Народы корейского полуострова
Во 2-3-м веках на юго-востоке Маньчжурии и севере Корейского полуострова располагалось государство Когуре. Это государство заимствовало китайское иероглифическое письмо.
ВЫВОДЫ:
Таким образом, 3 – 6-й века составляют важную веху в истории китайского этноса. «Великое переселение народов» Восточной Азии привело к возникновению «плавильного котла» - интенсивного взаимодействия и трансформации разнородных этнических компонентов.
Соеди соседей древних китайцев были такие, которые пройдя через «плавильный котел» 3-6-го веков, прекратили свое существование как самостоятельная единица этнического состава населения данного региона, например, сяньби. Они представляют собой классический пример кочевого этноса, в течение нескольких столетий политически господствовавшего над соседями – земледельцами и в конечном итоге растворившегося в их среде. Аналогична судьба сюнну.
Другая ситуация: цяны на Севере и мань на Юге. Одна часть каждого из этих этносов прекратила самостоятельное существование, войдя в состав соседей, другая – трансформировалась под обратным воздействием контактов между ними и появилась на арене поздней истории в новом качестве и под новым этническим названием.
Следующая ситуация: народы ляо и ли сохранили свое этническое лицо и самоназвание.
Все перечисленные народы в разной степени подверглись ассимиляции китайским этносом, но процесс был взаимным. Китайский этнос второй половины первого тыс. очень отличался от своих прямых предков ханьского периода. Почему, трансформировавшись, китайский этнос все же продолжал существовать, а не исчез, как другие?
Обобщив, можно сказать, что:
1. китайская историография средневековья: превосходство китайской национальной культуры (Люй Сы Мянь), что предопределило ее заимствование соседними народами;
2. китайцы заимствовали лишь второстепенные элементы у других народов;
3. численное преобладание китайского этноса;
4. черты национального характера («великодушие и учтивость»);
5. роль китайской философской мысли (конфуцианская школы);
6. степень компактности и контактирования;
7. сформировавшееся этническое самосознание!!!
8. институт эндогамии – преимущественное заключение браков внутри своей общности.
В завершение мы должны отметить, что в 6-м веке на территории Китая не существовала два самостоятельных этноса, возникших на основе древнекитайского, так как в 6-м веке на смену государствам Юга и Севера приходит Суй, а затем Тан, происходит политическая централизация империи и этническая консолидация китайского этноса.
Список литературы:
1. Крюков М.В., Малявин В.В., Сафронов М.В. Китайский этнос на пороге средних веков. М., Наука, 1979 г
2. Крюков М.В., Малявин В.В. Этническая история китайцев на рубеже средневековья и нового времени. М., 1987.
3. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите основные политические факторы этнического развития?
2. Основные причины миграции населения?
3. Охарактерезуйте родственные отношения на Севере и юге. Что такое клан?
4. Почему наблюдается рост провинциального самосознания в послеханьский период?
5. Спад численности населения древнего Китая в 4-6 вв. приводит к каким последствиям?
ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ КИТАЙЦЕВ НА ПОРОГЕ СРЕДНИХ ВЕКОВ (3 – 6-й ВЕКА):
1. Буддизм и его влияние на трансформацию этнического самосознания древних китайцев;
2. Проблема классификации варваров в 3 – 6-м веках;
3. Общеэтническое и региональное самосознание. Элементарные категории этнической идентификации.
Весьма чувствительный удар по сформировавшемуся в ханьское время автостереотипу древних китайцев был нанесен идеологией и религиозной практикой буддизма. Проникновение его в Китай произошло так быстро и во все сферы общественно-социальной жизни, что этот факт, безусловно, оказал огромное влияние на трансформацию этнического самосознания китайцев позднеханьской эпохи.
В китайском обществе находилось немало противников распространения буддистских идей, поскольку:
1. его обычаи и нормы поведения резко противоречили древнекитайским традициям;
2. он расшатывал сложившиеся к этому времени представления о превосходстве жителей Срединного государства над их соседями.
Например:
5-й век. Гу Хуань – трактат «Ися лунь» («О варварах и хуася»); автор не видел существенных расхождений в догматике буддизма и даосизма; основное препятствие для распространения буддизма в Китае – различия в обычаях, объяснявшиеся исконной противоположностью древних китайцев (хуася) и «варваров».
«Хотя лодки и повозки сходны в своем применении для дальних путешествий, но первые предназначены для рек, вторые - для пути. Учения буддизма и даосизма едины в постижении и преображении, но одно их них подходит для варваров, другое – для хуася… Носить строгий костюм и пояс чиновника – это внешность чжухуа; иметь стриженые волосы, несшитые одежды – облик варвара. Сидеть, поджав ноги, и стоять, склонившись в поклоне, - это вежливость людей Срединных земель; выставлять вперед ноги, подобно лисам и собакам, - это приличия захолустных окраин… Сохранять в неприкосновенности свою внешность и тело – это принципы, творящих добро; разрушать свой облик и менять свои врожденные свойства – это учение, погрязших во зле». (Эршиу ши)
Внешний вид буддийского проповедника бритоголового и босого, одеждой ему служил обернутый вокруг тела кусок коричневой ткани, сразу бросался в глаза, так как, показаться на людях без головного убора означало в ханьское время публично признаться в совершении преступления, а бритые головы были позорным наказанием, которому подвергались осужденные на каторгу. Облик буддийского монаха не мог не шокировать тех, кто был воспитан на традициях ханьского этнического автостереотипа.
В конфуцианской концепции универсального космического устройства «Срединное государство» рассматривалось как центр Поднебесной, единственное место, где силы инь и ян могут вступать в гармоническое взаимодействие, порождая все сущее. Именно поэтому Китай –
местопребывание мудрых, средоточие всего, что необходимо человеку, где осуществляются поучения совершенно мудрых правителей древности, где воплощаются гуманность и справедливость».
Сама идея о том, что китайцы могут заимствовать что-то чужеземное, всегда встречала ожесточенное сопротивление (например, в царстве Чжао Улин Ван пытался ввести ношение штанов – провал). А теперь речь шла о заимствовании целой мировоззренческой варварской системы.
Буддизм запрещался три раза на протяжении 5 – 4 веков: Тоба Тао (446г.), Юй вэнь Юном (557 г.), Ли Чанем (845 г.) и всегда важнейшим доводом против буддизма было то, что они исповедуют чужеземную религию. Но это не мешало самим же китайцам отправиться на Запад в Индию и вопреки конфуцианскому убеждению о том, что людям Срединного государства нечему учиться у «варваров», отправились на Запад не поучать, а в надежде научиться. По подсчетам Лин Ци Чао, в 260-751 гг. число китайских буддийских монахов-паломников составило около 200 человек. Все это свидетельствовало о смещении и трансформации традиционных представлений китайцев о мире и о себе.
Трансформация понятия «Срединное государство». Как известно, к последним векам до н.э. термин «Срединное государство» стало синонимом «империи Хань». Но в 3 – 6-м веках выяснилось, что на земле существует не одно, а, по крайней мере, два Срединных государства. Следы этого важного открытия обнаруживаются во многих географических трактатах:
6-й век. Ли Дао-юань
«Шуйцзин чжу»: К западу от реки Джамны находятся государства Тяньчжу, а к югу – Срединное государство.
Остается на китаецентристских позициях, объясняя существование еще одного Срединного государства:
«В этом Срединном государстве одежда и пища одинаковы с настоящим Срединным государством, поэтому – то его и называют так».
Совсем иначе объясняет существование еще одного Срединного государства Фа Сянь, буддийский монах:
«К югу (в государстве Гуптов) расположена страна, именуемая Срединным государством. Климат здесь умеренный, инея и снега не бывает. Народ живет в достатке и довольстве. Нет тут ни податных списков, ни строгих законов. Лишь те, кто обрабатывает земли правителя, платят налог с земли».
Таким образом, Фа Сянь был далек от того, чтобы объяснять название этой идиллической страны ее сходством с Китаем. Он сравнивал увиденное с тем, к чему привык у себя на родине. Но это сопоставление не в пользу Китая.
Более того, по сообщениям того же Фа Сяня, он воспринимался местными жителями как странник, прибывший не из Срединного государства, а из «далекой окраинной страны» - ханьские или цзиньские земли.
Представления китайцев о своих соседях
начали меняться намного раньше еще до проникновения буддизма, чему способствовали географические открытия, начавшиеся во втором веке до н.э. Чжан Цянь и его путешествие на запад было открытие целого мира. Поэтому возникла и требовала расширения классификация народов. С этой проблемой столкнулся уже сам Чжан Цянь после своих двух путешествий – он должен был обобщить и систематизировать калейдоскоп впечатлений. Необходима была выработка критериев сходства и различий. Та же проблема возникла и у Сыма Цяня. Наряду с описанием конкретных особенностей посещенных Чжан Цянем стран и быта их населения, Сыма Цянь вводит типологическую категорию «тун» (тождество), позволяющую ему группировать выделенные объекты. В качестве главного критерия установления сходства – «су» (обычаи).
Понятие «су» широко и весьма многообразно: образ жизни, основного занятия, система имен, наличие городов и т.д.
Еще более расширяется количество сравнительных критериев китайцев и соседей в Бань Гу, автора «Ханьшу»:
туди – ландшафт
фэнди – климат
ифу - одежда
улэй – утварь
цянько – деньги
миньсу – обычаи народа.
Пятый век. Фань Е. «Хоуханьшу». («История поздней хань»)
Система сравнения еще более дифференцирована: для сравнения используются такие категории как:
и – различия
тун – тождество
лэй – совпадение
сы - сходство
Варьирует степень их проявления:
ю – частично
дачжи – в основном
люэ – в целом
до – в большинстве случаев.
Фань Е пользуется гораздо более значительным перечнем черт сходства и различия, чем Бань Гу:
туци – земля и климат
сочу – продукты местного производства
изюйчу - жилище
улэй – утварь
ифу – одежда
иньши – пища и напитки
чэнши – города
миньгу – законы
яньюй – язык
жэньсин – внешний облик людей.
Вспомним «Лицзи»: «Народы пяти стран говорят на разных языках и имеют различные наклонности». Таким образом, по мере того, как знакомство с соседями становились все более детальным и глубоким, отчетливо вырисовывалась недостаточность дихотомии «древние китайцы – варвары».
Одним из важнейших тезисов сформировавшейся в эпоху Хань конфуцианской концепции о делении человечества на «нас» и «варваров», было утверждение о том, что последние лишь чисто внешне походят на настоящих людей, но в сущности таковыми не являются. «Варвар», у которого лицо человека, а сердце дикого зверя, не может быть настоящим подданным Поднебесной; поэтому побуждать его следует выгодой, тогда как на людей нужно воздействовать посредством апелляции к их чувствам гуманности и долга.
Тесные контакты с внешним миром, столь характерные для древнего Китая, на грани н.э. поколебали уверенность в этом древних китайцев, побывавших в странах Западного края. Их поразило то обстоятельство, что местные жители, как правило, очень сильно отличались чертами своего лица от населения Срединного государства. Европеоиды с глубокими глазами, густыми бородами – это важные диагностические признаки, отличающие восточных монголоидов от европеоидов.
И уже в «Цзиншу» у Чэнь Шоу физический тип населения впервые начинает фигурировать в числе типологических признаков, позволяющих установить черты сходства или различий между отдельными чужеземными странами. Этот же автор выделяет австролоидных жителей Фунани – «люди все некрасивые и черные, с курчавыми волосами».
Общеэтническое и региональное самосознание.
Обычаи и нравы различных частей Китая.
Конфуцианская идея о том, что вся территория, заселенная древними китайцами, делится на несколько частей, каждая из которых соответствует определенной группе небесных светил и характеризуется специфическими особенностями обычаев, продолжала в 3 – 6-м веках оказывать воздействие на общественное сознание. Источники донесли до нас немало свидетельств того, что врожденные качества людей однозначно связывались тогда с местом их рождения.
Бань Гу «Лицзи» - включил в географический раздел своего труда региональную характеристику образа жизни, культуры и обычаев населения империи. Девять выделенных им областей (чжоу) не являлись в т о время административными единицами и различались лишь культурными традициями их жителей. В полном соответствии с первоначальной конфуцианской идеей постулируется связь с каждой их этих областей с той или иной группой созвездий. Почти все из областей включают по нескольку более мелких регионов, в которых различны нравы и обычаи населения.
Причины этому:
1. перемещение столицы. Население столичной области, как правило, бывает смешанным, происходящим из разных частей страны. Кроме того, сам образ жизни жителей крупного города влияет на местные нравы;
2. воздействие со стороны варваров;
3. объединение страны.
Важнейшим качественным сдвигом в соотношении отдельных регионов страны, произошедшим на протяжении нескольких столетий, было изменение центров их взаимного тяготения. В ханьское время на фоне большого разнообразия специфики тех или иных районов преобладающей была тенденция к противопоставлению Запада и Востока, что особенно явственно проявлялось в географическом размещении основных групп диалектов. За 3 – 6-й века, из-за политических и демографических процессов положение существенно изменилось: теперь на первый план выдвинулась оппозиция «Север-Юг». Это противопоставление имело не только чисто географический смысл, оно проявлялось и в региональном самосознании населения двух частей Китая. Оппозиция «бэй жэнь» - «северян» и «нань жэнь» - «южан». Но и сами понятия «северяне-южане» не оставалось на протяжении 3 – 6-го веков неизменным.
Начало противопоставления древнекитайского населения Севера населению Юга было положено длительным противоборством царств Вэй и У в 3-м веке. Поэтому проблема взаимоотношений между влиятельными кланами южан и переселенцами с Севера, оказавшимися на территории Цзян-Нани в начале 4-го века, - в значительной мере определила судьбу новой династии Восточная Цзинь и, в конечном счете, исход борьбы с кочевниками, захватившими Северный Китай.
С течением времени южная знать начитает рассматривать северный диалект как показатель приобщения к правящей элите и усиленно берется за его изучение. По свидетельству современников к началу пятого века большая часть южной знати уже овладела северным диалектом. В тоже время беднейшие слои переселенцев постепенно ассимилировались в местной языковой среде: «обретя богатство и знатность, он все же говорил только на языке У, хотя его предки были переселенцами с Севера».
Таким образом, различия между северным и южным произношением начинают приобретать социальную окраску. Южане-простолюдины говорили на своем родномнаречии, аристократы – на северном.
Несмотря на процесс языковой ассимиляции и отмену в 4-м веке формального различия между южанами и переселенцами с Севера, реально саморазграничение их продолжает сохраняться.
Но положение изменилось лишь к 5-му веку, когда различия между местным древнекитайским населением Юга и потомками переселенцев фактически стерлись. С этого времени противопоставление северян и южан подразумевала констатацию определенных культурных и социально-психологических различий между жителями Севера, испытавшими влияние кочевников, и населением Юга. Которое по старой памяти именовалось северянами «людьми У».
Главным на протяжении всего средневековья и нового времени вопрос о том, в какой же из двух частей Китая – северной или южной _ в большей степени сохранились традиционные устои древнекитайской культуры. На севере – кочевники, на юге – южные варвары. Каждый из двух регионов претендовал на свою исключительность, но, безусловно, и серев, и юг претерпели изменения.: традиционная древнекитайская культура трансформировалась под воздействием соседних, и северных, и южных народов.
Противопоставление Север-Юг значительно повлияло, как и буддизм, на эволюцию понятия «Срединное государство». В текстах 4 – 5-го веков очень сложно судить, о каком регионе Китая идет речь в связке с термином «Срединное государство».
Так, в «Циминь Яошу»: «В «Срединном государстве нередки морозы и потому имбирь следует закладывать в погреб вперемежку с соломой, почвы в государстве вообще не подходят для разведения имбиря».
И ниже:
«...в Срединном государстве растет бамбук лишь двух видов». Специальный раздел главы 92 автор посвящает «злакам, фруктам, тыквам и овощам, которые не родятся в Срединном государстве».
Таким образом, территория Срединного государства ограничивается в «Циминь Яошу» бассейном Хуанхэ, то есть землями, находившимися под властью Северных династий. К югу от Янцзы – современные Гуандун, Цзянси, Хунань, Чжецзян, Шаньдун – не входят в это понятие. Следовательно, в эпоху политического противостояния Севера и Юга термин «Срединное государство» в лексиконе северян отнюдь не совпадал по своему значению с аналогичным термином Ханьского времени, когда в это понятие включалась вся территория империи.
Сами южане с 4-го века, даже переселившиеся с севера со Среднекитайской равнины, понятие «Срединное государство» не употребляют. Для обозначения территории Северного Китая гораздо чаще употребляется «Чжунъюань» (Срединная равнина). Чжунчжоу – средняя область, Шэньчжжоу – священная область и т.д.
Так или иначе, в 3 – 6-м веках одно из наиболее распространенных самоназваний древних китайцев – «люди Срединного государства» - выходит из употребления.
Элементарные категории этнической идентификации
Процесс накопления этнографических знаний об окружающих народах в древнем Китае постоянно увеличивался. Китайские авторы в первых веках н.э. не только сформулировали, но и создали некую сумму типологических критериев для сравнительной характеристики соседних народов. Более того, они начали задаваться вопросом о причинах наблюдаемых ими черт сходства между различными народами.
Бань Гу причину сходства между некоторыми иноземными народами связывал с идеей особой генетической общности, которую Бань Гу обозначил термином «чжун» (племя, посеять, семена). Этот же термин заимствовал Чэнь Шоу в «Санью чжи», который применил его для объяснения сходства к культуре населения современной Маньчжурии и Кореи.
Таким образом, в осмыслении специфики окружающих народов древние китайцы сделали в 3 – 6-м веках большой шаг вперед по сравнению с представителями греков и римлян. Попытки дать новую классификацию своих соседей на основе понятия генетического родства, являющегося причиной сходства языка, обычаев, материальной культуры, означал признание недостаточности общепринятого деления людей на «нас» и «не нас».
В то же время весьма показательно, что древние китайцы в течении длительного времени не знали специального термина для обозначения элементарной единицы многообразия народов, которое их окружало.
В древнегреческом, например, «этнос» (город).
Существует мнение, что современный китайский научный термин для обозначения понятия «этническая общность», этнос, народ миньцу представляет собой новообразование, заимствованное из иностранного языка. Однако этот термин встречается еще в 5-м веке у Гу Хуаня: «ныне китайцы – и мужчины, и женщины – не изменили принадлежности к своему народу, но бездумно следуют варварским обычаям» (Эришу). Понятие «народ» обозначено термином «миньцзу». При этом Гу Хуань допускает , по крайней мере теоретически, возможность смены человеком принадлежности к тому или иному народу (гэсу – «менять обычаи»). Это позволяет считать, что Гу Хуань понимает этническую общность (миньцзу) как единство людей, связанных узами культуры, но не только происхождения. Древний китаец с этой точки зрения вполне мог стать «варваром» - тезис, свидетельствующий о новом этапе развития этнического самосознания, в котором отразились сложные исторические процессы 3 – 6-го веков.
Список литературы:
1. Крюков М.В., Малявин В.В. и др. Китайский этнос на пороге средних веков. М., 1979.
2. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000.
Вопросы для самоконтроля:
1. В каких веках буддизм начал проникать на территорию Китая? Успешно ли?
2. Эпоха географических открытий повлияла ли на мировоззрение китайцев?
3. Меняется ли концепция «мы-варвар» в умах китайцев?
4. Влияет ли северное и южное произношение на социальный статус?
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КИТАЙЦЕВ НА ПОРОГЕ СРЕДНИХ ВЕКОВ.
План.
1. Градостроительство.
2. Жилище.
3. Пища, утварь.
4. Одежда.
5. Религия и семейные отношения.
1. Если на Юге рост численности городов был более или менее равномерным и отражал постепенное увеличение древнекитайского населения на этой территории, то города на Севере пережили в 3-4-м веках период упадка и запустения.
Общая тенденция эпохи Вэй-Цзинь – жители покидали города и стремились найти убежище в деревенской глуши. Запустение бывших торговых и политических центров сопровождалось увеличением числа укрепленных усадеб, превращенных в небольшие крепости. В начале 4-го века в окрестностях Лояна возникло более 100 таких усадеб.
Упадок городов был тесно связан с натурализацией хозяйства и сужением сферы товарно-денежных отношений. Жалованье чиновникам платили тканями.
После реформ Тоба Хуна происходит возрождение городов на Севере, причем их облик существенно изменился в сравнении с предшествующей эпохой Цинь-Хань. Большую роль сыграли контакты с Западным краем: градостроительная техника туркестанских городов была заимствована китайцами.
1.Городские стены имеют необычную форму верхнего среза – он был окаймлен аккуратным зубчатым украшением.
2. Все древнекитайские города ханьской эпохи характеризуются отсутствием симметрии в использовании полезной площади в пределах городской стены. В ханьском Чаньане императорские дворцы были расположены в нескольких частях города, что вызвало необходимость сооружения специальных закрытых переходов, связанных между собой.
В рассм-ую эпоху – новая планировка – территория города делилась на две половины, причем дворец располагался также на этой оси. Жилые кварталы были размещены симметрично по сторонам улиц, ориентированных по сторонам света.
2.Жилище.
1. Сохранилась каркасно-столбовая техника. Вместе с тем, в 4-6-м веках получает распространение не отмечавшийся в более раннее время обычай измерять жилую площадь дома числом предметов между столбами на фасадной стороне – Цзянь.
2. Распространение получают четырехскатные крыши, в эпоху Хань почти не встречавшиеся.
3. Элементы античных архитектурных стилей особенно в украшении балок и барельефов.
4. В Цинь-Хань в каркасно-столбовом доме стены могли вообще отсутствовать; в 3-6-м веках стал широко использоваться кирпич - сырцовый и обожженный –
5. для стен, кровельная черепица получила очень широкое распространение.
6. В интерьере жилищ появились новые атрибуты: для удобного сидения на коленях и пятках – подлокотники – пинцзи; распространяются «варварские сидения» - топчаны. Особенностью является то, что китайцы использовали топчаны исключительно вне дома, в походных условиях или в неофициальной обстановке. Сидение, свесив ноги вниз, только с 6-го века на Севере стали использоваться в интерьере.
3.Пища
Преобладание меридиональных различий в природных условиях и длительных политических противостояние Севера и Юга – сформировалось два различных комплекса пищи – северный и южный.
Юг – рыба, малова, болотный злак цицания, мускатный орех, фрукты.
На Севере – то, что древние китайцы вообще не употребляли, - простокваша, сыр, масло. Восприняв у кочевников особенности их пищевого рациона, древние китайцы полностью заимствовали у них и технологию производства соответствующих продуктов. Китайцы научились доить коров и овец, чего делать раньше не умели. У кочевников же китайцы заимствовали и приметы, связанные с приготовлением продуктов, например, если простокваша не закисала, значит в том месте, где ее готовили, водятся змеи. Все же молоко в конечном итоге не вошло в традиционный набор пищевых продуктов современных китайцев.
Зато на Севере – еще одна особенность – различного рода мучные блюда, в том числе лапша, лепешки, пирожки с начинкой, для готовки использовали масло, в том числе и коровье, чего в Хань не было.
3-6-й века – появился чай на Юге, на Севере к чаю пока еще равнодушны. При этом, чай на заваривали как сейчас, а варили.
Бетель – плод ореховой пальмы завертывается в лист бетеля вместе с небольшим количеством извести и разжевывается. Получающаяся масса выделяет пигмент, который окрашивает рот в ярко-алый цвет. Начинается обильное слюноотделение, и человек вынужден то и дело сплевывать, но в отличие от чая, обычай остался только чисто южной традицией.
Посуда
На Юге в повседневный быт прочно вошли специальные квадратные блюда для фруктов. Но главным предметом обеденной посуды становится в 3-6-м веках глубокая круглая пиала (вань), очень похожая на современную. Из источника: «съедал по нескольку пиал риса».
Форма приема пищи: «вареный рис ели из одной чашки двое, суп – трое, мясо – четверо». Таким образом, в предшествующее время пищу подавали каждому гостю отдельно.
Современные китайские обычаи, напротив, предписывают всем участникам трапезы брать мясо или овощи из одного общего блюда. То есть, застолье 3-6-го веков существенно отличалось как от древнего, так и современного, сложившегося позднее.
С Запада заимствовали стекло для изготовления посуды, изобрели фарфор.
4.Одежда
Как и в Ханьское время мужская одежда по своему составу не отличалась сколько-нибудь от женской.
В составе одежды южан за пять веков прошедших со времени династии Хань имели место значительные изменения:
2-й век до н.э.
халат (пао)
рубаха (даньи)
плахта (уюнь)
чулки (ва)
туфли (люй)
штаны (ку) - мужские
куртки (жу) – мужские.
Изменения, произошедшие с тех пор, нашли свое выражение в широком распространении укороченной плечевой одежды (куртки-кофты и безрукавки) за счет длинной одежды типа халата.
Безрукавки вошли в моду в 4-5-м веках, причем, на Севере их не носили, на Юге они стали частью повседневной одежды.
Манера запахивать наплечную одежду сочетает как налево (по варварски, так как китайская аристократия стремилась интегрироваться в табгачское общество), так и направо ( по китайскому обычаю, потому что Тоба Хун реформы проводил, направленные на перенятие всего китайского). В одном из погребении статуэтки из 115-ти 58 имели левый запах.
Головной убор
Первая группа – официальные головные уборы – гуань. Отличительная особенность – сложность конструкции и обязательное наличие завязок под подбородком (наследие Цинь-Хань).
Вторая группа – головные уборы различной формы, вовсе не имеющие повязок – мао.
Третья группа – головные повязки – цзинь, которые в отчете о раскопках ошибочно определены как прически.
Таким образом, в 3-6-м веках официальные головные уборы типа «цзиньсянь гуань» постепенно становятся все более и более архаичным явлением, уместным в парадной обстановке, но не в повседневном быте. Их прежнее место занимают маленькие шапочки южан, которые очень многообразны.
Обувь
Появляются деревянные сандалии – подошвы с ремешками, напоминающие современные японские чета. Обувь снимали не у входа в дом, а лишь усаживаясь на циновку. Обувь такого типа – на Юге. На Севере сандалии не получили распространения, там другой вид обуви – заимствованные у варваров сапоги, которые со временем распространились и на Юге.
5.Религия
Даосизм. Его роль велика в формировании новой китайской варварской культурной общности. Зародился как смесь китайских и варварских народных верований; даосизм чуждый «китаецентризма» помогал решать задачу совмещения китайских и варварских начал.
Тоба Тао в 444 г. провозгласил даосизм государственной религией. Идея бессмертия души и тела.
Буддизм – его идеал совершенного равенства людей выступал заманчивой альтернативой обществу, между отдельными слоями которого пролегла резкая, почти непреодолимая грань. Буддизм не знал и границ государственных, поэтому играл интегрирующую роль. Но отличался на Севере и Юге.
На Юге буддизм аристократический: отрешенности от мирской суеты, дух эстетизма, склонность к рафинированной философии. Буддистских монахов охотно принимали в аристократических домах, но сами аристократы в монахи не рвались, предпочитая искать в новом учении только пищу для ума.
Слияние буддизма с китайской ученостью.
На Севере судьбу буддизма решали не аристократы, а воинственные предводители варваров. Поэтому большое значение имела магия, близкая шаманистским верованиям кочевников.
Буддизм открыл древним китайцам новое чувство, единение в любви и сострадании, сонм антропоморфных божеств, понятие рая и ада, идею иллюзорной земной жизни и человеческого «я». Вместо смутных представлений о «Небесной судьбе», оно утверждало четкую концепцию всеобщего закона воздаяния – кармы. Привнес идею множественности обитаемых миров и периодических мировых катастроф.
Семейные отношения
На Севере женщины пользовались большей самостоятельностью, чем на юге, что связывалось с влиянием неньбийцев. На Севере множество дел решалось на внутренней (т.е. женской) половине дома. Женщины Севера совершали постоянно выезды, посещали буддийские храмы и устраивали карьеры своих сыновей.
На Юге в случае смерти жены, хозяйство вели наложницы, на Севере – не принято брать новую жену.
Важной приметой 3-6-го веков как эпохи отчетливого осознания различных локальных культур явилось обостренное внимание ее современников к расхождениям в траурной обрядности жителей отдельных регионов Китая.
Южане относились к трауру более строго. На Новый год южане не посещали семью в трауре и ограничивались письменным извещением, тогда как северяне приходили лично и вновь совершали обряд соболезнования.
Плач на похоронах северяне « и приукрашивают звук», вследствие чего их плач походил на мелодичное завывание, что казалось южанам отвратительным и неестественным.
Анекдот: южанин пришел выразить соболезнование северянину и по южному обычаю преподнес ему мешочек бобов. Убитый горем сын по обычаю Севера воскликнул: «О, что мне делать?» Гость, не знакомый с местными обычаями отнес этот вопрос на счет бобов и ответил: «Вы можете их съесть». Хозяин вновь издал скорбный крик, который южанин понял, как «О, бедный я, бедный!» и сказал: «Ну, если этого мало, я принесу еще мешочек».
Появилась новая хронология праздников по нечетным числам равным числу нечетного месяца лунного календаря, и со временем сложилась даосско-буддийская триада религиозных праздников. Например, появился праздник «цинмин» - день поминовения всех усопших, дошедшего до нас.
Список литературы:
1. Доменак.Ж.-Л., и др. Семейные отношения в Китае. М., 1991.
2. Крюков М.В. Китайцы.- Этнография питания народов стран зарубежной Азии. М., 1981.
3. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000.
4. Сидихметов В.Я. Китай: страницы прошлого. М., 1987
5. Стариков В.С. Материальная культура китайцев северо-восточных провинций КНР. М., 1967.
6. Сычев Л.П. и др. Китайский костюм: символика, история, трактовка в литературе и искусстве. М., 1975
7. Фицджеральд С.П. Китай: краткая история культуры. СПб., 1998
8. Арнольдлов А.И., Новак Г.М. Культура народов Китая. М., 1964.
9. Ащепков Е.А. Архитектура Китая. Очерк. М., 1959
10. Глухарева О. искусство народного Китая. М., 1958
Вопросы для самоконтроля:
1. Повлияли ли контакты с Западным краем на градостроительную технику городов?
2.
КИТАЙСКИЙ ЭТНОС В СРЕДНИЕ ВЕКА
(7-й – 13-й века)
План.
1. Политические факторы этнического развития.
2. Социальные факторы развития.
3. Внешние связи.
4. Население.
1.В политической истории Китая 7-го – 13-й веков отчетливо выделяются четыре этапа:
1-й – конец 3-го – середина 7-го веков – характеризуется существованием на территории Китая централизованных империй Суй и Тан.
2-й – 8-й – 10-й века – постепенным упадком Тан, и раздроблением страны на несколько самостоятельных царств.
3-й – последняя треть 10-го века – династия Суй и восстановление политического единства страны.
4-й – середина 12-го века – Северный Китай – завоевание его кочевниками, на Юге - сохранение власти суйского двора.
589 год – приход к власти Суй, покорившей последнее царство Чэнь, круто изменил течение китайской истории. На смену четырехвековой эпохе раскола и противоборства пришла эпоха единства и централизации. Основатель династии Ян Цзянь (Вэнь-ди) принадлежал к смешанной китайско-варварской» знати Северо-запад Китая, составивший в середине 6-го века костяк правящей верхушки государства Чжоу. Девиз его царства: «Простота и стройность». Он провел реформы, направленные на консолидацию общества (денежная, налоговая, армии и т.д.).
Наряду с реорганизацией северочжоуских институтов применительно к новым условиям суйский двор сознательно шел по пути синкретизма. Вэнь-ди отказался от принятой в Северном Чжоу архаичной государственной организации и вернулся к бюрократической системе ханьского образца. Немалую помощь в консолидации новой империи оказывало конфуцианство с его разработанной символикой верховной власти Сына Неба. Южные и Северные канонические традиции получили при Суй равные права на существование. Тенденции к новому культурному интересу наблюдались даже в тогдашнем подходе к традициям словесности Севера и Юга. По отзыву составителей «Суйшу» (книга), южная словесность воплощала утонченное, аристократическое начало. Северная – естественное и непосредственное, так что совершенства следовало добиваться, «устраняя недостатки каждой, соединяя достоинства обоих».
Суйский двор не замедлил отметить свой триумф серией мероприятий чисто императорского масштаба: построили новую столицу Чанъань, затем Лоян. В 605 – 610-м годах был прорыт императорский канал, связавший Север и Юг страны. Велись крупные работы по восстановлению великой Китайской стены. Одновременно правители Суй начали затяжные, но малоуспешные войны на всех границах империи.
Грандиозные амбиции, жажда самоутверждения, упоение славой ощущаются в каждой черточке их царствования – от величественных дворцовых комплексов и пышных официальных торжеств в столицах до наивного стремления пустить пыль в глаза чужеземным посланникам даровым угощением под тем предлогом, что «в Китае все имеется в изобилии».
618-й год – низложение Суй, воцарение Тан. Ее первый император Тай Цзун продолжил курс на культурную унификацию. Появилось официальное издание конфуцианских канонов и толкований к ним, созданное с учетом как южных, так и северных традиций учености.
Дата добавления: 2020-03-17; просмотров: 684;