Классической социологии
Основные направления развития
Каждая наука имеет свою историю. В изложении этой истории за основу обычно берутся разные принципы:
- изложение развития тех или иных идей;
- анализ основных школ и направлений развития науки;
- «географический» принцип – изложение материала в хронологической последовательности по странам.
История социологии богата и выдающимися именами, и школами и направлениями. Выделим главные из них. Вторая половина XIX века в интеллектуальной истории Запада – время увлечения успехами естествознания и расцвета натуралистического мировоззрения, под влиянием которого и развивалась социология. В этот период в социологии процветал натурализм-биологизм, что означает ориентацию обществознания на методы естественных наук: редукционизм (сведение) общественных закономерностей к природным; злоупотребление биологическими аналогиями при описании тех или иных общественных явлений; использование биологического или географического фактора как фактора, определяющего социальный прогресс и социальную «эволюцию». Названия этих школ говорят сами за себя: географическая, демографическая, расово-антропологическая, органическая (органицизм).
Вопрос заключался только в том, какой именно биологической стороне придавалось решающее значение в описании общества и культуры. Генри Бокль, Александр Гумбольдт, Фредерик Ле Пле акцентировали внимание на влиянии географической среды, климата, ландшафта на развитие общества. Демографическая школа главным фактором социального развития считала рост народонаселения. Расово-антропологическая школа (Артюр де Гобино, Людвиг Вольтман, Стюарт Чемберлен) интерпретировали общественное развитие в понятиях наследственности, расового отбора, борьбы высших и низших рас.
История социологической мысли знает и множество разновидностей органицизма (методологическая ориентация концепций общества по аналогии с понятием организма). Так, известный французский социолог Рене Вормс широко пользовался биомедицинскими аналогиями для характеристики «общественного организма», такими как «социальная норма», «социальная патология», «социальная генетика», «болезни общества». Вормс считал, что социология – это своеобразная медицина для общества.
Широко процветал в социологии и социал-дарвинизм, который переносил идею естественного отбора, борьбы за существование на социальные отношения. Известна в этом плане работа Микеланджело Баккаро «Борьба за существование и ее последствия». Определенное влияние социал-дарвинизма испытали такие известные социологи, как Г. Тард, Л. Уорд, Ф. Гиддингс, Э. Дюркгейм.
Биологизация социальных явлений уже в конце XIX века стала казаться явным анахронизмом, тупиком в истории социологической мысли. Идеи натурализма и биологизма уже тогда подвергались критике. Однако в связи с последними достижениями современной генетики, развитием экологии, микробиологии и в конце XX века на новом уровне возникают идеи социобиологии, человеческой экологии и др.
Бурное развитие психологии породило новую тенденцию в социологии – психологизацию общественных явлений, психологические школы. Это «психологический эволюционизм», «инстинктивизм», «психология народов», «интеракционизм». Если натуралистическое направление и натуралистические школы обращались к биологическим факторам, то психологические, соответственно, к факторам индивидуальной психологии. Социальная жизнь находила описание и объяснение в психологических терминах. Это идеи «сознания рода», «социального разума», «коллективной психологии», «коллективного инстинкта». Работа выдающегося русского ученого В.М. Бехтерева имеет символическое в этом плане название – «Коллективная рефлексология».
Представитель инстинктивизма крупнейший психолог и социолог Уильям Мак-Дауголл под каждое общественное явление подводит определенный инстинкт. Войны он объясняет предрасположенностью людей к драчливости, накопление общественных богатств – склонностью к стяжательству, рост городов – проявлением стадности.
Выдающийся австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) считал универсальной детерминантой человеческого поведения половое влечение – либидо. Если У. Джеймс насчитывал 38 инстинктов, которые влияют на жизнь общества, У. Мак-Дауголл – 18, то З. Фрейд свел их к двум: инстинкту жизни (эросу) и инстинкту смерти (танатосу). Именно борьба этих двух начал и определяет развитие общества. Так, например, войны Фрейд объяснял бессознательной тягой общества к смерти, победой инстинкта смерти.
Из психологического направления и психологических школ в социологии вышла, в конечном итоге, новая наука – социальная психология. В развитие и становление этой науки огромный вклад внесли работы В.М. Бехтерева, Г. Тарда, Г. Лебона.
Параллельно с теоретической социологией развивались эмпирические (прикладные) исследования. В классической социологии они были связаны друг с другом сравнительно слабо. Особые социально-экономические и политические условия развития Англии именно эту страну сделали родоначальницей классических эмпирических исследований, которые проводили, как правило, не профессиональные обществоведы, социологи, а врачи, промышленники, работники статистических бюро. На социологические исследования их толкали интересы дела, потребности общественного развития, развития промышленности, образования, здравоохранения. Одно из первых социологических исследований проведено в Шотландии
Дж. Синклером, изучавшим условия жизни сельского населения. Синклер первым использовал метод опроса. Он составил анкету, которая состояла из 116 вопросов. Результатом этого исследования стал большой труд «Статистическое описание Шотландии».
К середине XIX века в Англии интерес социологов был сосредоточен на изучении проблем рабочего класса и бедных слоев городского населения. Характерно, что инициаторами таких исследований были врачи, изучавшие вопросы социальной гигиены. Особую известность получили работы английского врача Джеймса Шаттлуорта – основателя Манчестерского статистического общества. Под его руководством проводились исследования о состоянии здоровья рабочих, состоянии их жилищ и одежды. Результаты исследования были опубликованы в книге «Моральные условия в жизни рабочих» (1832).
Говоря о развитии конкретной социологии, нельзя обойти вниманием и фигуру Чарльза Бута – английского исследователя второй половины XIX века. Основная его работа – «Жизнь и труд людей Лондона». Ч. Бут также приходит к мысли о том, что статистическая информация недостаточна для изучения и описания общества. Он составляет опросники, впервые использует социальные карты районов и улиц Лондона, дает классификацию населения Лондона: средний класс, высший класс, низший класс. Исследования Ч. Бута вызвали широкий отклик у общественности Англии и способствовали принятию законов о минимальной заработной плате, пенсионном обеспечении, пособиях по безработице. Таким образом, параллельно с теоретической социологией получает широкое развитие и прикладная социология, конкретные социологические исследования. Они проводились не только в Англии, но и в других странах. Так, широко известны работы французских социологов-эмпириков – А. Гэрре, А. Кэтле, Ф. Ле Пле. Работы А. Гэрре внесли весомый вклад в статистику нравственности, криминальную статистику. Уровень преступлений А. Гэрри связывал в первую очередь с экономическими условиями. Адольф Кэтле изучал проблемы человека в различные периоды и в различных условиях его жизни. Имя Фредерика Ле Пле связано с развитием такой отрасли социологии, как социология семьи.
Характеризуя классическую социологию, нельзя обойти вниманием наиболее ярких ее представителей. Социология зародилась во Франции и связана с именем Огюста Конта (1798-1857). Конт считал, что социология, как и естественные науки, должна основываться на фактах и исследовать социальную действительность теми же методами, что и естествознание, которое изучает природу. Социологию он первоначально назвал «социальной физикой», но это не означает, что Конт все социальные явления сводил к физическим. Социология у Конта состоит из двух разделов – социальной статики и социальной динамики. Он сформулировал закон смены трех стадий исторического развития – теологической, метафизической и позитивной. Важно, что у Конта общество состоит из систем, а не является простой суммой индивидов. В основе развития общества лежит семья. Основными методами социологии Конт считает наблюдение и эксперимент.
В конце XIX века во Франции особую популярность приобрели труды Эмиля Дюркгейма («Правила социологического метода», «О разделении общественного труда», «Самоубийство»). В основе социологии как науки, считал Дюркгейм, лежит социальный факт, под которым он понимает все то, что оказывает на индивида внешнее воздействие. Дюркгейм обосновывал объективность научного подхода к явлениям социальной жизни. Основная социологическая категория Дюркгейма – социальная солидарность – явление, которое лежит в основе общественных отношений, противоположной категорией он считает аномию – чувство разобщенности, ненужности, которое может возникнуть у человека в обществе. Заслуга Дюркгейма в том, что он показал социальную обусловленность аномии (на примере анализа самоубийств).
В связи с психологическим направлением в социологии уже упоминались имена выдающихся французских социологов Гюстава Лебона и Габриеля Тарда. Именно они разработали понятия «толпы», «массы», рассмотрели проблему массового заражения, подражания. Идеи Лебона актуальны при анализе проблем лидерства, массовой митинговой демократии. Актуальны и труды Г. Тарда «Законы подражания», «Мнение и толпа» (опубликованы в 1901-1902 гг.), в которых он рассматривает коллективную психологию и также эффект подражания. В основе «толп», «сект» лежит, по его мнению, потребность в лидерах, вождях, героях. Толпе свойственна подражательность и иррациональность. Именно в такой толпе человек теряет свое лицо, нивелируется и становится единицей массы, толпы, публики.
Развитие теоретической социологии в Англии неразрывно связано с именем Герберта Спенсера (1820-1903), автора десятитомного труда, частью которого стали «Основания социологии». Г. Спенсер одним из первых предметно поставил проблему размежевания социологии и истории. По его мнению, социология и история соотносятся, как антропология и биография. Антропология изучает состояние и условия развития (как и социология), биография фиксирует все события, случайности в человеческой жизни (это же делает история по отношению к обществу). В основе социологии Г. Спенсера лежит идея социальной эволюции общества. Общество копирует и воспроизводит живой организм. Спенсер – это Дарвин в социологии, вслед за которым он шел, развивая дарвинскую идею эволюции и саморазвития общества. Г. Спенсер также разрабатывает идею неразрывной связи общества и природы, используя огромное количество конкретной фактуры. Идеи Г. Спенсера оказали влияние на творчество К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, Л.Н. Гумилева,
Л.Н. Толстого, Т. Драйзера, Д. Лондона. Он был самым популярным социологом вплоть до 30-х годов XX столетия, предтечей многих новых течений в социологии XX в.
Развитие социологии в Германии происходило значительно позже, чем во Франции и в Англии. Но именно Германия дала миру таких социологов, как М. Вебер и К. Маркс. С именем Макса Вебера (1864-1920) связано формирование совершенно новых принципов социального познания, разрыв с натурализмом. М. Вебер рассматривал социологию не как описательную науку, а как моделирующую и конструктивную. Основным в социологии Вебера является учение об идеальных типах. Идеальный тип – узловое понятие, в котором отражается явление и процесс, абстракция для типологии и систематизация фактов, явлений. Например, «капитализм», «церковь», «религия» и др. Идеальный тип у Вебера – это не просто категория, но и определенная идеальная модель. Идеальные типы делятся на исторические и социологические: исторические отражают живую историю, а социологические – определенную конструкцию, модель. Так, из всех видов господства в истории человечества социолог выделяет три модели: харизматическое, рациональное и патриархальное.
Учение об идеальных типах получило название «понимающей социологии». Необходимость понимания и интерпретации своих понятий – отличительная черта социологии, ее отличие от естественных наук. Ведь в обществе действуют люди, они действуют осмысленно, осознанно. Какие цели, средства, условия, нормы лежат за этими действиями? Отсюда предмет «понимающей социологии» – осмысленное поведение людей, которое М. Вебер подразделяет на: 1) целерациональное, или ориентированное на достижение собственных целей; 2) ценностно-рациональное, определяемое верой в ценность того или иного способа поведения, независимо от конечного результата; 3) аффективное, определяемое непосредственно чувствами, эмоциями; 4) традиционное, обусловленное привычкой, традицией.
Значительное место в творчестве Вебера занимает религиозная этика. В своем знаменитом труде «Протестантская этика и дух капитализма» он показал, что последняя явилась основным стимулом развития капитализма, в основе которого лежит трудолюбие, честность, предприимчивость, активность, бережливость.
Сегодня в отечественной обществоведческой литературе почти не упоминаются имена К. Маркса, Ф. Энгельса. В современной же социологической литературе Запада Карл Маркс (1818-1883) и Фририх Энгельс (1820-1895) оцениваются как одни из самых выдающихся ученых-обществоведов XIX века. Вклад К. Маркса в социологию заключается в анализе экономического фактора в историческом развитии общества, влияния экономики на все стороны жизни.
Сегодня говорят о преувеличении Марксом «экономического фактора», схематизме выделения им общественно-экономических формаций – первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Но это была гениальная попытка наметить основные исторические периоды мирового общественного развития. Маркс «уловил» наличие в истории всеобщих этапов развития. Сегодня эта идея интерпретируется в цивилизационном подходе, теориях стадийности исторического развития и др. Учение К. Маркса о капитале заложило основы всей современной западной политической экономии. С точки зрения социологии – это образец целостного подхода к анализу общества. Ошибками К. Маркса были положения об относительном и абсолютном обнищании рабочего класса при капитализме, недооценка роли крестьянства в мировой истории, в частности в истории Европы; переоценка роли классовой борьбы как основного фактора развития общества; переоценка роли диктатуры пролетариата. Но это не умаляет его вклада в теоретическую социологию, разработку проблем общественного развития, взаимосвязи форм общественного сознания, личности, социально-массовой структуры и др.
Часто в литературе по истории социологических идей незаслуженно и неправомерно мало внимания отводится русским социологам. Во многом это связано и с тем, что русская социологическая мысль исследована значительно хуже, чем западная. Она представлена, прежде всего, именами М.М. Ковалевского, Н.К. Михайловского, Н.И. Кареева, П.А. Сорокина, Г.В. Плеханова, В.И. Ленина и др.
Выдающимся русским социологом, историком, этнографом был Максим Максимович Ковалевский (1851-1916). Для Ковалевского социология – это наука об эволюции и организации общества. В работах «Введение в изучение социологии», «Социология», «Современные социологи» он разрабатывал предмет, метод, функции этой науки. Особое внимание ученый уделял связи социологии и истории, сравнительно-историческому методу социологического исследования, многофакторной основе общества, социальным закономерностям и регрессу. Основным методом социологического анализа действительности Ковалевский считал сравнительно-исторический метод. Ковалевский отрицал учение о классовой борьбе и революции, считая их патологией. Значительное место в творчестве Ковалевского занимает категория «солидарность», означающая для него единство личности и общества, цельность, в которой каждый человек находит свое индивидуальное место. В совершенстве владея многими европейскими языками, Ковалевский читал лекции в Оксфорде и Стокгольме, Париже и Мадриде, а также во многих американских вузах. В 1907 году был избран председателем Международного института социологии, а в 1908 году создал первую в России кафедру социологии в Петербургском психоневрологическом институте.
Крупной фигурой русской социологической мысли является Николай Константинович Михайловский (1842-1904), известный народник, историк, социолог и публицист. В социологическом наследии Михайловского четко прослеживаются следующие направления исследования: 1) субъективный метод в социологии; 2) проблема личности, ее эмансипация, борьба за «индивидуальность»; 3) биологические и психологические основы борьбы за индивидуальность; 4) исторические этапы развития человечества. Н.К. Михайловский стал родоначальником психологического направления в русской социологии, опубликовав книгу «Герои и толпа», где изложил теорию подражания. Проблема «психологии толпы» становится одной из ведущих в социологии Михайловского. Ему принадлежит большая роль в изучении психологических механизмов воздействия толпы на человека и воздействия индивида на массы.
Большой вклад в народническую социологию внесли Н.И. Кареев и П.Л. Лавров. Историк и социолог Лавров вошел в историю социологии как автор трудов «Социологи-позитивисты», «О методе в социологии», «Теория и практика прогресса». Большое внимание он уделял соотношению социологии и истории, роли личности в истории. Петр Лаврович Лавров подчеркивал закономерность социальной революции, которая, по его мнению, не может не носить насильственного характера. «Настоящая социология, – писал Лавров, – есть социализм».
Николай Иванович Кареев (1850-1931) внес вклад в разработку методов социального познания, коллективной психологии, истории прогресса и др. В 1897 г. в Санкт-Петербурге вышел труд Н.И. Кареева «Введение в изучение социологии» – это первый учебник по социологии, вышедший в России на рубеже XIX-XX вв. Таким образом, либеральное направление в русской социологии связано с именем М.М. Ковалевского, народническое – с именами Н.К. Михайловского, Н.И. Кареева, П.Л. Лаврова.
В 90-е годы XIX в. «увлечением» русской интеллигенции стал марксизм. Распространению марксизма в России способствовали не только социально-экономические условия, но и кризис народнической идеологии, связывающей будущее России с крестьянством, русской общиной. Серьезную критику народничества дал Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918). Он показал, что ставка народников на общину утопична. Община в России разлагается. Внутренними причинами ее разложения являются социальные противоречия, социальное расслоение крестьян. Плеханов был убежден, что Россия встала на путь капиталистического развития. Он поддержал буржуазную революцию в России, резко выступив потом против революции социалистической как преждевременной и разрушительной. Плеханову принадлежит большое количество работ по социологии. Именно от него идет разработка проблем социологии религии, социологии искусства, социальной психологии, социологии политических отношений как самостоятельных сфер социологического исследования.
В.И. Ленин (1870-1924) на рубеже Х1Х-ХХ вв. создает классические произведения, содержащие анализ большого статистического материала о социальных последствиях процессов развития капитализма в России. А его труд «Империализм как высшая стадия капитализма» и сегодня не потерял своего научного значения в исследовании таких социальных феноменов как «монополизм», «финансовый капитал» и др.
1.3. Современная социологическая теория:
Дата добавления: 2020-02-05; просмотров: 501;