Царский период в истории Рима.


Центр будущей великой державы зародился в Лации, на левом берегу реки Тибр, в его нижнем течении. Этот район был заселен с древнейших времен, о чем свидетельствуют многочисленные палеолитические орудия труда и захоронения неандертальского типа. Начиная с IХ в. до н.э. на месте будущего Рима и, в особенности, на холмах Палатина, Капитолия, Квиринала находят железные изделия и металлическое оружие. Эти находки подтверждают древнюю историю Рима, которая в течение длительного периода подвергалась сомнению со стороны историков, скептически относившихся к легендам и сказаниями об основании Рима.

Территория будущей столицы империи была чрезвычайно удобной и стратегически выгодной. Река Тибр в этом месте была судоходной, а на ее берегах находились большие залежи соли, без которой жизнь древних 123 народов была немыслимой. А в прибрежных низинах располагались сочные луга, обрамленные дубовыми и лавровыми рощами. Древние земледельцы выращивали здесь пшеницу, просо, ячмень, а скотоводы всегда находили обильные пастбища для выпаса домашних животных, включая крупный рогатый скот. Кроме того, на территории древнего Рима бурно развивалось ремесло, в особенности гончарное дело и ткачество.

Жители древнего Рима поклонялись множеству племенных богов, среди которых, по свидетельствам Вергилия, Дионисия Галикарнасского и других античных писателей, выделяются Янус, Сатурн, Пик, Фавн, Латин. На самом деле это были племенные вожди, которые со временем превратились в некое подобие божества.

Согласно легенде, в годы царствования Латина сюда прибыл Эней вместе с теми троянцами, которые уцелели после поражения в Троянской войне. Именно он покорил и объединил латинские племена и создал на месте их проживания древний город. Внуками 14-го царя Нумитора были близнецы Ромул и Рем. Затем произошел переворот и новый царь приказал избавиться от законных наследников престола. Ромула и Рема бросил в Тибр, но волны вынесли их на берег, вскормлены волчицей, а когда выросли, отомстили за свое несчастье и основали неподалеку новый город, получивший название Рим (по имени Ромула). При этом во время ссоры между братьями, Рем был убит, а Ромул стал полновластным правителем нового государства. Если верить античной традиции, это событие произошло в УШ в. до н.э.

Археологи подтверждают, что уже во II тысячелетии до н.э. население устья Тибра отличалось необыкновенной разнородностью. Сначала тут проживали древние лигуры и сикулы, а потом вторглись племена италиков-латинов с родственным племенем сабинян. В последующие столетия в этот район стали проникать греческие колонисты, передавшие местному населению многие навыки земледелия и ремесла. Все руководство древним Римом находилось в руках царей и общего собрания свободных граждан, получившего название «сенат» (от латинского senex – «старый человек»). Таким образом, Рим возник как территориальная община, основанная преимущественно на соседской общине, а не на племенной общности. Основу территориальной общины составили три крупнейших племени – латины, сабиняне и этруски. Воспоминание об объединении этих трех племен сохранилось в форме оформившихся в последующие годы трех главных триб (племен) – Рамнов (латинов), Тициев (сабинян) и Луцеров (этрусков).

К VI в. до н.э. власть в Риме и прилегающих к нему областях захватили этруски. Скорее всего, это было не военный захват, а довольно мирное взаимодействие различных племен, в результате которого в Риме установилась этрусская династия царей. По преданию, в Риме правили семь царей, причем последние из них были этрусского происхождения. Многие историки считают их реальными историческими личностями, жизнь которых находит подтверждение в письменных источниках (Тарквиний Древний, Сервий Туллий и Тарквиний Гордый).

Царский период в истории Рима продолжался с VШ по VI вв. до н.э. и характеризовался разложением родового строя и зарождением государственных отношений. Согласно традиции, в Риме насчитывалось около 300 древних родов, объединенных в 30 курий (по 10 родов каждая) и 3 трибы (по 10 родов). При этом если курия объединяла близкородственные родов, то трибы представляли собой самостоятельные племена. В этот период времени члены каждого рода были связаны обычаями кровной мести и принципами взаимопомощи. Они вели свое происхождение от общего предка и носили общее родовое имя (например, род Юлиев или Клавдиев).

Каждый род распадался на отдельные семьи, которые назывались «фамилия» и включали в себя детей, внуков, жен сыновей, а также домашних рабов. Глава семьи назывался «патер» (отец семьи) или «доминус» (господин, хозяин). Каждая семья поклонялась своим домашним божествам и имела свой культ семейных предков. Во владении семьи находился дом, скот, оружие, домашняя утварь и небольшой приусадебный участок. Пахотная земля делилась между семейными общинами по жребию, а пастбища были общинными и использовались коллективно. При этом верховным собственником земли выступала община, а землевладение было преимущественно частным (за исключением общинных угодий). Но владеть землей могли только равноправные члены римской общины, что изначально пробуждало у древних римлян чувство гражданского общества и принадлежности к гражданскому государству.

Старейшие римские роды имели немало преимуществ и объединялись под названием патрициев. Из них выделялась родовая аристократия, захватившая в свои руки собственность распадавшейся общины и большие захватившая в свои руки собственность распадавшейся общины и большие наделы земли (латифундии). А все пришельцы или утратившие связь со своим родом получили название клиентов и превращались в зависимое сословие наемных работников, из которых впоследствии образовался класс плебеев, куда вошли также другие категории неполноправных жителей. Плебеи были свободными людьми, но не входили в родовую организацию и считались чужаками. Есть также мнение, что основу плебеев составили коренные жители Лации, покоренные пришлыми индоевропейским племенами. Некоторые плебеи занимались торговлей и ремеслом, однако в подавляющем большинстве это были перешедшие под покровительство патрициев земледельцы и клиенты. Кроме того, плебеи привлекались к военной службе, но не имели права принимать участия в дележе военной добычи.

Низшей социальной группой древнего Рима были рабы, в число которых попадали военнопленные, купленные чужестранцы или представители запутавшихся в долгах плебеев. Правление царей продолжалось до 510 г. до н.э., когда жители Рима восстали против последнего этрусского царя Тарквиния Гордого, сын которого, согласно преданию, обесчестил женщину патрицианского рода, после чего она покончила с собой. Однако не обошлось и без более серьезных причин. Разбогатевшие патриции стремились во что бы то ни стало свергнуть царскую династию ослабевших этрусков и захватить власть, чтобы использовать ее для дальнейшего обогащения и проведения соответствующих социально-экономических реформ.

В самый разгар всенародного восстания Тарквиний Гордый бежал с семьей в Этрурию и попытался собрать силы для восстановления справедливости, однако даже осада Рима не принесла желаемых результатов. Этруски были намного слабее окрепшего Рима и уже не могли диктовать ему свою волю. С этим событием связана легенда о героическом поступке юноши, который хотел убить предводителя этрусков, но был схвачен и предстал перед судом. Преисполненный презрения к пыткам и смерти, этот парень по имени Муций сжег свою правую руку, из-за чего получил среди современников прозвище «Сцевола», что означает «Левша». С тех пор имя Муция Сцеволы стало нарицательным и обозначает бесстрашного героя, готового пожертвовать всем ради блага отечества.

 

 

Римская республика

После изгнания последнего этрусского царя в Риме был установлен особый политический режим, получивший название «республики» (из латыни – «дело народа»). На самом деле власть в Риме принадлежала не всему народу, а преимущественно патрициям – наиболее родовитой части аристократии, контролировавшей всю работу сената. Римская республика создает огромную армию и приступает к покорению соседних италийских племен. При этом новые римские территории получили значительно статус, отличавшийся от статуса самого Рима. Они рассматривались как собственность римского народа и фактически были лишены какой бы то ни было самостоятельности. Значительная часть захваченных земель была конфискована и распределялась между самыми знатными родами патрициев.

Новые земли получили название «провинций», а их население должно было платить большие подати в римскую казну (10%) и стояло вне римского правового законодательства. При этом наместники провинций были одновременно командующими армией и главами гражданского управления, подотчетными только римскому сенату. Фактически наместники были полновластными правителями провинций, и только после 149 г. до н.э. наместников поставили в рамки законы и могли судить за нарушение общепринятых правил. Это и стало важнейшим завоеванием республики.

Еще одной характерной особенностью Римской республики стало превращение рабства в господствующий экономический уклад. Успешные Пунические войны и захват огромных территорий на Апеннинском полуострове обеспечили Риму приток большого количества рабов, труд которых стал использоваться не только в домашнем хозяйстве, как это было раньше, но и во всех сферах земледелия, скотоводства и ремесла. Так, например, только за пятьдесят лет II в. до н.э. римляне захватили в и превратили в рабов около 500 тысяч человек, причем наиболее богатыми рабовладельцами становились сенаторы, всадники и другие представители поместий и водопроводов, а чуть позже стали с такой же эффективностью использовать их в земледелии, скотоводстве и ремесленном производстве.

Широкое использование рабского труда неизбежно приводило к обесцениванию труда свободных крестьян-общинников, которые не выдерживали конкуренции с крупными латифундиями, покидали свои земли и уходили в города, где превращались в люмпен-пролетариат. К этому моменту Римская республика получала настолько большие доходы от грабежа покоренных земель, что могла содержать большое количество свободных, но нищих римлян, выплачивая им ежедневное пособие и обеспечивая их самыми разнообразными зрелищами. Именно таким образом в Риме появилась большая прослойка людей, которые паразитировали на общественном благе и утратили всякое желание трудиться. Их главным требованием стал лозунг «хлеба и зрелищ», и это требование удовлетворялось до тех пор, пока происходило расширение державы и военное покорение новых земель.

Разумеется, такое положение дел не могло не вызвать сопротивление определенной части жителей Рима, которые развязали гражданскую войну и в конце концов погубили Римскую республику. Реформы братьев Гракхов частично восстановили права простых людей периода ранней республики и нормировали распределение земельных наделов, обеспечив землей большое количество бедных граждан. Но эти реформы пришлись не по нраву крупной земельной аристократии, которая организовала массовые выступления против реформ, в результате чего и началась полоса разорительных гражданских войн.

Патриции подавили восстание, но время республики уже истекло. Большая республика не могла жить по старым законам, сформулированным еще в эпоху становления республиканского строя. Огромной державе нужна была сильная централизованная власть, которая могла бы удержать в подчинении большое количество покоренных народов с помощью новой имперской идеологии и единого административного аппарата.

В отличие от Афин республиканский Рим не создал высокой культуры. Государственным языком римской республики стал латинский язык, впитавший в себя множество других языков и местных диалектов, и это было главным достижением республики в этот период. Латинский язык стал языком межнационального общения и окончательно оформился в качестве не только главного, но и единственного языка на огромном пространстве Апеннинского полуострова, а потом и на территории многих римских провинций. Именно благодаря латинскому языку среди покоренных народов распространялось убеждение, что Рим достиг вершин своего могущества в результате морального превосходства римлян над другими народами, их мужеству, целеустремленности, воздержанности, дисциплинированности, свободолюбию, высоким представлением о долге и безграничному уважению к патриархальным законам.

Римляне не создали развитой мифологии, как древние греки, но у них отчетливо проявлялось гражданское чувство взаимопомощи и солидарности, что и обеспечило им в конечном итоге успех в борьбе с соседними племенами и народами. В период республики формируется языческий пантеон древних римлян. Они поклонялись богу грома Юпитеру, богине материнства Юноне, покровительнице ремесла Минерве, богу виноградников Либеру, богине садов Венере, богине земледелия Диане, богу купцов и ремесленников Гермесу и богу войны Марсу и многим другим.

Последний период существования республики ознаменовался коренными преобразованиями в жизни римлян. На первое место неизбежно выходила армия, ставшая главным фактором расширения территории Рима и распространения римского влияния на покоренные страны и народы. В 107 г. до н.э. видный полководец Гай Марий провел военную реформу, оказавшую значительное влияние не только на жизнь государства, но и на простых римлян. Солдаты римских легионов, прослужившие в армии не менее 16 лет, получали статус ветерана и большой надел земли. Кроме того, Марий стал принимать на военную службу добровольцев и платить им хорошее жалованье. Со временем римские легионеры стали самостоятельной военной, а потом и политической силой, определявшей развитие Рима. Марий стал первым, кто рискнул использовать римские легионы для борьбы с политическими противниками. В это же время впервые появляется почетный титул «императора» (повелителя). Так называли крупного полководца, который оставил убитыми на поле битвы не менее 6 тысяч врагов.

Первый век до нашей эры стал последним и наиболее беспокойным в истории республиканского Рима. Вначале была установлена диктатура Суллы, который решил положить конец внутренней смуте и, опираясь на свои легионы, захватил власть в стране и вынудил сенат наделить его неограниченными полномочиями (81 г. до н.э.). Чуть позже в Риме была установлена власть так называемого «триумвирата» - совместного правления трех наиболее влиятельных полководцев (Красс, Помпей и Цезарь). Затем на первое место выдвинулся талантливый военачальник и государственный деятель Юлий Цезарь. Завоевав Галлию в 49 г. до н.э., Цезарь двинул войска на Рим, перешел реку Рубикон («жребий брошен»), разбил легионы Помпея, еще какое-то время воевал в отдаленных провинциях, а потом вернулся в Рим в качестве императора и установил единоличную военную диктатуру. Однако остановить распад республики он уже не мог. В 44 г. до н.э. Цезарь стал жертвой заговора группы сенаторов во главе с Брутом и убит.

После гибели Цезаря разгорелась борьба между двумя претендентами на власть. В 31 г. до н.э. Октавиан разгромил военный флот своего противника Антония, захватил Египет, где Антоний скрывался у царицы Клеопатры, и навсегда установил власть единого императора. Антоний и Клеопатра покончили с собой. Чуть позже Октавиан принял титул Августа («священного», «божественного») и установил в Риме режим принципата, этого момента республика в Риме навсегда уступает место империи.

Исторической опыт Римской республики со всей очевидностью показывает, что идеи народовластия, непосредственным образом вытекающие из родового строя, со временем уступают место той или иной форме монархии. При этом создание монархических режимов значительно ускоряется в условиях территориальной экспансии и покорения соседних народов. Важно понять, что переход от республики к империи не может быть сведен только к событийной истории с ее дискретной структурой, поскольку в истории Рима нельзя найти одного события или даже ряда событий, сыгравших решающую роль в этом переходе. Кризис республики происходил медленно, накапливая негативные тенденции, которые в конце концов привели к ее перерождению в собственную противоположность.

Создание империи приводит к усложнению социальной и политической структуры общества, а это, в свою очередь, требует более централизованных форм власти. Кроме того, территориальное расширение древних обществ неизбежно приводит к эксплуатации покоренных народов и принадлежащих им природных ресурсов, что заметно ускоряет нарастание социального паразитизма, морального разложения правящих классов и в конечном итоге приводит к падению нравственных устоев общества. Идеалы справедливости и героического служения обществу быстро уступают место откровенной алчности и беззастенчивому грабежу низших классов. Именно поэтому все империи «пожирают» себя изнутри и, в конце концов, распадаются на отдельные государства.

Контрольные вопросы

1. Когда началось заселение Апеннинского полуострова древними индоевропейскими племенами?

2. Что говорят древние легенды о происхождении этрусков?

3. Когда и кем был основан Рим в соответствии с древними легендами?

4. Чем характеризуется царский период в истории Рима?

5. Объясните значение и роль сената в жизни древних римлян.

6. Кто такие «патриции» и чем они отличались от «плебеев»?

7. Когда и при каких обстоятельствах была основана Римская республика?

8. Чем можно объяснить территориальные захваты республиканского Рима?

9. В чем проявились первые признаки упадка республиканского строя?

10. Почему Римская республика уступила место империи?

 



Дата добавления: 2016-06-15; просмотров: 5051;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.02 сек.