Социальная стратификация, ее слагаемые и исторические типы
Для описания системы неравенства между группами людей в социологии широко применяют понятие «социальная стратификация» (англ. stratification – расслоение, распластование от лат. stratum – слой, пласт и facere – делать). Социальная стратификация – деление на общественные слои (пласты). Понятие «стратификация» пришло в социологию в 1920-е гг. из геологии, где оно обозначало расположение пластов различных пород по вертикали. Социология уподобила строение общества строению земли, расположив социальные слои также по вертикали. Социальная стратификация – деление на общественные слои (пласты). В геологии, археологии сейчас используется термин «стратиграфия» («описание слоев»).
Стратификация подразумевает, что определенные социальные различия между людьми приобретают характер иерархического ранжирования. Очевидно, что люди различаются во многих отношениях, и далеко не все эти различия приводят к неравенству между членами общества. В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. Общество в теории стратификации представляется в виде иерархической структуры (пирамиды), на вершине которой находятся наиболее привилегированные слои, а у основания – наименее привилегированные страты.
Понятие социальной стратификации как социального неравенства следует отличать от понятия социальной дифференциации, подразумевающей возможные социальные различия, не обязательно связанные с неравенством.
Основные теории социального неравенства и стратификации созданы К. Марксом, М. Вебером, П.А. Сорокиным и др. видными социологами. В марксистской теории экономического детерминизма социальное неравенство объяснялось делением общества на классы, что явилось результатом общественного разделения труда и формирования частной собственности. Главный признак классовых различий – отношение к средствам производства. Отношения собственности определяют роль классов в общественной организации труда (управляющие и управляемые), в системе власти (господствующие и подчиненные), их благосостояние (богатые и бедные).
Немецкий социолог М. Вебер считал, что решающим условием, влияющим на судьбу отдельного человека, является не столько факт классовой принадлежности, сколько позиция (статус) индивида на рынке, позволяющая улучшить или ухудшить его жизненные шансы. Второй критерий стратификации – это престиж, уважение, почести, которые получает индивид или позиция. Статусное уважение, получаемое индивидами, объединяет их в группы. Статусные группы отличаются определенным образом жизни, стилем жизни, они обладают определенными материальными и нематериальными привилегиями и стараются закрепить свои права на них. Классовые и статусные позиции являются ресурсами в борьбе за обладание властью, на которые опираются политические партии. Это третий критерий стратификации.
Теория стратификации русско-американского социолога П.А.Сорокина (1889–1968) была впервые изложена в его работе «Социальная мобильность» (1927), которая считается классическим трудом в этой области. По определению П. Сорокина, социальная стратификация – это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Ее основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Все многообразие социальной стратификации может быть сведено к трем основным формам – экономической, политической и профессиональной, которые тесно переплетены. Это означает, что те, кто принадлежит к высшему слою в каком-то одном отношении, обычно принадлежит к тому же слою и по другому параметру. Так происходит в большинстве случаев, но не всегда. Различные слои каждой формы социальной стратификации совпадают лишь частично. Это явление П. Сорокин назвал статусным несовпадением. Оно заключается в том, что человек может занимать высокое положение в одной стратификации и низкое положение в другой. Такое несовпадение болезненно переживается людьми и может служить для некоторых стимулом изменить свое социальное положение, привести к социальной мобильности индивида.
Рассматривая профессиональную стратификацию, Сорокин выделял межпрофессиональную и внутрипрофессиональную стратификацию. В межпрофессиональной стратификации выделяются два универсальных основания: важность занятия (профессии) для выживания и функционирования группы в целом; уровень интеллекта, необходимый для успешного выполнения профессиональных обязанностей. Сорокин делает вывод, что в любом данном обществе более профессиональная работа заключается в осуществлении функций организации и контроля и требует более высокого уровня интеллекта для своего выполнения и соответственно предполагает привилегированность группы и ее более высокий ранг, который она занимает в межпрофессиональной иерархии. Внутрипрофессиональную стратификацию Сорокин представлял следующим образом: предприниматели; служащие высшей категории (директора, менеджеры и т.д.); наемные рабочие. Для характеристики профессиональной иерархии он ввел такие индикаторы: высота; этажность (число рангов в иерархии); профиль профессиональной стратификации (соотношение числа людей в каждой профессиональной подгруппе ко всем членам профессиональной группы).
Основополагающим принципом современных стратификационных концепций является структурный функционализм Т. Парсонса, Л. Уорнера, Б. Барбера и других представителей этого направления. Они воспринимали социальное неравенство «как функционально необходимое для сохранения общества, части которого рассматривались как объединенные и взаимозависимые в системе, находящиеся в равновесии». Видный американский социолог Т. Парсонс исходил из того, что сущностью стратификации в любом обществе является относительная моральная оценка, система ценностей, в терминах которой могут быть оценены различные социальные единицы. Американский антрополог и социолог У.Л. Уорнер (1898–1970) выделял в качестве стратификационных признаков доход, престиж профессии, образование, этническую принадлежность, на основе которых в обществе США 1930–40-х гг. выделил шесть слоев. Его соотечественник Б. Барбер (1939–2017) определил следующие критерии стратификации: 1) престиж, профессия, власть, могущество; 2) доход; 3) образование; 4) степень религиозности (ритуальная чистота); 5) положение родственников; 6) этническая принадлежность.
Другие представители структурного функционализма К. Дэвис и У. Мур видели причину существования системы стратификации в неравномерном распределении благ и общественного престижа. Главная функциональная причина, объясняющая универсальное существование стратификации, связана с тем, что любое общество неизбежно сталкивается с проблемой размещения индивидов и стимулирования их внутри своей социальной структуры. Как функционирующий организм, общество должно каким-то образом распределять своих членов по различным социальным позициям и побуждать их выполнять обязанности, связанные с этими позициями. Для выполнения таких задач общество должно располагать какими-то видами выгод, которые можно использовать как стимулы; разработать способы неравномерного распределения этих выгод (вознаграждений) в зависимости от занимаемых позиций. Вознаграждение и его распределение становятся частью социального устройства и в свою очередь порождают (являются причиной возникновения) стратификации. В качестве вознаграждения общество предлагает: предметы, обеспечивающие средства существования и комфорт; средства для удовлетворения различных склонностей и развлечения; средства для укрепления чувства собственного достоинства и самовыражения.
По мнению Дэвиса и Мура, социальное неравенство является тем неосознанно развиваемым средством, при помощи которого общество обеспечивает выдвижение на важнейшие позиции наиболее компетентных лиц. В их концепциях утверждалось, что теория социальной стратификации объединяет функциональную необходимость и универсальное наличие стратификации в каждом обществе. Стратификация для них – это неравномерное распределение материальных благ и общественного престижа, которое определяется функциональной значимостью позиции.
Американский социолог Э. Джонсон в своих стратификационных исследованиях обозначил социальный статус индивидов по трем основным признакам: род занятий, образование и расово-этническая группа человека. Род занятий: высший статус, средний статус и низкий статус. Образование бывает высшее, среднее и низшее. К высокому по статусу образованию относятся люди, окончившие в свое время не просто университеты, а престижные университеты. С учетом специфики США он выделил в одну расово-этническую группу ирландцев по происхождению, во вторую – итальянцев и в третью – представителей желтой и черной рас. С помощью сочетания индивидуальных рангов по трем группам можно определить статус совместимости конкретных людей. Белый американец, с высшим образованием, работающий мусорщиком или водителем такси, – один статус. Мэр города, без высшего образования, чернокожий, – другой статус и т.д. Определение социального статуса отдельной личности или социальной группы в стратификационной системе позволяет в значительной мере прогнозировать поведение человека, его реакцию на конкретные ситуации, отношение к социальным конфликтам и многое другое.
Другой американский социолог М. Кон доказал на основе эмпирических исследований тесную связь между стратификационной позицией и ценностями индивида. Для тех, кто обладает высоким социальным статусом, ощущает себя компетентным членом благорасположенного к ним общества, основной ценностью являются установки на достижение. Напротив, для более низких социально-стратификационных позиций, на которых люди видят себя менее компетентными членами равнодушного или враждебного к ним общества, характерен конформизм. Касаясь вопросов социальной мобильности, Кон подчеркивал, что люди с активной жизненной позицией имеют больший шанс занять более высокую социальную позицию. Стратификационная позиция индивида, с одной стороны, влияет на профессиональную установку на достижение, а с другой – зависит от нее.
Англо-германский социолог Ральф Дарендорф (1929–2009) полагал, что статусным признаком является политический авторитет, который отражает сопричастность власти. Отсюда деление на управляющих и управляемых. Первых он делит на управляющих-собственников и управляющих-несобственников (бюрократов-менеджеров). Вторых – на рабочую аристократию и низкоквалифицированных рабочих. Между этими двумя основными группами он поместил «новый средний класс».
Известный французский ученый П. Бурдьё (1930–2002) также внес вклад в развитие теории стратификации и мобильности. Он пришел к выводу о том, что возможности социальной мобильности определяются различными видами ресурсов, или «капиталов», которыми располагают индивиды, – экономическим капиталом в различных его формах, культурным капиталом, символическим капиталом. В современных обществах высшие слои осуществляют воспроизводство своих позиций: обеспечивая передачу экономического капитала; наделяя молодое поколение особым образовательным капиталом (обучение в специальных привилегированных школах и престижных вузах); передавая молодому поколению культурный капитал, языковую и культурную компетенцию, которая формируется за счет создания для них качественной культурной среды (чтение книг, посещение музеев и театров, освоение стиля межличностных отношений, поведенческих и языковых манер и т.д.).
Таким образом, в настоящее время существует четыре главных измерения (критерии) стратификации: доход (количество денежных и др. материальных поступлений за определенный период) и богатство (накопленные доходы); власть, доступ к управлению; образование; престиж профессии. Другие критерии стратификации – расовая, этническая, партийная принадлежность и т.д.
Социальная стратификация бывает вертикальной и горизонтальной. Выделяют три базисных вида вертикальной стратификации: экономическую, в основе которой доход и богатство; политическую, основанную на разном доступе к власти, управлению; профессиональную, основаниями которой являются уровень образования и престиж профессии.
Под горизонтальной стратификацией (понятие введено венгерскими социологами в 1960-е гг.) понимается социальное неравенство, вызванное условиями проживания (географическим положением, природной средой). Например, заработная плата в Москве намного превышает заработки в других, особенно дотационных, регионах Российской Федерации. Также существуют региональные коэффициенты оплаты труда в районах с тяжелыми климатическими условиями.
Социальная стратификация возникает в незначительной степени уже в первобытном обществе (расслоение родовой общины носит еще неяркий характер). Дальнейшая история развития общества вызывает к жизни исторические системы (формы, типы) стратификации. Известны четыре исторических типа стратификации: рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, в которых социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо во многом ограничены, а последний тип – открытое, в котором перемещения официально не ограничены.
Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Основным стратификационным признаком выступала личная свобода или несвобода субъекта.Различают две формы рабства: патриархальное (примитивное, существовало, например, на Руси в виде холопства) и классическое (зрелое). На зрелой стадии рабство превращается в рабовладение. Отдельные проявления рабства встречаются и в современном мире.
Кастой называют группу, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Классический пример кастового общества – Индия, где 4 основных варны (касты): брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшии (купцы), шудры (рабочие, крестьяне) и около 5 тыс. неосновных каст и подкаст (джати – местные обособленные группы, внутри которых и происходит деление на касты). Ниже всех находятся «неприкасаемые», которые не входят ни в какую касту.Кастовое положение закреплено индуистской религией, связано с ее концепцией реинкарнации (переселения душ), согласно которой нахождение в соответствующей касте обусловлено особенностями предшествующей жизни (если человек нарушал законы своей касты, в следующем воплощении он попадет в низшую касту, и наоборот).
Сословие – социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическими законами и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. В Древнем Риме существовали сословия патрициев, всадников и плебеев. Классическим образцом сословной организации являлась феодальная Европа, где общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (включало купцов, ремесленников и крестьян). Для России было характерно сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, мещанство и крестьянство. В современном мире встречаются дворянские титулы, присуждение их (например, в Великобритании титул сэра) за определенные заслуги перед обществом.
Классы – (от лат. classis – разряд) появились в рабовладельческом обществе. В Древнем Риме при проведении налоговой реформы Сервия Туллия (VI век до н.э.) всё население было разделено на классы, т.е. разряды в зависимости от их имущественного положения и соответственно вида и размера уплачиваемого налога. Низшим классом были пролетарии.
К. Маркс и Ф. Энгельс утверждали, что возникновение классов происходило двумя путями: путем выделения в племени эксплуататорской верхушки, которая первоначально состояла из родовой знати, и путем обращения в рабство военнопленных, а также обнищавших соплеменников, попадавших в долговую кабалу. Всю историю человечества, начиная с рабовладельческого строя, они рассматривали как историю существования и борьбы антагонистических классов – рабов против рабовладельцев, крепостных крестьян против феодалов, пролетариев против буржуа (капиталистов). Классовая борьба служит движущей силой общественного развития. Марксистское определение классов дано в работе В.И. Ленина «Великий почин» (1919).
Вместе с тем, классовая система присуща в основном индустриальному обществу.
3. Социальная стратификация в современном обществе.Социально-экономическая стратификация белорусского общества
Основным типом социальной стратификации современного общества являются классы. Классовая структура индустриального и постиндустриального общества представляется в западной социологии примерно в следующем виде:
1. Высший класс (около 1–2% населения) – владеет значительной частью (в некоторых странах до 70%) собственности. А собственность дает власть. Поэтому представители этого класса контролируют политику, культуру, образование и другие сферы общественной жизни.
2. Средний класс – работники целого ряда профессий населения. В странах Запада составляет большинство населения и обеспечивает стабильность общества. Выделяют несколько слоев среднего класса: а) «высший» слой – высокооплачиваемые профессионалы-управленцы, профессура вузов, частнопрактикующие юристы, врачи и т.п.;
б) «средний» слой – владельцы магазинов, фермеры и т.д. (представители малого бизнеса), их численность сокращается;
в) «низший» слой среднего класса – служащие, торговцы, учителя школ и др.
3. Низший класс – включает в основном работников физического труда. Как и средний класс, он состоит из слоев: а) «высший» слой – квалифицированные рабочие, которые впоследствии становятся «рабочей аристократией» и «рабочей бюрократией»; б) «низший» слой – неквалифицированные рабочие с низким уровнем образования. У них более низкий доход и худшие условия труда.
В последнее время в западной социологии для характеристики современной социальной стратификации появился новый термин «прекариат». Британский экономист Гай Стэндинг в книге «Прекариат: новый опасный класс» (2011 г.) описывает процесс формирования нового трудового класса, занимающего предпоследнюю позицию перед нищими. Стэндинг дал ему название «прекариат» (от англ. precarious – «нестабильный» – и слова «пролетариат») и включил его в одну из семи групп, отражающих, по его мнению, «классовые отношения в глобальной рыночной системе XXI века». Прекариат – это социально-экономическая группа (в некоторых странах она составляет четверть взрослого населения), характеризующаяся тремя особенностями: ее представители заранее не обеспечены рабочими местами; помимо непосредственной оплаты труда, они не получают дополнительных социальных гарантий в виде пенсий и пособий по безработице; люди, принадлежащие к этому классу, часто лишены определенных гражданских прав, которые есть у других членов общества. Прекариат растет за счет мигрантов, женщин, молодежи.
Трудовые отношения между прекариатом и работодателем носят название прекаризация. Прекариат является продуктом неолиберализма с гибким рынком труда, позволяющим быстро менять размер заработной платы (особенно в сторону понижения), уровень занятости. Прекариат ощущает своё нестабильное социальное положение; для людей возможны различные варианты поведения: смирение с ситуацией; попытки приспособления; активные действия (от акций протеста против правящего режима до криминальной деятельности).
В социальной стратификации современного развитого общества наиболее заметное место занимает средний класс. Его доля в общей структуре может достигать 60–70% общей численности населения страны. Поэтому стратификация современного западного общества изображается в виде ромба. Сейчас в средний класс включают как традиционные слои частных собственников, владеющих капиталами, средствами производства, объектами недвижимости, земельными участками, позволяющими им получать доход за счет предпринимательской деятельности или ренты, так и относительно новые слои, в которые входят востребованные аналитики и инженерно-технические работники, высококвалифицированные служащие, работники наукоемких производств. При этом качественные критерии отнесения к среднему классу все теснее связываются с уровнем образования, стандартами потребления и способностью к высококвалифицированному интеллектуальному труду. Одно из распространенных названий среднего класса, отражающее важнейшую его функцию, – это «гарант стабильности общественного развития».Средний класс не хочет рисковать в случае возможных трансформаций, революций, социальных потрясений; ему «есть, что терять».
В постиндустриальном обществе рабочий класс в его современном понимании будет постепенно уходить с исторической арены. А ведущую роль станет играть интеллектуальный класс, который известный американский футуролог Элвин Тоффлер (1928–2016) назвал «когнитариат» (от лат. cognicio – знание, понимание). В постиндустриальном обществе самым важным капиталом станет человеческий капитал – профессионалы, высокообразованные люди, создающие новые знания во всех сферах человеческой жизнедеятельности, а самой дорогой и наиболее конвертируемой валютой будут инновационные технологии проектирования, производства и внедрения предметов потребления и новых знаний.
Социальная структура белорусского общества из относительно гомогенной (однородной), какой она была в советский период, когда имелись рабочий класс, колхозное крестьянство и интеллигенция, но без коренных различий, антагонистических противоречий между ними, в условиях перехода к рыночным отношениям превратилась в гетерогенную (неоднородную).
Доля наемных работников в социальной стратификации белорусского общества сократилась с начала 1990-х гг. примерно на 10%, в то же время появился новый социальный слой предпринимателей, который по состоянию на 2015 г. достиг 2,6 %, а с учетом работников малых и средних предприятий – 3,8 %.Социальная группа предпринимателей хоть и не является многочисленной по сравнению с другими, более представительными, группами, но выполняет важную роль в современной многоукладной рыночной экономике. Во-первых, предприниматели работают на условиях самозанятости, под свою имущественную ответственность; во-вторых, они создают за свой счет дополнительные рабочие места; в-третьих, расширяют спектр предложений на рынках товаров и услуг; в-четвертых, поддерживают конкурентную среду, производят качественную продукцию массового потребления; в-пятых, изобретают новые способы производства, внося вклад в научно-технический прогресс общества. Предпринимателей можно отнести к наиболее активным социальным группам населения.
Вместе с тем, изменения социально-экономической стратификации приводят к тому, что отдельные индивиды и даже некоторые социальные группы периодически попадают в «пограничные», переходные ситуации, в которых уже нет прежних, привычных условий для жизни, а к новым условиям они еще не смогли или пока не успели приспособиться (маргиналы).
В отечественной социологии (Заславская Т.И., Соколова Г.Н. и др.) выделяют четыре класса в постсоветском обществе: высший, средний, базовый (сюда относятся, прежде всего, работники, имеющие достаточно высокий уровень образования, но низкие доходы) и низший класс. Встречаются и другие модели деления общества на социальные страты (на пять или семь). Так, социально-экономическая стратификация белорусского общества, согласно Г.Н. Соколовой, включает верхний слой, средний слой, базовый слой, нижний слой (у него доход ниже минимального потребительского бюджета, который в феврале 2019 г. составлял в Беларуси для трудоспособного населения 451 руб.) и малообеспеченные (доход на 1 чел. ниже бюджета прожиточного минимума, т.е. меньше 214,21 руб.). В минимальный потребительский бюджет входят и затраты на культурно-просветительные мероприятия, отдых, некоторые дополнительные продукты, не предусмотренные бюджетом прожиточного минимума.
Белорусский социолог О.В. Кобяк предложил способ расчета относительного благополучия населения. Рассчитанный им показатель отражает переход относительного благополучия населения Беларуси от состояния «хуже, чем плохо» (в 1995 г.) к состоянию «лучше, чем удовлетворительно» (в 2015 г.). В республике осуществляется эволюционный переход от социальной стратификации пирамидального типа, характерной для развивающихся (переходных) обществ, к «бочкообразной», или «луковичной», стратификации, отличающей развитые страны.
Децильный коэффициент в Беларуси (отношение совокупных доходов 10% богатейшего населения и 10% беднейшего населения) составил в 2017 г. 5,9. В России он в три раза больше.
Дата добавления: 2020-03-17; просмотров: 679;