Монастыри и их роль в формировании особенностей христианского искусства
Важным явлением в жизни Европы стало распространение монашества. Оно возникло на Востоке, в Египте, где впервые появились пустынники, отшельники, бежавшие от преследования язычников или стремившиеся уйти от соблазнов мирской жизни. Бенедикт Нурсийский, основавший монастырь в Южной Италии , создал устав (распорядок жизни), получивший название бенидиктийского.
Монастыри располагались в уединенных местах. Монахи вели хозяйство собственными силами. Жизнь монастыря строго подчинялась уставу. Монастыри – центр грамотности, всевозможных знаний и, конечно, христианства. Там переписывались Священное Писание и богослужебные книги. Изготовляли, украшали и переплетали книги в специальных мастерских – скрипториях. В школах при монастырях обучали навыкам каллиграфического письма. Библиотеки при монастырях хранили старинные и новые рукописи.
Книга в средневековой Европе приобрела форму кодекса (стопка страниц подшитых к корешку). Материалом для книги были6 пергамент – кожа телят или ягнят. Страницы самых роскошных рукописей были окрашены дорогой, символизировавшей власть и богатство краской – пурпуром (пурпурные кодексы).
Над книгой работали два мастера: переписчик и художник. Для создания одной книги требовалось несколько лет. Созданные вручную книги называются манускриптами. Каждая книга уникальна.
Оформление книг – кодексов было скромным. Единственным украшением были выписанные киноварью или минием (красной краской) красные строки, начинавшие каждый раздел книги. С VI вв. появился инициал – особым образом украшенная первая буква. Сначала инициал выделялся цветом, затем украшался несложным орнаментом, и, наконец увеличился в размерах, заняв почти половину страницы. В книгу « проник» цвет, стали применятся не только красная. Но и синяя, зеленая, желтая краски, золото и серебро.
В эпоху Мировингов очень важно было украшение книги, ее декорирование. Задачей художника было превратить книгу в особый, требующий почитания священный предмет.
Большое внимание уделялось красоте шрифта, богато оформлялись инициалы, украшались слова текста, особенно начальные строки разделов. Книги были рассчитаны не только для прочтения, но и для рассматривание: ведь население, в основном, было неграмотным. Страницы изобиловали изображениями птиц, рыб. Растительных побегов, пальметтами, розетками. Все это раскрашено яркими цветами: красным, зеленым, желтым.
- Гелазианский Сакраментарий (сборник священных текстов)
В начале одного из разделов изображена большая арка, под которой помещен крест со свешивающимися с его перекладины буквами «альфа» и «омега» - первой и последней буквой греческого алфавита. Они образованы телами маленьких рыбок. Рыба-символ Христа.
3. Геллонский Сакраментарий
Фигурками рыб и птиц усеяны страницы роскошной рукописи. Каждая страница – произведение искусства. Писцы использовали каллиграфию округлого унциального шрифта.
4.Евангелие из Дарроу
Самобытной культурой в эпоху средневековья была Ирландия. Ирландские монах были образованы. Возникло особое каллиграфическое письмо. Буква – магический знак. Букву заключали в драгоценную оболочку из изощренного орнамента. Инициалы ирландских рукописей достигли огромных размеров, заполняя собой всю страницу.
5.Евангелие из Келлса (« Келлская книга»).
Необыкновенная щедрость орнамента. Отчетливо видна связь с ювелирным искусством: орнаментальная страница похожа на драгоценный оклад для священного текста.
Дата добавления: 2020-03-17; просмотров: 473;