Тема 3.3 Личность и условия ее формирования.


План:

1. Характерные черты личности и ее структура

2. Свобода

3. Ответственность.

4. Ценности и их роль в жизни личности

 

Напомню, что существуют основные характеристики человека: индивид, индивидуальность и личность. Под личностью я предлагаю понимать высшую степень развития человека, то есть человека развитого в социальном и духовном планах. Быть развитым социально – значит иметь богатый ролевой набор (совокупность социальных ролей: студент, брат, сын, друг), быть включенным в разнообразные социальные отношения (семейные, производственные, ученические, дружественные и так далее), занимать определенное положение в обществе, то есть иметь социальный статус, оказывать воздействие на него, то есть выступать в качестве субъекта социальных отношений. Быть социально и духовно развитым человеком – это значит успешно пройти социализацию, усвоить социальные нормы, лежащих в основе социальных ролей, стать человеком ответственным, с развитым самоконтролем, ответственным, морально устойчивым.

В личности важна степень духовного развития. Именно духовные качества человека выступают в качестве морально-нравственного стержня личности. Неслучайно, что русский религиозный философ Н. А. Бердяев трактовал личность как прорыв в духовную сферу. Духовность человека проявляется в его гуманности, в стремлении к самосовершенствованию, к возвышению над самими собой, то есть в трансцендентности.

Духовность, которую часто трактуют как высшую степень развития сознания человека, невозможно представить без развитого мировоззрения. Знания, убеждения, принципы, ценности, идеалы как основные мировоззренческие компоненты являются фундаментом для развития внутреннего мира человека, основой для формирования его личностных качеств.

Кроме социальности и духовности, можно выделить такие характерные черты личности как разум и сознательность – способность отдавать отчет своим действиям, осознавать последствия своих поступков и нести за них ответственность. Таким образом, недееспособных индивидов, лиц, с психическими отклонениями, в результате которых они не могут осознавать последствия за свои действия и нести ответственность за них, нельзя признать личностями. Поскольку у детей не разит разум, способность к всестороннему анализу последствий своих поступков, они тоже не являются личностями, а находятся в процессе формирования личностных качеств.

Еще одной важной характеристикой личности является ее целостность и гармоничность. Под целостностью и гармоничностью можно понимать внутреннюю собранность человека, его способность выступать в качестве «ансамбля социальных отношений». Целостность и гармоничность сопряжены с творческой деятельностью человека, его талантом. Обычно говорят, что творческий человек талантлив во всем. Гармоничное развитие человека – важное условия для формирования личности. Древние греки полагали, что «здоровый дух» может быть только в «здоровом теле».

.

Личность – понятие не статичное, а динамичное, поскольку личность – это всегда процесс, становление, развитие. Человеку недостаточно просто стать личностью, а потом перестать развивать личностные качества, стремиться к саморазвитию. В противном случае его ожидает процесс деперсонализации – потеря личностных качеств. Личность, застывшая в своем формировании - уже деградирующая личность.

В связи с этим можно выделить следующие факторы деградации личности:

1) алкоголизм – систематическое употребление алкогольных напитков, физиологическая и психическая зависимость от алкоголя. Механизмы деградации следующие. Человек в качестве личности начинает деградировать социально (сокращается ролевой набор, так как человек теряет работу, он не в состоянии исполнять роль отца, мужа) и духовно (меняется его мировоззрение, на смену здоровым ценностям, такие как семья, работа, друзья приходят ценности нездоровые – спиртосодержащие напитки, а затем и суррогаты). Социальная и духовная деградация личности сопровождается потерей целостности, так как у алкоголика отсутствует духовно-нравственный стержень, он существует в состоянии экзистенциального вакуума, бытийствует в режиме фрагментарности. Ни о какой гармоничности говорить уже не приходится. Происходят необратимые процессы в головном мозге, человек в алкогольном состоянии может вести себя неадекватно. При определенных обстоятельствах, по решению суда, алкоголика можно признать недееспособным, так как он не может осознавать последствия своих поступков, и, следовательно, нести ответственность за них. Следовательно, человек в таком состоянии не стремится к саморазвитию, перестает быть личностью;

2) наркомания - физиологическая и психологическая зависимость от наркотиков. То, что было сказано об алкоголизме, тоже самое касается и наркотиков. С одной лишь оговоркой: деградация личности происходит гораздо быстрее;

3) конформизм – некритическое восприятие чужого мнения, подчинение чужой воли, подверженность групповому давлению. У такого человека либо мировоззрение до конца не сформировано, либо отсутствует вовсе. Он не бытийствует в качестве личности, поскольку лишен по причине собственного безволия своего «Я», в его сознании нет места свободе выбора, а, следовательно, и действий.

Таким образом, основными факторами деградации личности являются некоторые зависимые формы поведения (алкоголизм, наркомания, в определенных случаях – геймерство), конформизм. Все эти факторы «убивают» личность в человеке через разрушение его целостности, гармоничности, динамичности, социальности и духовности. Потеря духовности выражается в безответственности, в отсутствии самоконтроля, самоуважения, в неспособности осознавать последствия своих действий, отвечать за них. Таким образом, деперсонализация человека связана с его дегуманизацией, в «быдлячестве».

Деградация личности также прослеживается через разрушение ее структуры. Происходят процессы, связанные с физическим «Я» человека: меняется его внешность в сторону неопрятности как проявление отсутствия самоуважения и уважения по отношению к другим людям, меняется соматика: болезненный вид, человек плохо ходит (походка «зомби»). Затрагивается и социальное «Я» человека: уменьшаются и деформируются ролевой набор, система социальных отношений. Духовное «Я» человека тоже попадает в эпицентр событий, так как изменяется его сознание и мировоззрение.

 

Для бытийствования человека в качестве личности нужна свобода. Свобода – это необходимое условие для существования личности. Там, где нет свободы, нет и личностей. Нельзя, например, говорить о том, что личность являлась составной частью первобытного общества, так как в первобытном обществе были люди, но не было личностей. В первобытную эпоху свободы как таковой не было. Человек был связан кровнородственными отношениями. Род и племя диктовали первобытному человеку, как ему поступать.

Свободу нельзя понимать как желание человека делать то, что он хочет. Способность человека действовать в соответствии со своими интересами и потребностями образует сущность воли, произвола, а не свободы.

Свобода — это способ бытия человека, основанный на осознанном выборе, который ограничен ответственностью. Таким образом, «ядром» свободы, то есть ее основой, является выбор. Выбор же всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением. Поэтому трудно человеку реализовывать свободу, так как он несет «бремя выбора».

Для осуществления свободы нужны определенные условия. Во-первых, должна быть возможность выбора цели действий, то есть свобода воли. Если вы поступили в ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград» потому, что так хотели, то вы стали студентом газпромовского учебного заведения по своей воле. Если вы поступили в колледж потому, что так хотели ваши родители, то вы реализовали не собственную, а их волю. Значит, ваши действия нельзя назвать свободными.

Во-вторых, необходима возможность достичь поставленной цели. Если бы ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград» набирал студентов только по направлению от газпромовских предприятий, то ваша возможность поступления в него была бы ограниченной, так как вы бы не располагали полной свободой действий.

Свобода никогда, в отличие от воли, не носит абсолютного характера. Свобода всегда ограничена ответственностью. Следовательно, существуют факторы, которые обуславливают свободу.

Первый фактор – это социальная среда, то есть общество. Это хорошо понимал немецкий философ К. Маркс: «жить в обществе и быть свободным от него нельзя». Действительно, живя в обществе, человек вынужден подчиняться тем социальным нормам, которые общество и выработало. Таким образом, первый фактор ограничения свободы личности носит внешний характер.

Второй фактор – духовный уровень развития человека, то есть этот фактор носит внутренний характер. Человек должен понимать, что его свобода размахивать руками заканчивается там, где начинается нос другого человека. Свобода тесным образом сопряжена с ответственностью. Свобода одного человека ограничивается его ответственностью по отношению к другим людям. Например: реализуя свободу преподавания, я одновременно ответственен за реализацию федеральных государственных образовательных стандартов.

Б. Спиноза трактовал свободу как господство человека над самим собой. Следовательно, согласно Б. Спинозе, если человек не может контролировать свои влечения, желания, то есть быть господином самого себя через реализацию самоконтроля, то такого человека нельзя назвать свободным, поскольку он – раб своих желаний и страстей.

К свободе философы относились по-разному. Одни философы полагали, что свобода носит абсолютный характер, не ограничена никакими факторами. При такой трактовке свобода становилась синонимом понятия воли. В истории философии такая точка зрения на свободу получила название волюнтаризма.

Волюнтаризм – это философское учение, рассматривающее человеческую волю в качестве принципа жизни человека. Наиболее видными представителями этого направления были немецкие философы девятнадцатого века А. Шопенгауэр и Ф. Ницше.

Если А. Шопенгауэр рассматривал мир как волю и представление, сравнивая волю с гигантским пауком, то Ф. Ницше в качестве основы бытия предлагал считать волю к власти. Именно реализация этой воли должна привести к появлению сверхчеловека.

Философские идеи волюнтаризма не раз пытались осуществить как в мировой, так и в отечественной истории. А. Гитлер потерпел фиаско в осуществлении своей воли, нацеленной на осуществление мирового господства на принципах человеконенавистнической идеологии национал-социализма. Руководитель Советского Союза Н. С. Хрущев был снят со своего поста в 1964 году за политику волюнтаризма: «кукурузная кампания», передача Крыма Украине в 1954 году, кампания «догнать и перегнать Америку».

Другие философы отрицали факт существования свободы. Они считали, что говорить о свободе не приходится, так как миром правит судьба, фатум, рок, Бог. Сторонники подобной мировоззренческой позиции получили название фаталисты.

Фатализм – философское учение, согласно которому судьба, рок, Бог определяет изначально весь ход жизни человека. В качестве представителя фатализма можно назвать древнеримского философа Сенеку, который считал, что судьба ведет человека по его жизненному пути, а если он не хочет идти, то она его тащит.

Две крайности, то есть признание абсолютного характера свободы и отрицание факта ее существования, преодолевают сторонники диалектического подхода. Нидерландский философ Б. Спиноза, живший в эпоху Нового времени, определял свободу как познанную необходимость. Следовательно, Б. Спиноза отрицает абсолютный характер свободы, ограничивая ее необходимостью, которую человек должен осознать. Анализ диалектической связи между свободой и необходимостью (отсутствием свободы) стал «фирменным знаком» философии марксизма, в частности философские исследования на эту тему Г. Плеханова.

В истории философии предпринимались попытки выявить признаки свободы. Известный общественно-политический деятель девятнадцатого века, виднейший представитель философии анархизма М. Бакунин полагал, что свобода – это явление целостное. «От свободы нельзя отрезать ни кусочка», - полагал мыслитель.

Свободу можно представить в форме такой геометрической фигуры как многогранник: каждая грань – это вид свободы. У свободы много видов. Выделяют внешние свободы. К ним относят экономические свободы (свобода предпринимательства, частной собственности), политические свободы (свобода слова, печати, собраний).

Помимо внешних свобод существует внутренняя свобода – свобода духа. Пример духовной свободы – свобода совести, свобода вероисповедования.

Как соотносятся внешние и внутренние свободы – вопрос дискуссионный. А. И. Солженицын отрицал тесную связь между ними, полагая что внутренние, духовные свободы мы можем осуществлять в условиях существования политических несвобод, то есть в условиях авторитарного политического режима. Будучи политическим заключенным, А. И. Солженицын пришел к убеждению, что тюрьма как проявление внешней несвободы не является помехой для реализации духовных свобод. Например, тюремное начальство не хотело, чтобы А. И. Солженицын занимался литературным творчеством. А. И. Солженицын нашел способ, как обойти этот запрет, он стал сочинять стихи в уме. Ему запрещали держать при себе карандаш и бумагу, но и это не остановило будущего лауреата Нобелевской премии по литературе.

Противоположной точки зрения на проблему соотношения внешних и внутренних свобод придерживался другой писатель и политический заключенный В. Шаламов. Он считал, что между этими свободами существует жесткая зависимость: нельзя, сидя в тюрьме, то есть в условиях лишения внешних свобод, внутренне быть свободным, как тюрьма не закаляет личность, как думал А. И. Солженицын, а, наоборот, уничтожает ее, если не физически, то духовно.

Свобода не бывает абсолютной. Она – относительное понятие и явление, поскольку сопряжена с ответственностью: чем больше свободы, тем больше ответственности, чем меньше свободы, тем меньше и ответственности. Следовательно, связь между ними носит прямопропорциональный характер.

Таким образом, к характерным чертам свободы можно отнести целостность, многогранность, относительность, или взаимосвязь с ответственностью.

Личность невозможно представить не только без свободы, но и без ответственности. Следовательно, свобода и ответственность являются важнейшими факторами формирования личности.

Ответственность - сознательная установка личности, ее готовность отвечать за себя и свои действия на предъявляемые со стороны общества, группы, других индивидов требования. Ответственность принимается человеком как прямой долг, обязанность. Ответственность -регулятор поступков личности, внутренняя пружина ее самодисциплины. Именно ответственность не позволяет использовать свободу как вседозволенность.

Принято выделять две формы ответственности – моральную и правовую (юридическую). Моральная ответственность основывается на моральных нормах, которые являются производными от понятий «добро», «зло», «справедливость», «подлость». Моральные нормы, в отличие от правовых норм, нигде не записаны, существуют в устной форме. Еще одно отличие моральных норм от правовых норм: правовые нормы оценивают только поступки человека и их результаты, а моральные, помимо этого, помыслы, задумки.

Механизмы реализации моральных норм – совесть и стыд. Стыд связан с внешним контролем. Он – важнейший маркер: благодаря стыду человек выделился из животного мира, о чем повествует Библия, благодаря стыду человек отличается от животных. Поэтому русский религиозный философ девятнадцатого века В. С. Соловьев определял человека как стыдящееся существо: у человека стыд есть, а у животных его нет. В противном случае животные носили одежду.

Сенека определял совесть как внутреннее судилище. Она, в отличие от стыда, связана не с внешним, а с внутренним контролем, то есть с самоконтролем. Наличие совести отделяет человека от личности. Жить по совести – значит бытийстсвовать в качестве личности, быть интеллигентным, духовно развитым человеком.

Про человека, который духовно не развит, говорят: «ни стыда, ни совести». Это означает, что у такого человека отсутствует не только осознание важности ориентации на внешний контроль, но и навыки самоконтроля.

Помимо моральной ответственности, существует ответственность юридическая, основанная на правовых нормах, то есть законах. Конечно, моральные нормы и правовые нормы не только различаются, но и имеют общие черты. Во-первых, они - разновидность социальных норм. Во-вторых, они часто «пересекаются». Например, моральное недопущение лжи подкрепляется правовой нормой из УК РФ, направленной против лжесвидетельства.

Можно выделить следующие виды юридической ответственности: административную (самый распространенный вид наказания – административный штраф, самый серьезный – административный арест); гражданскую (возмещение имущественного и морального вреда), дисциплинарную (выговор, увольнение или отчисление), применяемую в трудовом законодательстве, в учебном процессе; уголовную (лишение свободы, пожизненное заключение, так как в России действует мораторий на смертную казнь). В связи с развитием российским законодательства можно говорить об экологической ответственности – ответственность за сохранение окружающей среды (природы).

Для религиозных людей существует еще один вид ответственности – ответственность перед Богом.

Подытожим: свобода и ответственность — две стороны одного целого: свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу. Поэтому очень часто человек «бежит от свободы», а, следовательно, бежит от ответственности.

Э. Фромм в книге «Бегство от свободы» выделил следующие способы бегства от нее: 1) авторитаризм - стремление к господству или подчинению - подавление своей свободы или чужой; 2) насилие, агрессия — стремление устранить или разрушить существующий порядок; 3) конформизм — абсолютно некритическое принятие всех социальных норм, установлений, шаблонов; 4) растворение человеческого сознания с помощью медитаций, компьютерных игр.

Таким образом, свобода и ответственность – это два взаимообуславливающих фактора становления и развития личности. Для того, чтобы человеку не деградировать в качестве личности, он должен осознанно распоряжаться свой свободой, предвидеть последствия своих действий, быть способным нести ответственность, как моральную, так и юридическую за них.

 

Ценности являются составным компонентом мировоззрения и культуры. Следовательно, ценности – продукт деятельности человеческого сознания, с помощью которого объекты как материального, так и духовного бытия, ранжируются, образуют иерархию ценностей. Самые важные ценности в человеческом бытии – смыслообразующие ценности, без которых целенаправленная деятельность человеква была бы невозможной.

Изучением ценностей занимается особый раздел философии – аксиология. Ценности — это значимые для человека, общества объекты, явления. Ценности - это все, что дорого человеку. Ценность - это свойство предмета или явления иметь значение для людей в культурном, общественном, личном значениях.

Посколькуобъектов как материального, так и духовного бытия, разнообразен, то существует множество видов ценностей:

1) по субъекту, носителям - индивидуальные, групповые, общественные. Существуют различные ценности у социальных групп.
Например, ценностями для мужчин являются: работа, друзья, семья, дети. У женщин – наоборот, на первом месте идут семья и дети. Различная иерархия индивидуальных и групповых ценностей могут образовывать питательную почву для конфликтных ситуаций;

2) по содержанию: экономические, или рыночные (деньги, конкуренция, предпринимательство). Э. Фромм в своих работах хорошо показал, как в условиях господства рыночных отношений личность теряет свои высшие ценности, приспосабливается к рыночным требованиям, человек становится двуличным, находится в состоянии перманентного межличностного конфликта. Еще можно выделить социальные (дружба, милосердие); политические (диалог, ненасилие); правовые (закон, правопорядок); духовные (знания, идеалы);

3) по способу их осуществления: материальные - пища, одежда, жилье; идеальные, духовные;

4) по длительности существования: преходящие (мода, музыкальные жанры); непреходящие (любовь, правда);

5) по иерархии: высшие, абсолютные (человеческая жизнь,
добро). Добро - это то, что способствует счастью людей, отсутствие зла. Следовательно, зло можно определить как отсутствие добра. Поэтому добро абсолютно, субстанциально, так как всегда на чем-то основывается, а зло относительно, несубстанциально;

6) по культуре: западные ценности - индивидуализм, конкуренция, деньги, эффективность, свобода, инновации; восточные ценности - скромность, коллективизм, ответственность, традиции;

В процессе изучения ценностей выделим следующие их особенности:

1) социальный характер. Ценности формируются обществом и для общества. Они – одновременно условие и результат деятельности человека и общества. Ценности бытийствуют в социальной, но не в природной среде. Это означает, что у животных ценностей нет, так как у них отсутствует сознание. Поэтому говорить о деятельности животных не приходится. Относительно животных можно использовать термин «биологическая активность», которая направляется не сознанием, как в деятельности человека и общества, а природными инстинктами. Именно природные инстинкты задают своеобразный коридор для активности животного. Следовательно, будет неправильным сказать, что мыши представляют ценность для кошек: охота кошек на мышей, включенность этих грызунов в пищевую цепочку кошачьих – не осознанный выбор животного, а одно из проявлений господства природных инстинктов над биологическими организмами;

2) динамический характер. Поскольку ценности – продукт развития общества, то они, то есть ценности, меняются одновременно с ним, то есть с обществом. Динамичный характер ценностей приводит к межпоколенческим конфликтам – конфликтам «отцов и детей». Следовательно, для того, чтобы минимизировать конфликт, поколениям нужно изучать ценности друг друга;

3) относительный характер: что для одного человека является ценностью, для другого – нет. Относительный характер ценности приобретают по причине личностной окраски: каждый человек обладает индивидуальностью, неповторимым мировоззрением, отличающимся от других индивидов самосознанием, своим духовным миром. Люди разные потому, что ценности у них различны. Но в деле строительства семейного бытия, необходимо, чтобы базовые ценности у пары совпадали. «Муж и жена – одна сатана», «муж и жена должны смотреть в одну сторону», - гласит народная мудрость;

4) связь с деятельностью. Ценности побуждают человека к активной деятельности, нацеливает его на конкретные поступки. Ценности выявляются в ходе активного взаимодействия с внешним миром. С помощью ценностей задается коридор для человеческой деятельности, то есть обозначаются ее ориентиры. Постановка цели – результат деятельности сознания человека по иерархизации ценностей;

5) системный характер. Ценности, как мы уже выяснили, по своей природе социальны, являются отражением развития общества, имеющего сложную структуру. Поэтому не стоит удивляться тому, что ценности образуют собой социальную систему со своей структурой. В структуре ценностей можно выделить следующие элементы: а) потребности – необходимость человека в чем либо. Существуют первичные (базовые) и вторичные потребности. К первичным потребностям относят то, без чего человек жить не может – вода, еда, жилье. Вторичные потребности – это потребности в общении, уважении. Самой вышей потребностью, согласно учению А. Маслоу, является потребность в самоактуализации, то есть в саморазвитии ; б) интересы – это осознанные потребности. Интересы бывают здоровые и нездоровые; личные и общественные; в) традиции – множество представлений, обрядов, привычек и навыков деятельности человека, передаваемых из поколения в поколение. Основная функция традиций – выступать в качестве регулятора общественных отношений.

Опираясь на структуру ценностей, можно выделить следующие их стороны: 1) любой предмет, удовлетворяющий потребности людей. Ценность в данном случае оценивается с точки зрения пользы; 2) ценность как идеал, образ, цель. В качестве ценностей могут выступать добро, истина, красота; 3) ценность как норма. В связи с этим говорят об этических, религиозных ценностях, которые выступают в качестве социальных регуляторов.

Значение ценностей в жизни личности очень велико: 1) ценности регулируют поведение личности; 2) выражают способ существования личности, задают ориентиры ее деятельности, способствуют нахождению смысла жизни. Если человек не нашел ценностей, он не обрел смысла жизни, находится в состоянии «экзистенциального вакуума». Постоянный спутник «экзистенциального вакуума» - скука. Человек, скучая, бежит от реальности, перестает быть личностью.

Подведем итоги. Мы изучили раздел, посвященный человеку. Он называется антропологическая философия – философия человека. Поскольку с бытием человека тесно связаны ценности, образующие его мировоззрение, культуру, являющиеся основанием для его деятельности, мы изучили также еще один философский раздел - аксиологию, то есть учение о ценностях. В силу того, что человек наделен сознанием, способностью к познавательной деятельности, он задумывается о смысле жизни, занят поиском смыслообразующих ценностей. Так антропологическая философия и аксиология связаны с онтологией и гносеологией.

Системность философского знания проявляется также во взаимодействии аксиологии с этикой. В аксиологии, как мы уже уяснили, выделяют абсолютные ценности. К таким ценностям относят добро. Учение о добре, зле, справедливости, несправедливости составляет сущность этики. Поэтому неслучайно французский философ А. Камю считал аксиологию основным разделом философии.

Знания по антроплогической философии, аксиологии, этики могут быть актуализированы в контексте корпоративного образования ПАО «Газпром»:

1) антрпологическая философия позволяет понять, что точкой пересечения основных форм бытия, его структурных уровней, является человек. Следовательно, человек, адекватный учет его потребностей, интресов должны лечь в основу управленческой политики ПАО «Газпром»;

2) для любого человека, и будущего работника ПАО «Газпром», важен поиск смыслообразующих ценностей, которые бы задали ориениры для его профессиональной деятельности, для жизни вообще. Смыслообразующие ценности – важные «точки роста» личностных качеств работника ПАО «Газпром»;

3) в последнее время растет значение профессиональной этики, техноэтики как прикладной философской дисциплины, что не случайно: этические категории должны формировать основу профессиональной деятельности работников ПАО «Газпром».

 

 



Дата добавления: 2020-02-05; просмотров: 791;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.028 сек.