Влияние реформационного движения на культуру в странах Западной Европы


Победа Реформации в середине XVI в. вызвала общественный подъем и рост национальной культуры. Замечательного расцвета достигло изобра­зительное искусство. В этой области работали знаменитый живописец и гравер Альбрехт Дюрер (1471-1528), художники Ганс Гольбейн Младший (1497-1543), Лукас Кранах Старший (1472-1553).

Крупнейшим представителем культуры Возрождения в Нидерландах был Эразм Роттердамский (1496-1536). Значение произведений великого гуманиста и просветителя, в том числе его знаменитой «Похвалы глупо­сти», для воспитания свободомыслия, критического отношения к схоласти­ке, суеверию поистине неоценимо. Сатирические произведения его получи­ли известность в Германии, Франции, Испании, Англии. Пре­восходные по форме, глубокие по содержанию, они вот уже не одно столе­тие находят своего читателя.

Одним из основоположников либерализма можно считать Дирка Коорнхерта, выразителя идей свободы, веротерпимости и космопо­литизма. К этому же времени относится творчество Филиппа Альдехонде, автора национального гимна Нидерландов, художников Питера Брейгеля (1525-1569), Франса Халса (1580-1660). Особенностью культурной жизни Нидерландов были риторические общества, которые организовывались не только в городах, но и в селах и даже небольших деревнях. Члены этих обществ (а войти в их состав мог любой человек) соревновались в сочине­нии стихов, песен, пьес, рассказов. Риторические общества способствовали распространению образования в обществе, повышению его культурного уровня.

В Англии средоточием гуманистических идей был Оксфордский уни­верситет, где работали передовые ученью того времени - Гросин, Колет. Развитие гуманистических воззрений в сфере социальной филосо­фии связано с именем Томаса Мора (1478-1535), автора «Утопии», пред­ставившего на суд читателя идеальное, по его мнению, человеческое обще­ство: в нем все равны, нет частной собственности, и золото не является ценностью - из него делают цепи для преступников Наиболее известными авторами были Филипп Сидни (1554 -1586), Эдмунд Спенсер (1552-1599).

Величайшей фигурой английского Возрождения был Вильям Шекспир (1564-1616), создатель всемирно известных трагедий "Гамлет", "Король Лир", «Отелло», исторических пьес «Генрих VI», «Ричард III», со­нетов. Шекспир был драматургом в лондонском театре "Глобус", который пользовался большой популярностью у населения.

Английские театры того времени посещали люди всех сословий: ари­стократы, чиновники, купцы, клерки, крестьяне, рабочие, ремесленники, матросы. Подъем театрального искусства, его общедоступный и демокра­тический характер способствовали развитию демократических структур в английском обществе.

Возрождение в Испании носило более противоречивый характер, чем в других европейских странах: многие гуманисты здесь не выступали про­тив католицизма и католической церкви. Широкое распространение полу­чили рыцарские романы, а также плутовские романы. В этом жанре впер­вые выступил Фернандо де Рохас, автор известной трагикомедии "Селестина" (написана ок. 1492-1497 гг.). Эту линию продолжил и развил великий испанский писатель Мигель де Сервантес (1547-1616), автор бес­смертного "Дон-Кихота", писатель-сатирик Франсиско де Кеведо (1580-1645), создавший знаменитый роман "История жизни пройдохи".

Основоположник испанской национальной драмы - великий Лопе де Вeгa (1562 - 1635), автор более чем 1800 литературных произведений, в том числе таких, как "Собака на сене", "Учитель танцев".

Значительного успеха достигла испанская живопись. Особое место в ней занимает Эль Греко (1541-1614) и Диего Веласкес (1599-1660), чье творчество оказало огромное влияние на развитие живописи не только в Испании, но и других странах.

Во Франции гуманистическое движение начинает распространяться только в начале XVI в. Выдающимся представителем французского гума­низма был Франсуа Рабле (1494-1553), написавший сатирический роман «Гаргантюа и Пантагрюэль». В 40-е гг. XVI в. во Франции возникает лите­ратурное направление, вошедшее в историю под названием «Плеяды».

Крупнейшим представителем культуры Франции XVI в. был Мишель де Монтень (1533-1592). Основное его произведение «Опыты» представля­ло собой размышление на философские, исторические, этические темы. Монтень доказывал важность опытного знания, прославлял природу в ка­честве наставницы человека. «Опыты» Монтеня были направлены против схоластики и догматизма, утверждали идеи рационализма; эта работа ока­зала значительное воздействие на последующее развитие западноевропей­ской мысли.

Эпоха Возрождения завершилась. Западная Европа вступила в новый период своей истории.

 

Контрольные вопросы для самоподготовки обучающихся:

· Какими различиями характеризуется Возрождение в романских странах и Северное Возрождение?

· Когда и почему появляются идеи Реформации?

· Какое влияние оказали идеи Реформации и протестантизма на развитие западной культуры и цивилизации?

 

Литература

1. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М., 1973.

2. Данилова И.Е. Искусство Средних веков и Возрождения. М., 1984.

3. Петрусевич Н.Б. Искусство Франции XV-XVI веков. М., 1973.

4. Шрамкова Г. Искусство Возрождения Италия. Нидерланды. Германия. Франция. М., 1977.

 

 



Дата добавления: 2020-05-20; просмотров: 569;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.