Защита проекта (проект — мечта)
Демократизация общества содействовала распространению и укреплению «Защиты проекта» как формы групповой деятельности детей. В ней ребенок проявляет себя как индивидуальность, способная не только оценивать действительность, но и проецировать в ней какие-то необходимые изменения во имя улучшения жизни. Многое в этих проектах идет от мечты, от фантазии, но базой фантастического полета мысли остается реальное осознание хода сегодняшней его повседневности.
В проекте — мечте участник выступает как социальное лицо, соотносящее свои личные интересы с общественными, как творческое лицо, пробующее предложить новые решения отдельных жизненных проблем. Он создает проект того, что, по его мнению, нуждается в творческом перевоссоздании и что могло бы отвечать нуждам достойного человека в достойной его жизни.
Тематику проектов диктует сама действительность. Ее могут предлагать вожатые, сами дети, она может рождаться в ходе работы органа самоуправления. Нередко приглашение к созданию проектов следует вслед за острым конфликтом, разгоревшимся в лагере. Вот примеры тематического содержания таких проектов: "Наш лагерь через 50 лет", «Спортплощадка, построенная мною», "Искусство в нашем лагере", "Внешний образ вожатого и воспитанника в будущем веке", "Лагерь для моих внуков".
Первоначально для защиты мечты-проекта можно создать свободные группы с набором жестких игровых ролей: мечтателя-докладчика, критика-оппонента, союзника-пропагандиста, конформиста, финансиста. Обсуждение проекта таким образом запрограммировано в его церемониале, содержание же остается свободным и непредсказуемым. Позже, когда защита проектов как форма творческой игры будет освоена, можно отказаться от групповых проектов, обратясь к обсуждению индивидуального варианта творческих картин будущего.
Чтобы "проект-мечта" стал для воспитанников творчеством и заботой, игрой и интеллектуальным трудом, надо, наряду с широкой рекламой и состоятельным стимулированием, организовать консультацию как по оформлению проекта, так и по церемонии его защиты. Инструкции помогают детям обрести уверенность. Опираясь на известные формы поведения во время защиты, участник может мысленно не один раз проиграть свое поведение во время защиты, это освобождает его энергию на содержание проекта, он перестает беспокоиться о своем положении во время защиты проекта, больше думая о "проекте", чем о "защите".
Конечно же, объявление о предстоящем состязании должно быть ярким, красочным, веселым и добрым, так, чтобы каждому захотелось создать свой "проект-мечту". Вожатые должны поддержать это вспыхнувшее желание, подбодрить, дать первые советы, как приступить к проекту.
Наилучшим вариантом организации творческой деятельности будет групповая работа по созданию проектов, которая сплачивает детей, позволяет участвовать в проекте и застенчивому, и не очень способному, и молчаливому. Но нельзя недооценивать влияние индивидуальных проектов и персональных защит, где отдельная личность предстает перед всеми в своей неповторимости и автономности.
Оценку проектов лучше производить по разным критериям, так, чтобы первые места в состязании заняли несколько авторов: "за самый смелый проект", "за самый изящный проект", "за самый обоснованный проект", "за самый красивый проект" и т.д.
Приглашение к чаю
В «Приглашении к чаю» много символического.
Во-первых, чайная чашка, передаваемая из рук в руки: кого бы ты из всех сейчас хотел бы пригласить на чай?
Во-вторых, алгоритм поведения: кого именно пригласишь, о чем с ним хотел бы поговорить, что ему скажешь, что услышать хотел бы в ответ.
В-третьих, момент преподнесения чайной чашки как знака симпатии, уважения, признав достоинства желаемого партнера для общения и момент принятия ее избранным партнером как благодарность за интерес к твоей личности.
В-четвертых, чайная чашка пуста и не ведется разговор о продуктах, угощении, сладостях, а лишь про общение, которое объявлено целью встречи.
В-пятых, музыкальное сопровождение (например, "Приглашение к танцу" Вебера) как будто отражает душевный настрой, как будто сообщает о состоянии и приглашающего, и приглашенного.
Здесь много психологического: выбор происходит на глазах группы; следует найти мотивировку и облечь ее в соответствующую вербальную форму; необходимо пластически исполнить требуемое и не оказаться в неудобном положении. Но туг сгусток этических проблем: нельзя никого обидеть, производя выбор; нельзя грубо произнести приглашение; следует продумывать формулировку обращения. Вожатый может оказывать помощь, но она не должна быть явной. Тонкие корректировки педагога должны быть деликатными и почти незаметными для детей. Это сделать нетрудно, потому что дети в этот момент основное внимание направляют на личностный выбор, а сопровождающие его слова, скорректированные педагогом, воспринимаются как второй план действий. Но корректировать можно и выбор: если вожатый скажет, допустим: "Ты не забыл, что у нас кроме мальчиков, есть в группе и девочки?" — то эти слова открывают новый для мальчика канал выбора.
"Приглашение к чаю" обладает большой силой гуманизации психологической атмосферы, смягчения взаимных отношений некоторых детей, психологического раскрепощения отдельных из них. Самой трудной стороной этого группового дела выступает тон вожатого и стиль его поведения. Именно от вожатого, его педагогической технологии зависит исход этого группового дела: мягкий, добрый, веселый, уверенный, воодушевляющий тон вожатого и спокойный, элегантный, простой и располагающий стиль его поведения.
Дата добавления: 2016-06-18; просмотров: 3233;