабляется, сдерживается осторожностью. Наоборот: осторожность, высокая критичность мысли дают возможность идти на такую смелость решения, которая без этого немыслима», [125]. В данной работе продемонстрирован подход к изучению личности и характера, суть которого, по мнению В.Э. Чудновского, состоит не в рассмотрении личности как определенной суммы личностных качеств и даже не в указании на их взаимосвязь и взаимовлияние, а в рассмотрении личности как «целого, которое больше частей», как некоего «сплава», составные компоненты которого, вступая во взаимодействие, дают новое качество.
Платонов К.К. писал, что «способности – это такая часть структуры личности как целого, которая, актуализируясь в конкретном виде деятельности, определяет качества последней» [100]. «Поэтому интеллектуальный фактор и оказывается столь важным для структуры личности» [10]. Эта связь может выступать и в виде противоречия [1]. Может наблюдаться и обратная связь.
«Практически все сторонники когнитивного подхода к интеллекту расширяют теорию интеллекта за счет привлечения внеинтеллектуальных составляющих (регуляции, внимания, мотивации, «метакогниции» и т.д.). По этому пути идут Стернберг и Гарднер. Аналогично рассуждает и А.М. Холодная: нельзя один аспект психики рассматривать в отрыве от других, без указания на характер связи» [49]. «В систему интеллектуальных способностей разные исследователи включают многочисленные дополнительные внешние факторы» (64, с.52). Так, Ковалев А.Г. и Мясищев В.Н. включают в структуру способностей интеллектуальные, волевые и эмоциональные особенности личности, систему ее межличностных отношений.
Теплов Б.М. подчеркивал, что «успех деятельности определяется не одними способностями, но и волевыми проявлениями, мотивами, знаниями, умениями» [125].
Мерлин В.С. понимал индивидуальность человека как совокупность взаимосвязанных между собой иерархических уровней системы: биохимического, соматического, нейродинамического и психодинамического уровней, свойств личности и выполняемых человеком социальных ролей [90]. Интегральная индивидуальность в целом, а не отдельные ее уровни, определяет успешность человека в той или иной специальной деятельности. При таком подходе все практические проблемы оптимизации деятельности человека в обучении, труде, спорте, организации коллектива разрешаются успешнее.
Крутецкий В.А. писал, что «для успеха в деятельности, кроме наличия способностей, интересов и склонностей, необходим ряд черт характера, прежде всего (подчеркиваются волевые качества), трудолюбие, организованность, сосредоточенность, целеустремленность, настойчивость. Без наличия этих качеств даже выдающиеся способности не приведут к надежным, значительным достижениям» [79]. Ряд исследований подтверждает эти идеи, подчеркивая значимость организации труда для повышения эффективности деятельности [43]. Многие выдающиеся люди реализовывали эти принципы в своей деятельности: Репин И.Е. считал, что высокий уровень достижений – это награда за каторжный труд; Чарлз Дарвин писал в своей автобиографии, что и раньше думал над происхождением видов, но с тех пор не переставал над ними работать в течение двадцати лет; Павлов И.П. характеризовал свои «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» как плод неотступного двадцатипятилетнего думания; Менделеев Д.И., когда слышал, что его называют гением, морщился и ворчал, что никакой он ни гений, трудился всю жизнь – вот и стал гений; Роберт Скотт доводил до конца каждое дело и всю жизнь избегал праздности; Томас Эдисон, начавший трудиться в двенадцать лет, до пятидесяти лет работал девятнадцать с половиной часов в сутки, потом – по восемнадцать [43]. Альберт Эйнштейн шутил, что добился успехов только потому, что отличался упрямством мула и страшным любопытством; с ним соглашался Корней Чуковский, писавший о том, что если бы в нас не ослабевало детское жгучее любопытство, мы все к двадцатилетнему возрасту были бы великими химиками, математиками, биологами… Руал Амундсен еще мальчиком представлял себя полярным исследователем; Рудольф Дизель в двадцать лет определил сферу своих будущих профессиональных интересов; Франсуа Шампольон в одиннадцать лет увидел иероглифы, которые расшифровал в дальнейшем; Генрих Шлиман маленьким мальчиком поклялся «Я раскопаю Трою» и осуществил свою мечту [43]. Белинский В.Г. считал необходимым условием интеллектуальной продуктивности наличие сильной воли, обеспечивающей преодоление препятствий, стойкость в убеждениях и огромную работоспособность. Чайковский П.И. ежедневно садился за рояль и писал музыку – с утра и до глубокого вечера; Джек Лондон при таком режиме создавал до двух тысяч слов в день. Необходимый элемент творческого долголетия – определенные личностные особенности: активность, волевые качества, организованность. Эти качества развиваются постепенно и к концу жизни «творчество превращается в труд». (55, с. 180).
Такие качества личности, как самокритичность и требовательность к себе, имеют большое значение при развитии способностей: они рождают недовольство первыми результатами своего труда и желание усовершенствовать их. Для поиска наиболее удачной конструкции аккумулятора Томас Эдисон провел тысячи опытов; Горький А.М. семь раз переделывал рукопись книги «Мать»; варианты рукописи «Крейцеровой сонаты» Толстого Л.Н. превысили в сто шестьдесят раз конечный объем произведения.
Скромность предотвращает перерастание чувства удовлетворения в зазнайство, самовосхищение, самолюбование, порождающие пренебрежение окружающими. При наличии подобных нарциссических тенденций развитие способностей тормозится, может начаться и деградация личности.
Выполняемые человеком роли также способствуют развитию соответствующих способностей и личностных черт [96]. Личностные особенности вообще «нельзя рассматривать … без учета сложившихся межличностных отношений в социальной группе [18], без учета специфики деятельности – развитые специальные способности накладывают отпечаток на человека.
Соотнося сферы проявления категорий «интеллект» и «воля» в системе спортивной деятельности, необходимо дать определение последней. Воля – это нейропсихический механизм контроля за соответствием характера действий (деятельности) индивида достижению необходимого ему результата (цели). В пределах элементарного потребностного цикла функция воли сводится к контролю за правильностью движений. Именно такие – полностью контролируемые – действия и считаются произвольными. В более широком масштабе «правильность» действий, по мнению С.К. Бондыревой, Д.В. Колесова (2006), - понятие более сложное, это не только отбор и сочетание действий, позволяющих достигать необходимого результата, но также отбор и сочетание видов деятельности плюс способность противостоять неблагоприятным обстоятельствам и отвлекающим факторам. Главное различие между произвольными и волевыми заключается в наличии особого психического усилия, позволяющего удержать деятельность в нужном русле. При этом воля позволяет не только полдавлять ненужное, но и выстраивать нужное в определенную систему, так, чтобы не пострадали все важные потребности [27].
Развитие интеллекта юного спортсмена невозможно без проявления волевых способностей, поскольку практический, соревновательно значимый интеллект, развивается только в режиме нагрузки, собственно соревнования, в условиях преодоления внешних и внутренних помех. Способность к аналитическому мышлению, тактическое мастерство и другие качества развиваются на стыке собственно интеллектуальных и волевых способностей. Проявление интеллектуальных способностей на фоне возникающего утомления, вызванного нагрузкой одиночного или кумулятивного характера, обусловлено волевым компонентом деятельности (имеют значение такие качества, как: настойчивость, упорство, самообладание, выдержка, терпеливость). Интеллектуальная адекватность, проявляемая в скорости принятия решения, сопровождается проявлением решительности и смелости. Поскольку характер протекания мыслительной деятельности юного спортсмена лимитирован правилами соревнований, значимость волевых качеств неоспорима.
Дата добавления: 2020-06-09; просмотров: 506;