Соревновательная успешность как фактор развития личности ребенка в процессе спортивной деятельности
«Соревнованье стрелков довело их до мастерства…»
В. Даль.
Развитие личности ребенка осуществляется в деятельности, и только в ней происходит стаовление социально значимых качеств и ожиданий, личностно мотивированных предпочтений. В своей работе мы рассматриваем мотивированную деятельность, поскольку деятельность, в результатах которой заинтересован субъект, позволяет достигать поставленых целей и быть управляемой изнутри.
Согласно теории (П.К. Анохин, 1975), рассматривающей процесс формирования функциональной системы, обеспечивающей рациональное двигательное действие, результат осуществленного действия посредством обратной афферентации через акцептор результата действия соотносится с целью и прогнозом действия для такого подбора возможных степеней свободы, которые позволяют осуществить нужное действие. Таким образом, успешность деятельности заложена как ожидаемая цель в программе деятельности. Юный спортсмен, переживая состояние успешно выполненного действия, подтверждает свое смысловое присутствие в данной деятельности.
Становление качеств и способностей личности ребенка в ходе спортивной деятельности осуществляется в зоне ближайшего развития, в логике постоянного движения вперед: к непознанному, неосвоенному, совершенному. Приспособление к усложняющимся условиям в процессе обучения и тренировки юного спортсмена сопряжено с развитием мотивации достижения успеха. Ребенку необходимо фактическое признание успешности, переживание момента достижения, осознание самоосуществления лично и коллективно значимой идеи. Мотивация к деятельности, в свою очередь, развивается при условии осознания самим ребенком личной успешности. Рефлексия как процесс самопознания юного спортсмена позволяет понять, как другие знают и воспринимают личностные особенности «рефлектирующего», его эмоциональные реакции и когнитивные представления. Таким образом, факт соревновательной успешности просматривается сквозь призму взглядов: юный спортсмен, каков он есть в действительности; каким он видит самого себя; каким он видится другим, и те же три позиции, но со стороны другого субъекта (тренера, другого спортсмена, родителя и т.п.).
Анализ восприятия образа успешного человека в рамках социальных представлений стал предметом исследования многих авторов, как в отечественной, так и в зарубежной психологии (М. Горшков, Н. Тихонова, 1995; Х. Диттмар, 1997; В.Ф. Петренко, 1987, 1997; Е.В. Улыбина, 1998; А.И. Чирикова, 1989; А.Г. Шмелев, 1993).
Так, используя психосемантический подход в исследовании обыденного сознания, Е.В. Улыбиной было обнаружено, что образ человека, достигшего успеха располагается, в большинстве случаев, в пространстве неправильного мира. Он оценивается испытуемыми как сильный, но далекий и опасный. Данная закономерность проявляется и в отношении успешности и в сфере карьеры (1998, с. 128).
Рассматривая стереотипы обыденного сознания, не связанного со специфической спортивной деятельностью, при исследовании проблемы этноцентризма «в распределении ролей по фактору «Этноцентризм» наблюдается размещение на положительном полюсе (свой - хороший) образов «мама», «Я в детстве» и на отрицательном (чужой - плохой) – «человек, который не нравится», «человек, достигший успеха…». Сходные результаты получены и в других исследованиях стереотипов обыденного сознания. Так, при изучении семантического пространства русских фразеологизмов (В.Ф. Петренко, 1987), образы «карьерист», «лидер», «мой враг», и «деловой человек» размещены в одной семантической зоне, заданной отрицательным полюсом фактора «Оценка» и положительным полюсом фактора «Самоконтроль поведения», отражают значение успешной активности. Противопоставленными по смыслу оказались симпатичные и воспринимаемые как слабые образы неудачника, романтика, интеллигента.
Многие авторы связывают данный феномен с особенностями русского менталитета. Были получены сходные данные в исследованиях российского менталитета, предпринятых А.Г. Шмелевым. Так, автор говорит об устойчивой негативной окрашенности термина «карьерист» в русской выборке по сравнению с американской. Ему принадлежат слова: «Здесь мы сталкиваемся с одной из исторически сложившихся специфических норм российской социальной жизни, выражающейся в негативном отношении к ценностям «индивидуального успеха.» (Голдберг, Шмелев, 1993, С. 37). Обыденное сознание, а вслед за ним и профессионалы настороженно относятся к чужому успеху, видя за ним подарок судьбы и стечение обстоятельств.
По мнению Р.С.Немова (1998), поддержание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию означает превращение цели соответствующей деятельности в актуальную потребность человека. В русле теории социального научения особо подчеркивалось то обстоятельство, что для приобретения и закрепления у человека новых форм поведения, необходимо научение, а оно без соответствующего подкрепления не происходит. Становление и развитие способностей — это тоже результат научения, и чем сильнее подкрепление, тем быстрее будет идти развитие. Что же касается нужного эмоционального настроя, то он создается таким чередованием успехов и неудач в деятельности, развивающей способности человека, при котором за неудачами (они не исключены, если деятельность находится в зоне потенциального развития) обязательно следует эмоционально подкрепляемые успехи, причем их количество в целом является большим, чем число неудач.
Рассматривая процесс переживания индивидуального успеха «своего» и «чужого» ребенка, современные родители юных спортсменов в 69 % случаев неадекватно реагируют, создают атмосферу психологического напряжения. Коллективная спортивная деятельность предполагает оценку результативности и успешности конкретного спортсмена, определение его рейтинга. Восприятие «своего» и «чужого» успеха родителями юных спортсменов является серьезной психолого-педагогической проблемой, которая отражает уровень культуры и стадию профессионального взросления личности в спорте.
Характер человека, по мнению С.Л. Рубинштейна, проявляется в его поступках, но в его поступках он и формируется; характер человека – и предпосылка, и результат его реального поведения в конкретных жизненных ситуациях; обуславливая его поведение, он в поведении же и складывается» [Психологическая наука, 1997]. Таким образом, развитие понимается как постоянная реализация личности в своих поступках, мыслях, делах.
По мнению Б.Г. Ананьева, «основные содержательные характеристики человека, составляют: жизненная направленность, выражающаяся в жизненных целях («генеральных, стержневых целях жизни»), и образ действий, выражающийся в «стилевом своеобразии действий. Характерным в человеческом отношении для каждой отдельной личности будет лишь такое ее проявление, которое выражает основную жизненную направленность и проявляется в своеобразном для каждой личности образе действий». Своеобразие действий в спорте предполягает реализацию индивидуального стиля деятельности на фоне личной и коллективной соревновательной успешности.
У А.Н. Леонтьева в качестве аттрактора выступает смыслообразующий мотив. Юный спортсмен видит смысл деятельности, если она является личностно мотивированной и социально одобряемой.
Под системообразующим фактором А.Н.Леонтьев понимает и самореализацию: «Иная личность, с иной судьбой складывается, когда ведущий мотив-цель возвышается до истинно человеческого и не обособливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом. В зависимости от обстоятельств, выпадающих на долю человека, такие жизненные мотивы могут приобретать очень разное содержание и разную объективную значительность, но только они способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл и счастье жизни. Вершина этого пути – человек, ставший, по словам Горького, человеком человечества» [Психологическая наука, 1997].
Джемс в свое время определил личность как «борца за цели». Одним из понятий спорта является «собственно соревновательная деятельность» [86]. И, соответственно, целью деятельностного присутствия в спорте является соревновательная успешность.
А.Маслоу рассматривает кардинальные цели индивида как те узловые пункты, вокруг которых концентрируются различные свойства личности, являющиеся взаимозаменяемыми способами достижения той или иной цели и образующие в своей совокупности так называемые личностные синдромы. Согласно исследованиям А.Маслоу (1997), синдромы обладают характеристиками взаимозаменяемости входящих в них симптомов, сопротивляемостью изменению, восстановлению после изменения, изменениям как целым, внутренней связностью, колебаниями уровня синдрома и другие. В своей концепции А.Маслоу уделяет большое внимание самореализации личности. По его мнению, мотивационную сферу личности образуют пять иерархически расположенных систем потребностей: физиологические потребности, потребности в безопасности, любви, уважении и, наконец, в самоактуализации. Последнюю А.Маслоу определяет так: «Человек должен быть тем, чем он может быть. Эту потребность мы можем назвать самоактуализацией».
Понятие мотива роста К. Роджерса – как главного и единственного мотива личности – перекликается с ведущими мотивами спортивной деятельности ребенка. Этот психотерапевт придает лишь немного больше значения внешним условиям осуществления мотива роста, тормозящим его или способствующим полному его функционированию, что в рассмотрении условий спортивной деятельности позволяет развивать мсотивацию достижения. Такими внешними условиями К.Роджерс (1994) считает отношения окружающих индивида людей. Он утверждает, что теплое, доброжелательное отношение людей автоматически обусловливает расцвет личности, ее продуктивную организацию, которая искажается в условиях холодного, пренебрежительного отношения. В условиях спортивной деятельности юному спортсмену приходится адаптироваться к присутствию негативных факторов, формирующих его помехоустойчивость, но позитивное начало должно преобладать.
Таким образом, теоретиками в области гуманистической психологии самореализация определяется как ведущий фактор развития здоровой (полноценно функционирующей, зрелой) личности. По их мнению, существуют конкретные личностные характеристики, которые определяют «хорошую жизнь». Это открытость к переживанию, экзистенциальный образ жизни, организмическое доверие, эмпирическая свобода, креативность, способность к теплым социальным отношениям, самоприятие, реалистическое восприятие мира, стремление к самопознанию, чувство юмора и другие. Мы же подчеркиваем результативный аспект процесса самореализации, сам факт соревновательной успешности, который достигается при условии развития социального, эмоционального и практического интеллекта юного спортсмена на фоне становления специфических функциональных, психомоторных, психологических и других кондицию юного спортсмена.
По мнению Бондыревой С.К [27, с.222], «переживание уверенности в своих силах – удовлетворение индивида при мысли о своей способности и готовности преодолевать препятствие» вызывает положительные эмоции и способствует продвижению вперед на пути к цели.
Направление нашего исследования – интеллектуальное развитие личности ребенка в процессе спортивной деятельности. Если рассматривать этот процесс с точки зрения социального заказа, то системообразующим фактором могут выступать: достижение индивидуально высокого конкретного спортивного результата, победа на соревнованиях, здоровье данного контингента детей и т.п., обращаясь же к вопросу: «Чем обусловлена спортивная деятельность ребенка? Кто управляет его поступками и действиями?», акмеологически целесообразно предоставить самому ребенку решать и определять, чем является спортивная деятельность для него. Поскольку развитие происходит в деятельности и через деятельность, на наш взгляд, таким принципом (или системообразующим фактором) может быть самореализация личности, раскрытие заложенных в человеке потенциалов через отношения.
Дата добавления: 2020-06-09; просмотров: 604;