НАСИЛЬСТВЕННОГО ПРЕСТУПНИКА


Известно, что в механизме любого криминального поведения определяющими факторами являются личность преступ­ника и ее связь и взаимодействие с объективной дей­ствительностью.

Совершение насильственных преступлений более характер­но для мужчин. Так, доля преступников-мужчин среди убийц и причинителей физического вреда достигает 90%, хулиганов - 90 - 93 %, насильников - 99%. Это объясняется психофизиологическими особенностями мужчин и женщин и спецификой их социальных ролей. Мужчины в сравнении с женщинами в большей степени ориенти­рованы на агрессивность и насилие. Они имеют больше свободного времени, обладают более широким кругом общения и комплексом негативных пристрастий, чаще оказываются в ситуациях, чреватых возникновением кри­минального конфликта.

Как свидетельствуют различные исследования насильственные действия совершаются лицами в любом возрасте. Однако возрастная структура преступников зависит от характера и содержания посягательства:

- до 60% умышленных убийств и телесных повреждений совершаются ли­цами в возрасте от 21 года до 40 лет;

- до 80% изнаси­лований—в возрасте от 14 до 30 лет;

- до 60% хулиган­ства—в возрасте от 14 до 30 лет.

При этом в первой группе преступлений пик криминализации приходится на лиц в возрасте от20 до 30 лет (около 40% преступлений), во второй и третьей группах—на лиц ввозрасте, от 18 до 30 лет (более 50% преступлений).

Криминальное насилие коррелирует с низкой культу­рой и пробелами в интеллектуальном развитии. В связи с этим важное криминологическое значение имеет информация об уровне образования преступников. В литературе справедливо отмечается, что образовательный уровень насильственных преступников ниже уровня образования не только населения в целом, но и всего контингента лиц, совершивших преступления. Достаточно отметить, что лица, не имеющие общего среднего образования, совершают до 60% умышленных убийств и телесных повреждений, до 50% изнасилований, до 70% хулиганских действий[5].

Криминологическую нагрузку несет на себе род за­нятий преступников. Более половины насильственных преступников занимаются трудом, требующим низкой квалификации. Для них характерны нарушения трудо­вой дисциплины и частая смена мест работы. Среди пре­ступников постоянно увеличивается доля лиц, не зани­мающихся трудовой, учебной или иной социально полез­ной деятельностью при наличии к тому объективной возможности. Они совершают более одной четвертой части хулиганства и телесных повреждений и более одной трети умышленных убийств и изнасилований. В связи с переходом к рыночным отношениям и появлением в стране безработных эта тенденция усиливается. Поэтому нуждаются в глубоком и самостоятельном криминологическом исследовании проблемы безработицы как фактора, детерминирующего состояние преступности в целом и ее насильственного «блока» частности.

Для виновных в совершении насильственных преступлений характерны негативные стереотипы и привычки поведения. Так, например, у каждого шестого из них выявлены устойчивые комплексы отрицательных устремлений и увлечений. Особую роль в механизме насиль­ственного преступного поведения играет нахождение, причинителя вреда в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. В таком состоянии совершаются четыре из пяти умышленных убийств и телесных повреждений, три из четырех изнасилований и семь из десяти хулиганств. Криминологическое значение опьянения определяется тем, что в этом состоянии лицо утрачивает, адекватную реакцию на внешние раздражи­тели, хуже воспринимает контролирующее воздействие окружающих, у него усиливаются возбудимость, раздра­жительность, агрессивность, обидчивость и ослабляются, а иногда и парализуются тормозные процессы, вслед­ствие чего объективная ситуация выходит из-под его контроля. Для значительной части преступников употребление алкого­ля и наркотиков стало привычкой. Так, каждый восьмой убийца или причинитель тяжких телес­ных повреждений, каждый шестой хулиган, каждый девятый насильник могут быть отнесены к числу алко­голиков или бытовых «пьяниц», о чем свидетельствуют серьезные изменения в их психике, установленные судебными психиатрами.

Достаточно большая часть тяжких насильственных преступлений совершается ранее судимыми лицами. На их долю приходится более 40% умышленных убийств, 30% тяжких телесных повреждений, 30% изнасилований и 20% хулиганств.

Обращает на себя внимание психо­логическая готовность граждан с антиобщественной установкой к совершению любого преступления. Выборочные исследования указы­ваю на то, что среди ранее судимых, виновных в умыш­ленном убийстве, причинении тяжких телесных повреж­дений и хулиганстве, неоднократно судимые составляют соответственно 54 и 52%. Они привлекались к уголов­ной ответственности за совершение в различных комбинациях насильственных, насильственно-корыстных и ко­рыстных преступлений от 2 до 8 раз[6].

Лишь 23% из ранее судимых за убийство и причинение тяжких телес­ных повреждений привлекались к ответственности за совершение чисто корыстных посягательств, При этом с увеличением числа судимостей уменьшается доля ви­новных в совершении однородных преступлений. Среди рецидивистов, совершивших хулиганство или изнасило­вание, существенную долю занимают лица, впервые осужденные в несовершеннолетнем или молодеж­ном возрасте.

В настоящее время достаточно редко встречаются устойчивые группы, создаваемые специально для совер­шения рассматриваемых тяжких насильственных преступлений. Умысел на совершение группового преступления созревает, как правило, в ходе совместного проведения досуга. Исключение составляет бандитские и иные формирования, складывающиеся обычно не для реализации конкретного преступного умысла (хотя такие ситуации в практике встречаются), а для осуществления разнообразной преступной дея­тельности. Они отличаются большой численностью и разветвленной организационно-структурной системой. Тем не менее в группе совершается около 15% умыш­ленных убийств, 7% тяжких телесных повреждений, по­ловина изнасилований и одна треть хулиганских дей­ствий. Группы состоят в основном из двух-трех десятков человек.

Большой удельный вес групповых изнасилований и ху­лиганств приходится на молодежь и прежде всего на несовершеннолетних, что объясняется их социально-пси­хологическими особенностями.

В литературе подчеркивается, что семья является важным регулятором поведения человека. Ее отсутствие рассматривается специалистами с точки зре­ния организации профилактики преступлений в качестве неблагоприятного, отрицательного фактора. Около 60% виновных в совершении убийств и тяжких телесных по­вреждений в брачных отношениях не состояли. К ним следует добавить почти 12% преступников, у которых семейные отношения дезорганизованы (они официально состоят в браке, но совместно с семьей не проживают). Около 40% преступников, состоявших в браке, имеют от одного до четырех детей. Почти 60% виновных прожи­вали в отдельной квартире или в доме, принадлежащих им на праве личной собственности, 20% - в общежитии, 15% - в коммунальной квартире.

Для эффективной организации профилактической работы важное значение имеет информация о месте со­вершения насильственных преступлений. Выборочные исследования показывают, что в жилых помещениях со­вершаются 58,2% убийств и тяжких телесных повреж­дений, 19,1% хулиганств, 30,9% изнасилований; в поме­щениях и на территории предприятии - соответственно 10%, 6,6 и 12%; на улицах, площадях, во дворах до­мов, в скверах, парках, лесу и поле - соответственно 26,7%, 52,2 и 42%.

Криминологическая картина совершения тяжких на­сильственных преступлений будет достаточно полной лишь при условии пополнения ее виктимологическими характеристиками. В этом случае удастся избежать од­носторонности криминологических и виктимологических исследований, в которых личность и поведение преступ­ника и жертвы рассматриваются, в отдельности. Между тем поведения преступника и поведение жертвы являются, элементами конкретной жизненной ситуации, оказывающими непосредственное влияние на формирование преступного умысла и выбор способов его реализации[7].

Значительную криминологическую нагрузку несет на себе поведение жертв преступления. В литературе выделяют социально одобряемое, нейтральное и негативное поведение жертвы. В свою очередь в негативном пове­дении различают поведение-преступление, поведение-правонарушение и поведение, нарушающее нормы мо­рали. Негативное поведение объективно формирует си­туации провоцирующего (толчкового) характера или ситуации, способствующие, облегчающие достижение преступной цели.

В криминогенных ситуациях наиболее разнообразное негативное поведение демонстрируют жертвы умышлен­ных убийств и тяжких телесных повреждений. Вред 16% из них был причинен в связи с их преступными действиями (нападениями, хулиганством, кражами, мо­шенничеством), 10% - в связи с нарушением иных правовых норм, 25% - в связи с аморальным поведе­нием. В качестве жертв изнасилований женщины ока­зываются в связи с аморальным поведением либо нераз­борчивостью в связях и легкомыслием в знакомствах. В частности, по данным различных исследователей более 50% женщин своим поведением содействовали изнасилованию. При этом около 90% жертв негативного поведения приходится на женщин в возрасте до 25 лет. По делам о хулиганстве содействовали преступлению около 20% жертв.

С рассматриваемой точки зрения отдельного исследования требуют «заказные» насильственные преступления, в том числе в отношении крупных предпри­нимателей и банкиров. Выскажем предположение о том, что и в этих преступлениях существенен виктимологический компонент. Он обусловлен тем, что в предприни­мательской деятельности и сфере финансово-кредитных отношений широко распространены незаконные сделки.

В механизме насильственных преступлений важную роль играют содержание и характер взаимоотношений преступника и жертвы. Выборочные исследования пока­зывают, что 32,9% жертв убийства и тяжких телесных повреждений, 5,5% жертв изнасилования, 31,6% жертв хулиганства являлись членами семьи или родственниками преступников, 43.4%, 15 и 19% соответственно хорошими знакомыми; 13%, 37 и 12,4% - случайными знакомыми; 10,7%, 42,5 и 37% - совершенно незнако­мыми. По делам об убийствах и тяжких телесных по­вреждений в неприязненных отношениях находились 45,8% взаимодействующих лиц, а по делам о хулиган­стве - около 33%. В связи с этим совершение преступ­ления по существу было способом «разрешения» имевшегося конфликта.

Значимыми в криминологическом плане являются нравственно-правовые и социально-психологические ха­рактеристики жертв, которые осознанно принимаются преступниками в расчет. Среди них особое внимание обратим на их судимость, состояние в межличностной ситуации и сопротивляемость посягательству[8]. Среди пострадавших от умышленного убийства ранее судимые лица составляют 22,4%, от тяжкого телесного повреждения - 15%. Прежняя судимость для потерпев­ших от изнасилования не характерна. В состоянии алкогольного, нар­котического или токсического опьянения находились 76,1% жертв убийства и тяжких телесных повреждений, из которых 70% лиц употребляли напитки и вещества одурманивающего воздействия совместно с преступни­ком; 38,6% жертв изнасилований, из которых 92,8 % употребляли напитки вместе с насильником; 19% жертв хулиганства, из которых около 35% употребляли напит­ки вместе с виновным. Противодействие совершению на­сильственных преступлений оказывали 39% жертв убий­ства и тяжких телесных повреждений, 70% жертв изна­силований и 35% жертв хулиганства. Сопротивление преступнику нельзя недооценивать. Чем ин­тенсивнее сопротивление, тем больше удельный вес неоконченных преступлений.

В правовой литературе употребляется термин «вина» потерпевшего. Однако данные виктимологии нельзя однозначно трактовать в плане уголовно-правовой вины жертвы (за исключением совершения жертвой преступления). Уголовную ответствен­ность за совершение преступления всегда несет винов­ный субъект преступления.



Дата добавления: 2020-02-05; просмотров: 423;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.