ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ.
Удельный вес анализируемых преступлений в структуре российской преступности относительно невелик и составляет 14-15%[1]. Между тем в ближайшее время при общих темпах прироста преступлении могут увеличиться убийства и преступления, связанные с причинением телесных повреждений. При этом вырастут естественно, коэффициенты интенсивности прироста рассматриваемых преступлений. В условиях признания приоритета общечеловеческих ценностей над всеми остальными приведенные выше факторы обусловливают актуальность проблемы контроля над насильственной преступностью.
В контексте современной криминологии насильственная преступность включает в себя традиционные преступные посягательства с применением криминального насилия (умышленные убийства, причинение вреда здоровью, хулиганство и изнасилование), а также виды преступлений отнесенных законодателем к иным главам уголовного кодекса, посягательства на жизнь представителя власти, похищение человека и другие. Среди них основное место занимают умышленные убийства, причинение вреда здоровью различной степени, изнасилования и хулиганство.
Отнесение к указанной группе преступлений хулиганства оправдано как с теоретической, так и практической точек зрения.
Во-первых, насильственные преступления и хулиганство - это тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные криминальные явления. Установлено, что ослабление борьбы с хулиганством ведет через некоторое время к увеличению числа тяжких насильственных преступлений, а усиление борьбы с ним - к снижению количества последних.
Во-вторых, значительная часть насильственных преступлений совершается из хулиганских побуждений. Доля таких умышленных убийств достигает 50%, а тяжких телесных повреждений - 67 %.
В-третьих, подавляющее большинство хулиганских проявлений сопряжено с насилием над личностью, причинением ей побоев и иных телесных повреждений. В-четвертых, насильственные преступления и хулиганство обладают близкими криминологическими и виктимологическими характеристиками.
Современная насильственная преступность России, как и преступность в целом, в своей основе представляет собой явление переходного периода. В условиях кардинальных идеологических, политических, социально-экономических и иных преобразований для этого явления характерна неустойчивость ряда признаков и тенденций развития. Вместе с тем насильственная преступность переходного периода приобрела черты, часть которых рассматривалась специалистами еще на рубеже 70—80-х годов в качестве ее негативных тенденций.
Состояние насильственной преступности в настоящее время характеризуется следующимичертами. Определяющими показателями насильственной преступности остаются ее ситуационный или преднамеренный характер и распространенность в бытовой и досуговой сферах жизнедеятельности.
Переход к рыночным отношениям сопровождается нарастанием социальной напряженности, углублением неопределенности экономического статуса граждан, ослаблением традиционных форм социального контроля. Эти факторы влекут за собой увеличение психических и эмоциональных нагрузок на людей и количества стрессовых ситуаций. Они нередко разрешаются в криминальной форме импульсивно, в связи с внезапно возникшим умыслом. До 90% насильственных преступлений совершаются на почве конфликтных личностно-бытовых, общественно-бытовых отношений или при проведении свободного времени. При этом умышленные убийства превалируют в сфере быта, а телесные повреждения, хулиганство и изнасилования - в сфере досуга.
Однако на фоне в целом бытового, досугового, ситуативного характера насильственной преступности ее структура претерпевает существенные качественные изменения, они серьезно повышают общественную опасность отдельных категорий преступлений[2].
В структуре насильственной преступности постоянно возрастает доля предумышленных преступлений. Для них характерны:
- планирование преступного акта;
- осуществление разнообразных подготовительных действий, разработка мероприятий по сокрытию посягательства, его следов или участия в его совершении конкретных лиц.
С заранее обдуманным умыслом совершается около: 20% - тяжких телесных повреждений, 39% - умышленных убийств, 64% - изнасилований. Очевидно, что эта тревожная тенденция будет сохраняться.
Насильственная преступность приобретает организованные формы. Появляются преступные группы, ориентированные на достижение преступных целей с помощью насилия. Иногда они действуют под прикрытием частных детективных, охранных и иных предприятий, некоторых общественных организаций и движений. В ряде городов идет настоящая война между хулиганствующими молодежными формированиями, создаваемыми по территориальному принципу (улица, квартал, микрорайон, район). По оперативным данным на территории России в последние годы действовало более тысяч крупных преступных сообществ, контролировавших деятельность группировок меньшей численности и степени организованности.
В насильственной преступности появились элементы профессионализма. Этому процессу способствуют конфликты на национально-этнической почве и противостояние различных ветвей государственной власти.В средеграждан с насильственной установкой личности формируются группы наемников, боевиков, профессиональных убийц. В среднем ежегодно правоохранительными органами выявляется около ста случаев «заказных» убийств.
В насильственной преступности быстрыми темпами идут процессы вооружения и качественного перевооружения преступников. В 70—80-е годы преступники были вооружены в основном охотничьими ружьями и предметами хозяйственно-бытового назначения (топорами, молотками и т. п.). В настоящее время они все чаще используют стандартное боевое огнестрельное оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества. С их применением в среднем ежегодно совершается более 30 тысяч преступлений ежегодно.
В насильственной преступности продолжаются негативные изменения в эмоционально-мотивационной основе ее совершения.
Традиционными мотивами совершения хулиганства, умышленных убийств и причинения телесных повреждений остаются: хулиганские побуждения, месть и ревность, а изнасилования - сексуальные побуждения (стремление к удовлетворению половой страсти в грубой или извращенной формах), сочетаемые нередко с хулиганскими побуждениями, стремлением унизить, опорочить женщину, поглумиться над ее честью и достоинством. Вместе с тем увеличивается доля убийств, совершаемых из корыстных побуждений. Криминальное насилие активно осваивает сферы, так или иначе связанные с собственностью и ее приватизацией. Особенно опасным симптомом становится распространение мотива преступного поведения в виде стремления к удовлетворению потребности в агрессивном насилии.
Важнейшими элементами механизма значительного числа насильственных преступлений становятся особая, не вызываемая обстановкой их совершения жестокость, садизм, глумление над личностью жертв. Средства массовой информации полны сообщений о циничных пытках жертв, причинении им особых мучений, обезображивании их лиц. убийствах с целью сокрытия изнасилований и других криминальных актов, убийствах с последующим расчленением трупа. В литературе справедливо подчеркиваетсявозрастание индекса жестокости современной насильственной преступности. Косвенно это подтверждается и сообщениями зарубежной прессы о том, что российские мафиозные структуры в Западной Европе и Америке по своей жестокости превосходят традиционно действующие на их территории мафиозные группы других государств.
Процесс повышения уровня жестокости в механизме совершения насильственных преступлений происходит на фоне двух взаимодействующих и взаимообусловленных явлений. Первое из них состоит в резком падении порога общественной нетерпимости к криминальным актам. Второе явление заключается в увеличении интенсивности:
а) сопротивления преступников пресечению их антиобщественных действий со стороны граждан и представителей власти;
б) их безнравственно-криминального воздействия на источники доказательственной информации по уголовным делам;
в) их противодействия деятельности должностных лиц по установлению истины в сфере уголовного судопроизводства.
Жертвами насильственных преступлений все чаще оказываются, свидетели, потерпевшие, оперативные работники, следователи. прокуроры и судьи. Цель этих акций - посеять страх в обществе перед преступниками.
Так ежегодно для пресечения правонарушений сотрудники органов внутренних дел применяют табельное оружие более чем в 3 тысяч случаях. При этом погибают около полусотни человек, половина из которых приходится на сотрудников правоохранительных органов. Вместе с тем, по данным ЮНЕСКО сотрудники полиции в России погибают в 2,5 раза чаще, чем в США и Франции. Рассматриваемая ситуация будет усугубляться, поскольку за последние 15 лет было утрачено почти 20 тысяч единиц огнестрельного оружия и боевой техники[3].
Анализ насильственных преступлений свидетельствует о том, что существенно ухудшаются социально-психические характеристики лиц, их совершающих.
Во-первых, обращает на себя внимание рост удельного веса среди преступников лиц из социальных слоев, для которых ранее не было свойственно совершение тяжких насильственных преступлений. Все чаще к криминальному насилию обращаются военнослужащие, студенты, аспиранты и научные сотрудники.
Во-вторых, насильственная преступность все больше приобретает черты «женского и молодого лица». Медленно, но постоянно растет число преступлений, совершаемых женщинами и мужчинами в возрасте до 30 лет. Молодежный возраст лиц, совершающих изнасилования, традиционен. На долю насильников в возрасте до 21 года приходится до 60—65% всех изнасилований.
В-третьих, насильственная преступность получает достаточно широкое распространение в социально-неустойчивой, маргинальной среде. Как известно, к ней относятся деклассированные элементы-алкоголики, наркоманы, токсикоманы, бродяги, проститутки, сутенеры, лица с уголовным прошлым, не сумевшие социально адаптироваться в обществе. Появились основания прогнозировать увеличение этого слоя в нашей стране за счет безработных, что приведет к росту насильственных преступлений в маргинальной среде.
В-четвертых, среди преступников, совершающих насильственные преступления, увеличивается доля лиц, имеющих психические отклонения, находящиеся в рамках уголовно-правового института вменяемости (сексуальные отклонения, психопатия, дебильность, органические поражения центральной нервной системы). Эта негативная тенденция обусловлена алкоголизацией, наркотизацией и токсикотизацией российского населения. Выборочные исследования указывают на то, что 25—30% убийц страдают психическими отклонениями.
В-пятых, среди насильственных преступников возрастает удельный вес рецидивистов. По некоторым данным ранее судимыми лицами сове0ршается до 50% умышленных убийств, до 55% тяжких телесных повреждений, до 52% хулиганских действий. При этом наблюдается также рост специального, многократного и пенитенциарного рецидива преступлений этих категорий. Вместе с тем доля ранее судимых лиц среди осужденных за совершение изнасилований примерно на 20% ниже, чем за совершение иных тяжких насильственных преступлений.
Значительную общественную опасность представляют насильственные преступления, совершаемые на улицах городов и поселков. Уличная преступность выросла до масштабов национальной проблемы. В соответствии, с данными регистрации на улицах, площадях, в скверах и парках совершается каждое девятое изнасилование, каждое восьмое умышленное убийство, каждое четвертое-пятое тяжкое телесное повреждение, каждое третье хулиганство.
Состояние уличной насильственной преступности усугубляется наличием экстремистских национально-этнических конфликтов в ряде регионов страны. Они сопровождаются массовыми беспорядками, погромами, поджогами, изнасилованиями и убийствами. Очевидно, что проблема уличной преступности требует кардинальных изменений в сфере охраны общественного порядка.
В правовой литературе прочно укрепилось мнение, что латентность тяжких насильственных преступлений (за исключением изнасилований и хулиганства) минимальна и их регистрация достаточно полно отражает действительное их состояние и тенденции развития. Однако практика борьбы с этими преступлениями дает основания усомниться в справедливости этого суждения. В последние годы латентность всех тяжких насильственных преступлений существенно увеличилась. Рост их латентности происходит за счет увеличения числа без вести пропавших, совершения криминальных актов в маргинальной среде, регионах с национально-этническими конфликтами, вооруженных силах России. Так, по оценкам экспертов в армии за год совершаются не менее 200 000 преступлений. При этом жертвами этих преступлений, прежде всего, становятся военнослужащие срочной службы, только что призванные для ее прохождения[4].
Криминологические исследования свидетельствуют о том, что официальная уголовная статистика все в меньшей мере отражает реальную криминальную обстановку в России. Это обусловлено рядом причин.
Во-первых, резко упал уровень информированности правоохранительных органов о совершенных преступлениях в связи с недоверием населения и некоторых государственных учреждений в их возможности. Например, по данным бюро судебно-медицинских экспертиз в Москве и Московской области число трупов с признаками убийства превысило число лиц с тяжкими телесными повреждениями. Очевидно, что эти данные отражают статистическое, а не реальное явление.
Во-вторых, система правоохранительных органов работает за пределами реальных своих возможностей, в результате чего происходит существенное снижение их способности перерабатывать информацию о совершенных преступлениях в установленном законом порядке.
В-третьих, усиливается коррумпированность работников правоохранительных органов. Их удельный вес в структуре привлеченных к ответственности коррумпированных лиц, подлежащих преданию суду, составляет 25,8%. Эти данные показывают, что эффективное усиление социального контроля за латентной преступностью возможно лишь на основе специального бюджетного и внебюджетного финансирования и законодательного изменения порядка регистрации заявлений о преступлениях и возбуждения уголовных дел, отмены критерия процента раскрываемости.
При оценке общей криминологической характеристики насильственных преступлений (их состояния, структуры и динамики) необходимо иметь в виду региональные, демографические, сезонные и временные особенности.
Статистика и результаты социологических исследований свидетельствуют о том, что распространенность насильственных преступлений в городах и сельской местности имеет различия, но несущественные. Исключение составляют хулиганские действия, которых в городах совершается более 70%. Это обстоятельство объясняется большой плотностью и социальной неоднородностью городского населения, психологической напряженностью жизни, анонимностью поведения, слабостью социального контроля и другими факторами.
Местности, для которых характерен средний возраст населения ниже средне российского, отличаются более молодым возрастом преступников. При этом большую распространенность в них имеют насильственные преступления. Однако в городах, являющихся учебными и научными центрами, молодежью совершается значительно меньшее количество насильственных преступлений.
Совершение изнасилований отличается сезонными колебаниями. В летнее время, данных преступлений, регистрируется значительно больше, чем в зимнее время. Однако с улучшением жилищных условий населения это различие все больше сглаживается. В связи с этим в зимнее время возрастает доля изнасилований, совершаемых в квартирах и иных помещениях. Кроме того, в городах пик изнасилований, совершенных несовершеннолетними, сместился с лета наосень. Это связано с тем, что летом основнаямасса несовершеннолетних отсутствует в городе.
Насильственная преступность носит в целом бытовой и досуговый характер. Это обстоятельство обусловливает , совершение криминального насилия в основном в вечернее время. Так, почти 75% умышленных убийств и тяжких телесных повреждений, около 80% хулиганских действий, до 70—75% изнасилований приходится на период с 18 до 24 часов.
Дата добавления: 2020-02-05; просмотров: 611;