Тема 1.2.: Философия как ядро мировоззрения
План:
1. Мировоззрение и его структура.
2. Исторические формы мировоззрения
3. Виды мировоззрения
Одной из важнейшей функцией философии является мировоззренческая функция. Под мировоззрением в философской науке понимается совокупность наиболее общих взглядов и представлений о сущности окружающего мира и месте человека в нем.Чтобы понять лучше сущность мировоззрения, необходимо познакомиться с его структурой:
1) знания - это информация, переработанная и усвоенная человеком.Знания бывают: а) обыденные – основанные на житейском опыте; б) научные или теоретические – основанные на изучении естественных, гуманитарных наук; в) профессиональные – соединение теории (научных знаний) и обыденных знаний (практика). ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград», реализуя принципы дуального образования, как раз соединяет теорию с практикой, то есть дает профессиональные знания. О роли знаний хорошо сказал Ф. Бэкон: «знание – сила». Человек, по сравнению с животными, слабое существо. Благодаря знаниям, человек не только выжил в достаточно агрессивной для себя среде – природной, но и смог покорить ее. Художественный фильм «Побег из Шоушенка» - наглядная демонстрация большой роли знаний в жизни человека;
2) убеждения - уверенность человека в истинности своих знаний, в правоте своей жизненной позиции. Убеждения играют мотивирующую роль в жизни человека. Подумайте, если у вас или ваших родителей не было убеждений, что обучение в газпромовском колледже поможет вам устроить свое будущее, то учились бы вы сейчас в нем?
3) идеалы- мысленные образы совершенного и желаемого (идеал - это посох для человека). Особенность идеалов: они бытийствуют в нашем сознании, их нет в реальной жизни. Например: нет идеальной работы, студентов, преподавателей. Но они нужны для того, чтобы человек саморазвивался, стремился к лучшему. Как гласит пословица: «плох тот солдат, который не мечтает быть генералом». Конечно, генералом он, может быть, и не станет, но если дослужится до подполковника, будет весьма неплохо. Если человек не понимает, что идеалов нет в реальной жизни, ему будет очень трудно, о чем свидетельствует кризис идеалов, хорошо описанный социальными психологами;
4) принципы - идеи и правила, которыми стоит
руководствоваться в жизни. Если человек не имеет принципов, то его можно назвать беспринципным. На такого человека нельзя будет положиться, он похож на хамелеона. Образ беспринципного человека – «обезьяна с гранатой»: не знаешь, чего ожидать. Если человек не меняет вообще принципы, они для него раз и навсегда заданы, то такого человека можно назвать догматиком. Образ догматика – «человек с линейкой»: любые расстояние мерит только с ее помощью. Догматик не понимает следующего: нельзя многообразие жизненных ситуаций втиснуть в прокрустово ложе узких принципов. Отсюда - вывод: принципы нужны, так как они выполняют функцию жизненных ориентиров, но их обоснованно нужно менять в зависимости от жизненных ситуаций;
5) ценности – то, что дорого и значимо для человека. Ценности бывают: материальные (деньги) и духовные (религия, искусство), здоровые (спорт) и нездоровые (алкоголь, наркотики, курение), личные и общественные, меняющиеся (мода) и абсолютные (добро, истина, справедливость). Ценности не только задают жизненные ориентиры, но и придают смысл человеческой жизни.
На основе изложенной структуры мировоззрения можно выделить следующие уровни:
а) мироощущение - чувственно-эмоциональный уровень мировоззрения. По мироощущению мировоззрение можно разделить на оптимистический и пессимистический виды;
б) мировосприятие - целостный образ мира. М. Бубер считал, что в различные исторические эпохи люди либо воспринимали мир как «родной дом» (эпоха античности, средние века), либо воспринимали его как период «бездомности» (модерн и постмодерн);
в) миропонимание - рациональное толкование мира. Мир можно понимать как итог длительной эволюции материи, что характерно для материалистического или атеистического мировоззрения, а можно понимать как результат божественного творения, что составляет сущность религиозного мировоззрения, основанного на принципе креационизма.
Итак, мировоззрение можно представить в форме пирога. Уровни мировоззрения – это своеобразные слои этого пирога, а элементы мировоззрения – его ингридиенты.
Таким образом, мировоззрение – это сложный феномен, имеющий непростую структуру и представляющий собой систему, так как:
А) все мировоззренческие компоненты взаимосвязаны между собой;
Б) можно выделить главный, системообразующий элемент в мировоззренческой системе – знания;
В) каждый мировоззренческий компонент имеет свою функцию, а, следовательно, необходим ситстеме;
Г) мировоззрение представляет не статистическую, а динамическую систему: внутренний мир человека может изменяться вместе с теми изменениями, которые происходят в окружающем его мире, благодаря обогащению жизненного опыта. Например: мировоззрение А.И. Солженицына: а) в детстве – христианин, посещал церковь, носил нательный крестик, за что подвергался гонениям в школе; б) в студенческие годы – социалист, верный ленинец, сталинский степендиат. Задумывает писать роман «Люби революцию»; в) в годы Великой Отечественной Войны – в сознании происходит мировоззренческий переворот, начинает критически относится к Сталину, Ленину; г) заключение – углубление мировоззренческого переворота: социалистические ценности вытесняются религиозными; д) после реабилитации – идея сотрудничества с советским политическим режимом: публикация в «Новом мире», известность, выдвинут кандидатом на получение ленинской премии по литературе; е) открытое диссиденство, противостояние: публикация за рубежом, высылка из страны;
Д) мировоззрение является открытой системой, так как является результатом взаимодействия человеческого сознания с окружающей средой (природа, общество), итогом его познавательной деятельности.
Подведем итоги. Изучение структуры мировоззрения позволяет лучше понять не только его содержание, но и его значимость в жизни человека. Философия – единственная наука, занимающаяся мировоззренческими вопросами, изучением самого мировоззрения. Изучение мировоззрения – это верный путь к пониманию как отдельно взятого человека, способ наведения «ментальных мостов» между людьми, так и целой исторической эпохи.
Следовательно, изучение философии поможет нам сформировать свое мировоззрение, стать на путь личностного становления, будет способствовать пониманию людей.
Мировоззрение – это своего рода условие и итог развития человека, общества: вместе с развитием человека и общества менялось и само мировоззрение. Рассмотрим мировоззрение в качестве историко-культурного феномена.
В философской науке выделяют следующие исторические формы мировоззрения:
1) миф - это эмоционально-образное восприятие мира. Миф в переводе с греческого переводится как «сказание», «предание». Его характерными чертами являются: а) гилозоизм - одушевление всего живого; б) эмоциональность; в) образность; г) отсутствие автора; д) синкретичность, то есть слитность;
2) религия - вера в сверхъестественные силы и поклонение им.
Миф от религии отличается тем, что религия имеет своего основателя, ритуалы, обряды, символы, то есть то, что образует культовую сторону религии.
Мифологическую и религиозную формы мировоззрения объединяет тот факт, что они искусственно раздваивают мир на эмпирический, видимый (чувственный) и метафизический (чувственно невидимый, умопостигаемый). На этой основе рождается третья историческая форма мировоззрения -
3) философия – самая развитая форма мировоззрения, для которой характерны рациональность и абстрактность.
Философскую форму мировоззрения от остальных отличает наличие теоретического компонента в осмыслении действительности, абстрактность, обобщенность, системность, рациональность, концептуальная целостность.
Подведем итоги. Вместе с развитием человека, общества развивалось и мировоззрение. Логика развития такова: от чувственно-образного компонентов мировоззрения к рациональному осмыслению действительности. Однако не стоит думать, что с появлением философии исчезли мифы и религии. Напротив, историки, политологи могут привести немало примеров мифологического конструирования действительности. Например, актуализацию мифа о том, что «царь хороший, а бояре – плохие». Этот миф позволил «Единой России» выдвинуть следующий тезис: мы - за президента, но против правительства. И мало кого волновал вопрос, что, согласно ст. 83 Конституции РФ, именно президент это правительство и формирует. Или, например, другие исторические мифы о безоблачном советском прошлом, которые рушатся как карточные домики, если изучать историю не на основе прочтения учебной литературы, а на основе источниковедческого анализа.
В годы существования СССР полагали, что религия исчезнет по мере развития научно-технического прогресса и тотальной рационализации сознания советского человека. Современные исследователи, изучаюшие общество на рубеже двадцатого – двадцать первого веков, говорят, напротив, о религиозном ренессансе, об «исламском вызове». Все это свидетельствует о том, что религия как форма мировоззрения не канула в небытие, а напротив, религиозное сознание все шире объективируется, что свидетельсвует о вечном характере мировоззренческих вопросов, показывает, что рациональный проект переустройства мира не привел к решению проблем, затрагивающих человечество.
И еще: подчеркнем взаимосвязь между историческими формами мировоззрения. Мифы, как уже отмечалось, связаны с религиозным сознанием: в них содержаться зачатки абстрактного мышления в виде выделения сфер бытия на метафизический, невидимый мир и эмпирический – видимый, что способствовало мировоззренческой революции – появлению философии и философских знаний.
Философия, с одной стороны, призвана бороться с мифами. Вместе с исторической наукой она заниматеся их развенчанием. С другой стороны, философия использует образы, содержащиеся в мифах. Например, А. Камю написал целую книгу – «Миф о Сизифе», в которой доказывал, что бытие человека абсурдно, представляет собой «сизифов труд» - бессмысленный и тяжелый.
Наиболее интресна взаимосвязь между философией и религией, которая, как и в примере с мифами, носит тоже неоднозначый, двойственный, амбивалетный характер. С одной стороны, в истории философии можно встретить философов, являющихся носителями атеистического мировоззрения, отрицающие бытие бога (Л. Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс), а, с другой стороны, пытающиеся рационально обосновать существование божественного бытия (В. Соловьев, П. Флоренский, другие представители русской и западной религиозной философии).
Таким образом, философия является не только вершиной мировоззренческой эволюции, поскольку человеческая мысль двигалась от сегментарного, эмоционального, образного мышления к рациональному и абстрактному. Философия выступает в качестве связующего звена: философский дискурс так или иначе обращен к мифологии, религии, так как его первейшее назначение – освещать мировоззренческую проблематику. Поэтому можно утверждать: философия – это самая развитая форма мировоззрения, ее основа «ядро».
Вспомним народную мудрость: «сколько людей, - столько и мнений», «две головы хорошо, а три – еще лучше». Эти и другие пословицы, поговорки свидетельствуют о существовании (бытийствовании) мировоззренческого плюрализма: у каждого человека – свой неповторимый богатый внутренний мир, и, следовательно, свое мировоззрение, отличное от других.
Философия помогает не только расширению мировоззренческих горизонтов человека. Философия помогает «навести ментальный мосты» (Ю. Шевчук), обрести взаимопонимание. Следовательно, философия учит человека быть коммуникабельным, общительным. Коммуникабельность, кстати, одно из качеств, которое востребовано на современном рынке труда. Без коммуникабельности, в свою очередь, немыслимо умение работать в команде, - еще одно из требований к современному гуманитарному образованию.
Итак, философия, обосновывая уникальность, неповторимость человеческого бытия, раскрывая красоту внутреннего мира, позволяет понять ошибочность тезиса «незаменимых людей не бывает», протестует против фактическоого сведения человека к заменимому «винтику».
Признавая неповторимость человеческого бытия и необходимость наведения «ментальных мостов», философия учит человека взаимопониманию, делает его полноценным субъектом общения, актуализирующего интерепретационные процедуры. Понимая другого человека, мы лучше понимаем самого себя. Другой человек для нас является своеобразным зеркалом, в которое мы смотримся, и видим не только другого человека, но и прежде всего самих себя. Расширяя круг своего общения, мы лучше познаем себя, и, следовательно, расширяем свои мировоззренческие горизонты.
Понимание других людей невозможно без изучения их мировоззрения. Изучение мировоззрения, в свою очередь, невозможно без изучения классификации мировоззрения.
Итак, можно выделить следующие виды мировоззрения:
1) материалистическое (в качестве субстанциальной основы бытия рассматривается материя);
2) идеалистическое (сознание трактуется как первооснова бытия);
3) дуалистическое (в качестве равноправных, бытийственных начал рассматриваются как материя, так и сознание)
4) оптимистическое (оптимист - это такой человек, который
даже на кладбище видит сплошные «плюсы»);
5) пессимистическое (человек, который вместо того, чтобы скзать, что стакан наполвину полон, обязательно скажет, что он наполвину пуст);
6) догматическое (Ф. Бэкон сроавнивал таких индивидов с пауками, их высмеивал А.П. Чехов);
7) обыденное (житейское) - личный опыт людей: приметы,
сказания, афоризмы, пословицы (пословицы - это квинтэссенция
народной мудрости);
8) художественное (формируется на основе художественного познания);
9) научное (формируется на основе научного познания);
10) религиозное (формируется на основе религиозного познания)
11) космоцентрическое, теоцентрическое, антропоцентрическое, рационалистическое, иррационалистическое, коэволюционное ( в зависимости от определения места человека, его сущности в окружающей его действительности).
Подведем итоги.
1) Философию является не только наукой, имея свою объектно-предметную область, свой научно-понятийный аппарат. Философия является еще и мировоззрением.
2) Философия как историческая форма мировоззрения взаимосвязана с другими историческими формами: мифологией, религией.
3) Изучение философии поможет нам сформировать и развить свое мировоззрение, понять мировоззрение других людей.
Вопросы и задания:
1. Дайте определение следующим понятиям: мировоззрение, знания, принципы, убеждения, идеалы, ценности, мироощущение, мировосприятие, миропонимание, миф, гилозоизм, религия, философия, материализм, идеализм.
2. Зачем человеку нужно мировоззрение? Почему животные обходятся без него?
3. Помогает ли мировоззрение личностному становлению человека?
4. Почему человеку нужны знания? Как вы понимаете высказывание Ф. Бэкона «знание – сила». Согласны ли вы с ним? Свое мнение обоснуйте.
5. Что человек должен знать о принципах и идеалах, чтобы быть успешным?
6. Какую роль играют убеждения в жизни человека? Вспомните о судьбе Д. Бруно.
7. Какие исторические формы мировоззрения вам известны? Что общего и что различного между мифом и религией?
8. Почему философию называют ядром мировоззрения?
9. Можно ли рекламу рассматривать с точки зрения мифотворчества? Свою точку зрения обоснуйте.
10. Охарактеризуйте себя с точки зрения мировоззренческих позиций. Кто вы: оптимист или пессимист, материалист или идеалист, космоцентрист, антропоцентрист, коэволюционист? Какие у вас есть знания, убеждения, принципы, идеалы, ценности?
Дата добавления: 2020-02-05; просмотров: 880;