Религия и религиозная картина мира


План:

1. Сущность религии. Концепции ее возникновения.

2. Структура и функции религии.

3. Исторические формы религии.

4. Основные мировые религии.

Чтобы изучить сущность того или иного явления, необходимо узнать, от каких слов дали ему название, - учит наука о происхождении слов этимология. В философской науке нет однозначного ответа на этот вопрос. Некоторые исследователи предполагают, что слово «религия» произошло от латинского глагола «religare», что в переводе означает связывать. Что связывать? Можно предположить, что речь идет не о людях, поскольку религия не только связывает людей, но и разъединяет их. Здесь имеется в виду связь невидимая, метафизическая между Богом и людьми, между миром видимым (земным) и миром небесным (невидимым).

Другие исследователи считают, что слово «религия» произошло от латинского глагола «religere», что означает собирать. Тут имеется в виду духовное единение людей.

И, наконец, третья группа исследователей убеждены в том, что слово «религия» происходит от латинского слова «religio» -благочестие, святость.

Не смотря на разные этимологические толкования сущности религии, необходимо отметить их единство. Оно заключается в том, что религия толкуется как сила, духовно связывающая не только людей, но и миры вокруг понятия «святость».

Можно дать следующее определение религии. Религия - это вера в Бога или в высшую потустороннюю сверхъестественную силу.

Концепции происхождения религии:

1) Научные

Все эти концепции основываются на атеизме – отрицании факта существования Бога.С атеистических позиций, религия – это идеализируемый человеком мир, его фантазмы.

A) социальная причина (бессилие человека перед
общественными и природными силами);

Б) гносеологическая причина (способность человека к познанию и возникновения абстрактного мышления, умение думать о том, что увидеть нельзя);

B) психологическая (психологические потребности людей
осознать смысл жизни, тяга к духовным ценностям);

Г) психоаналитическая: религия - это результат бессознательного восхищения отцом;

Д) социологическая: религия - это способ удержания власти;

2) Ненаучные:

А) уфологическая: религия – это результат обожествления инопланетного разума;

Б) теологическая: религия – это результат институционализации практик общения Бога и человека.

Религия - это непростое, сложное явление (феномен), имеющий следующую структуру:

1) представление;

2) религиозное чувство;

3) религиозное действие.

Функции религии:

1) компенсаторская (вера в вечную загробную жизнь
способствует преодолению страха человека перед смертью);

2) интегративная (религия сплачивает людей);

3) дезынтегративная (религия разъединяет людей).

4) регулятивная (религиозные нормы регулируют
поведение верующих людей);

5) коммуникативная (религия способствует общению);

6) мировоззренческая (религия дает ответы на вопрос
как устроен мир, формирует религиозную картину мира)

С религиозной точки зрения, мир делится на видимый (эмпирический) и невидимый (метафизический). Первый - временный, а второй - вечный и истинный. Метафизический мир находится на небесах, вверху. Эмпирический – на земле. Если эмприрический мир является вопложением зла, то метафизический – добра. Между добром и злом – борьба. Арена этой борьбы – душа человека.

Таким образом, в основе религиозной картины мира – раздвоенность бытия на эмпирическую и метафизическую его сферы.

Релгия – это не просто система, религия – динамически развивающаяся система вместе с развитием общества. В связи с этим можно выделить следующие исторические формы религии:

1) тотемизм - вера в то, что определенные животные
являются покровителями людей;

2) анимизм ~ вера в существование душ и духов,
одухотворение сил природы;

3) фетишизм — приписывание отдельным предметам, вещам
чудодейственной силы;

4) магия - ритуальные действия и обряды, связанные с верой в
возможность влиять на некоторые таинственные силы: а) черная -
вредоносная; б) белая — лечебная

Мировые Основатель, Идеи
религии дата, место  
Буддизм Сиддихарта  
  Гаутама (Будда) Истины: 1) жизнь – страдание;    
  VI в. до н.э., 2)причина страдания –желания;   1)
  Индия 2) Есть способ избавления 3) 4)
    от страданий: правильно  
    думать, говорить, поступать
     
     
Христианство И. Христос, I в. н.э., Ближний Восток (Палестина) 1. Существует единый Бог — творец всего сущего; 2. Бог един в трех лицах: Бог-отец, Бог-сын и Святой Дух; .3. И. Христос - сын Божий, совмещает в себе божественную и человеческую природу; 4. Бог создал человека по своему образу и подобию, но грехопадение Адама и Евы разрушило эту природу. 1054-1204 происходил процесс разделение христианства на православную и католическую ветви. В XVI веке зародился протестантизм.
Ислам -предание себя Богу, покорность (мусульманство -муслим - верный) Мухаммед (Магомет), VI в. н.э., Ближний Восток 1. Бог един и Мухаммед — пророк его; 2. Выполнение цикла молитв; 3. Пост; 4. Уплата долгов и милостыни. 5. Хадж.
       

4.2.2. Искусство и художественная картина мира.

План:

1. Искусство. Объект, цель, задачи искусства.

2. Формы искусства и его особенности.

3. Функции искусства.

4. Философия и искусство: общее и особенное

Слово «искусство» имеет несколько значений: 1) художественное творчество в целом, объединяемое в качестве художественно-образных форм освоения мира. Под творчеством понимается деятельность, порождающая нечто новое и отличающаяся неповторимостью и оригинальностью; 2) изобразительное искусство; 3) высокая степень умения и мастерства (педагогическое искусство):

Таким образом, можно дать следующее определение понятию «искусство»: искусство – это творчество, в основе которого лежит художественный образ. Художественный образ — это специфический для искусства способ освоения и постижения действительности. Художественный образ являет собой совокупность общего, типичного и индивидуального, особенного. Художественный образ - это наглядное воплощение идеи. Например, возьмем художественный образ Саши Белого («Бригада»). В этом образе есть типичные черты бандита: сленг, решение проблем с помощью силы, угроз и шантажа, пренебрежительное отношение к законам, внешний вид. Но этот образ содержит и индивидуальные черты, позволяющие отличить бандита Сашу Белого от другого бандита Космоса. Источниками искусства являются: фантазия; стремление к изменению, подражанию, символическому изображению.

Объект искусства - эстетическое. Виды эстетического: 1) прекрасное; 2) возвышенное; 3)трагическое; 4) комическое

Главная цель искусства - раскрыть прекрасное в человеке и в природе.

Задачи искусства: 1) описать внешний мир, окружающий человека, познать его красоту, восхититься его гармонией; 2) описать выражение человеческих эмоций и страстей, изобразить внутреннюю жизнь человека.

Формы искусства:

1) архитектура (выражение прекрасного в камне: барокко, ампир);

2) музыка (выражение прекрасного в звуках: классическая музыка, рок-музыка, поп-музыка);

3) литература (выражение прекрасного в словах: поэзия, проза);

4) живопись (выражение прекрасного в красках: натюрмотры, потреты, пейзажы);

5) мимическое искусство (выражение прекрасного в телодвижениях: драматическое искусство, танец);

 

Характерные черты искусства:

1) образное освоение действительности (образ незнакомки в
стихотворении Блока символизирует Россию);

2) синтетический характер, то есть целостное постижения объектов;

3) личностный характер познания (при чем как самого художника, так и зрителя, читателя)

Функции искусства:

1. Познавательная. Произведения искусства могут
служить ценным источником информации сложных общественных процессов. Познавательная функция искусства имеет свою специфику: а) главный объект познания - человек; б) человек берется в единстве социальной, психологической жизни.

2. Гедонистическая. Она связана с познавательной:
воспринимая художественное произведение, мы не просто
усваиваем его содержание, но и пропускаем это содержание
через свое сердце, то есть познаем эмоционально. Иначе говоря,
от хужожественного произведения мы получаем удовольствие.
Некоторые виды искусства нацелены на то, чтобы развлекать
человека. Если мы не испытывали чувство удовольствия, то мы бы не смотрели художественные фильмы, не слушали бы музыку, не восторгались бы полотнами художников.

3. Воспитательная. Посредством искусства, особенно
литературы, воспитывались многие поколения. Русская классическая литература очень богата на такие художественные образы, на которые стоит ориентироваться: Мересьев, Шухов. И, наоборот, на которые «равняться» не стоит: Плюшкин, Обломов, Беликов.

4. Пропагандистская. Искусство всегда служило орудием пропаганды. В годы гражданской войны выпускались открытки, в которых содержался призыв не праздновать Рождество. Немцы тоже неслучайно забрасывали в тыл листовки, на которых были написаны стихотворения-пасквили на советскую власть. Недаром В. Ленин говорил, что самым важнейшим из искусство для нас искусством является кино.

В философской литературе разгораются нешуточные дискуссии относительно того, что допустимо ли использовать искусство в пропагандистских целях, насколько совместимо искусство и политическая конъюнктура. Имеются многочисленные сторонники и противники у каждой точки зрения. Но факт остается фактом: искусство служило и служит орудием пропоганды.

5. Развивающая, или функция самоактуализации.
Посредством искусством человек растет как творческая личность, раскрывает все свои творческие способности. Неслучайно в ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград» существует множество кружков, нацеленных на развитие этих качеств.

6. Образовательная. Посредством искусства человека
можно научить создавать прекрасное, учить его воспринимать.
Умение чувствовать красоту, находить ее в окружающем нас
мире и в себе самом - это должно стать уделом не только
профессиональных деятелей культуры, но и подавляющей части
человечества.

7. Мировоззренческая: приобщение к искусству формирует мировоззрение человека, создает художественную картину мира.

В основе художественной картины мира – его раздвоение на вымышленный (художественные образы, художественные герои) и реальный (прототипы). Между ними – связь – принцип правдоподобности: «верю – не верю».

Заметим, что иногда фантастические художественные фильмы более правдоподобны, чем, например, фильмы о реальных событий. Сравним художественную картину об Аватаре и американский художественный фильм, снятый про Василия Зайцева, посвященный Сталинградской битве.

Отметим также, что в основе художественной картины мира лежит не истина. Истина характерна для научной картины мира. В основе художественной картины мира – правда, так как в искусстве ярко выражена морально-нравственная составляющая.

Общее между искусством и философией:

1) субъективно-личностный элемент: а) и философия, и
искусство составляют дело вкуса; б) и в искусстве, и в философии есть
школы и направления, то есть наличествует плюрализм мнения; в)
философские системы, как и творения художников связаны с именем
своего творца;

2) синтетичность (философия и искусство пытаются познать
мир в его целостности);

3) они являются способами познания и формами
мировоззрения.

Различия между искусством и философией:

1) способы познания: философия познает мир с помощью
абстрактных категорий, а философия с помощью образов;

2) философия ориентирована на логичность, рациональность,
а в искусстве важны чувства и эмоции;

3) философия основывается на научной методологии, а
искусство на воображении, творчестве


4.2.3. Наука и научная картина мира.

План:

1. Характерные черты и функции науки.

2. Научная картина мира и научные проблемы.

3. Диалектический метод и его эвристический потенциал.

4. Философия и наука: общее и особенное.

Под наукой понимают сферу человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая схематизация объективных знаний о действительности. Наука — это сложное явление, которое может быть рассмотрено с разных сторон:

1) Наука как способ познания. Особенности: а) систематизированность научных знаний; б) наличие специфических способов обоснования истинности научных
знаний; в) осознание методов познания; г) подготовка познающего субъекта.

2) Наука как отрасль духовного производства включает следующие элементы:
а) проблемы — осознанность недостаточности имеющихся знаний для решения поставленных задач; б) гипотеза - предположение, истинность которого еще требуется доказать; в) концепция – совокупность взаимосвязанных между собой идей и взглядов, гибко связанных между собой, и несущих на себе печать авторской индивидуальности; г) теория - самая развитая форма организации научного знания, тоже, как и концепция, содержит совокупность взглядов и идей, но которые жестко связаны между собой в силу того, что они претендуют на объективное отражение объективной действительности, и в которых личность исследователя свидена к минимуму. Заметим, что все элементы духовного производства связаны между собой: гипотезы рождаюся в качестве предположений, как решить данную проблему. Если эти предположения потом доказываются, объективно отражают действительность, то гипотеза трансформируется в теорию. Если гипотезы не жестко согласовываются с действительностью, а представляют собой совокупность взаимосвязанных идей, то перед нами – концепция. Если теория может быть только научной, то конепция – не только научной, но и художественной, религиозной, философской.

3) Наука как социальный институт включает следующие ценности и нормы: а) познание рассматривается как долг; б) не укради; в) не лги; г) ответственность ученого. Для реализации этих социальных норм – институт сносок в научной литературе.

Функции науки:

1) познавательная (проникновение в сущность вещей);-

2) практическая (применение научных знаний на практике)

Виды отношений науки с практикой: а) наука отстает от практики; б) наука опережает практику;

3) мировоззренческая: наука формирует мировоззрение человека, создает научную картину мира.

Особенности научной картины мира: а) в ее основе – понятие материи; б) принцип эволюционизма, атеизма, верифицируемости, то есть возможность опытной проверки и логической обснованности (мир един и он - бескрайний космос, Вселенная с качественным разнообразием ее различных зон; в) ее незавершенность – наличие научных проблем:

1) бесконечна или конечна наша Вселенная;

2) по каким законам развивается наша Вселенная (гипотеза «пульсирующей Вселенной);

3) разогревается ядро Земли или остывает.

К концу XX века об устройстве нашей планеты сложилось следующее представление (смотри схему уровни материи).

Напомним: материя - это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. Материя имеет следующие атрибуты (главные свойства): а) движение - это переход из одного состояния в другое; б) пространство - форма существования материи, которая характеризует протяженность материальных объектов, порядок их расположения и расстояние между ними; в) время - форма существования материи, которая характеризует длительность материальных процессов, последовательность их смены друг с другом.

В науке раньше господствовало мнение, что материя, пространство и время не связаны друг с другом. Эйнштейн в своей теории относительности доказал взаимосвязь этих понятий.

Ведущим методом в науке вообще и в философии в частности, является диалектический метод.

Диалектика - это философское учение о становлении и развитии бытия (это объективная и субъективная реальности, взятые в своей совокупности) и познания

Законы диалектики:

1) закон взаимного перехода количественных изменений в качественные.

Качество - такая определенность предмета, которая принципиально отличает его от других предметов.

Количество - такая определенность предмета, которая характеризует предмет с точки зрения его свойств.

О связи количества и качества – следующие примеры. Зачем у нас производят забор крови? Правильно, чтобы произвести ее анализ, в том числе по количесству сахара, гемоглобина в крови делать выводы, то есть ставить диагнозы в отношении качества нашего здоровья. Или еще пример: оценка – это количественное выражение (2,3,4,5) качества знаний студентов.

2) закон единства и борьбы противоположностей
Тождество - предельное выражение равенства;

Различие - то особенное, что отличает данную вещь от другой вещи; Противоположность - такие стороны предмета, которые противостоят друг другу в своем функционировании и развитии

Например: волки и зайцы противоположны в том смысле, что волки как хищники питаются зайцами, представляют для них реальную угнозу. Единство между волками и зайцами заключается в том, что волки выступают в качестве «санитаров леса»: поедая слабых, больных зайцев, они являются факторами естественного отбора, улучшая популяцию зайцев.

3) закон отрицания отрицания

Отрицание неизбежный и закономерный процесс развития; Тезис - объект в начале развития; Антитеза отрицание чем-то противоположным; Синтез — повторное отрицание

Рассмотрим такой пример. Семечко от яблока, которое мы посадили в землю, может быть рассмотрено в качестве тезиса, поскольку представляет собой объект в начале развития. С течением времени, при должном уходе, семечко будет расти, в результате чего появится вначале стебель, а потом и ствол, то есть само дерево. Это антитеза: ствол не тождественен семечке, хотя является его продолжением. Потом появятся плоды – яблоки, которые будут содержать семечки, произойдет повторное отрицание, и уже на высшем уровне появятся семена.

Следует отметить, что законы диалектики носят универсальный характер, так как выявляют динамику развития материи, сознания, мышления, включая общество, природу, человека.

Поэтому и не удивительно, что третий закон диалектики действует не только в природе, но и в мышлении. Идея спиральной модели развития общества есть не что иное, как третий закон диалектики.

Возьмем в качестве примера историю русского государства. Заметим, что в российской истории государство то образовывалось, то расподалось. При чем этот процесс происходил циклически: 862 год – образование древнерусского государства, 1132 год – его распад, 1721 год – образование Российской империи, 1917 год – распад, 1922 год – образование – СССР, 1991 год – распад.

Конечно, имелись общие причины образования и распада государственных образований. Однако они нетождественны, исторические параллели достаточно условны.

Общее между философией и наукой:

1) Построены на принципах объективности, системности, проблемности;

2) Имеют понятийно-категориальный аппарат, свой «язык»;

3) Нацелены на открытие законов;

4) Философия обобщает научные знания, интегрирует их

Отличия философии от науки:

1) философские выводы носят гипотетический характер (философия имеет
дело не с проблемами, а тайнами);

2) субъективность;

3) многозначное толкование терминов

 




Дата добавления: 2020-02-05; просмотров: 521;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.028 сек.