Специфические виды экстремальных состояний


Число различных экстремальных состояний весьма велико. Однако кроме них существуют и специфические виды экстремальных состояний, проявляющиеся наиболее часто и также дезорганизующие деятельность человека.

К числу таких состояний можно отнести аффект, фрустрацию, страх, панику, психологический кризис и стресс. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Аффект

Под аффектом (от лат. affectus - душевное волнение, страсть) понимается сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние взрывного характера, которое может дать неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии.

По содержанию переживаний можно выделить аффекты радости, страха, гнева, горечи и др.

Следует различать физиологический и патологический аффект.

Изучение и квалификация последнего являются компетенцией психиатров, поэтому здесь они не рассматриваются.

Физиологический аффект - это не выходящее за пределы нормы эмоциональное состояние, оно характеризуется внезапностью возникновения, большой силой и кратковременностью. С целью разработки психологических критериев физиологического аффекта необходимо более четко определить особенности ситуаций, способствующих возникновению аффекта и внутренней структуры эмоционального состояния. Такой аффект возникает, как правило, в конкретной для субъекта ситуации, когда он по необходимости продолжает деятельность и встречается с непреодолимыми препятствиями.

Состояние аффекта может развиться, например, в условиях острого дефицита времени, когда человек должен быстро сориентироваться в сложной эмоционально значимой ситуации, принять решение о характере своих дальнейших действий и практически реализовать это решение. Конфликт между объективной необходимостью действовать и субъективной невозможностью найти адекватный выход из сложившейся ситуации и приводит к возникновению аффекта. Такая ситуация является весьма характерной для деятельности человека в экстремальных условиях.

Состояние аффекта может возникнуть также в ответ на неожиданный сильный раздражитель при отсутствии у субъекта заранее подготовленной программы поведения. При этом сила воздействия раздражителя определяется в первую очередь личностным смыслом ситуации, в которой действует человек. В результате постепенной аккумуляции аффективных переживаний в условиях травмирующей обстановки даже незначительный сам по себе повод также может вызвать кратковременную дезорганизацию поведения, аффективный «взрыв».

Однако психологическая ситуация уже возникающего аффекта не зависит и не определяется механизмом его возникновения и выражается прежде всего в изменении сознания и деятельности человека.

В состоянии аффекта происходит сужение сознания: внимание концентрируется на аффективно окрашенных переживаниях и представлениях, связанных с травмирующей ситуацией, уменьшается полнота отражения ситуации, снижается самоконтроль, действия становятся стереотипными и подчиняются эмоциям, а не логическому мышлению.

Протекание аффекта сопровождается обычно и внешними проявлениями: напряженной мимикой, жестикуляцией и другими выразительными движениями.

Одним из проявлений аффекта в экстремальной ситуации является страх.Аффективный страх возникает, например, при неспособности человека преодолеть неожиданно возникшую крайне опасную ситуацию. Страх может захватить человека, подавить его ум и волю, парализовать способность к действию и борьбе. Человек цепенеет, пассивно ждет своей участи и бежит «куда глаза глядят». После аффекта человек не всегда может вспомнить отдельные детали своего поведения и состояния, чувствует себя разбитым и подавленным.

Вспышку аффекта можно подавить усилием воли. Чем более у человека развиты волевые качества, тем меньше он поддается аффекту или вообще не допускает его. Ослабить или предупредить аффект может также отвлечение и переключение внимания. Неслучайно житейская мудрость рекомендует вспыльчивым людям в момент возбуждения сосчитать до ста или немедленно начать что-то делать: пилить, строгать, копать и т.п. При этом сознание освобождается от эмоционального «захвата» и человек начинает отдавать себе отчет о своем состоянии и поведении, управлять ими.

Фрустрация

В экстремальных условиях может возникать также и состояние фрустрации (от лат. frustration - обман, расстройство).

Фрустрацией называется психическое состояние нарастающего внутреннего психического напряжения, психологическая реакция, связанная с разочарованием, неудачей в попытке достичь какой-либо цели.

Оно возникает при наличии двух условий:

1) сильная мотивированность достижения цели (удовлетворения потребности);

2) преграды, непреодолимые (или субъективно так воспринимаемые) трудности на пути к достижению этой цели.

Субъективными проявлениями фрустрации являются переживание неудач, разочарование, напряжение. В зависимости от ситуации переживания могут быть различны: от вины и подавленности до раздражения и гнева. Состояние фрустрации имеет многие черты стресса. Глубина фрустрации зависит от силы (величины) фрустратора, привычных форм реагирования на препятствия, опыта и умений преодоления жизненных трудностей, от фрустрационной толерантности (устойчивости к фрустраторам).

Ситуации, вызывающие фрустрацию, классифицируются по характеру мотивов и по характеру «барьеров».

«Барьеры», преграждающие путь индивида к цели, могут быть физическими (например, замкнутое пространство), биологическими (болезнь, старость), психологическими (например, интеллектуальная недостаточность), социокультурными (нормы, правила, запреты).

Обычно выделяют следующие виды фрустрационного поведения:

а) двигательное возбуждение, выражающееся в бесцельных и неупорядоченных реакциях;

б) апатия;

в) агрессия и деструкция, аутоагрессия (в отношении самого себя);

г) стереотипия, т.е. тенденция к слепому повторению фиксированного поведения;

д) регрессия, которая понимается как обращение к поведению, доминирующему в более ранних аналогичных ситуациях, или примитизация поведения, снижение его конструктивности. Перевод ситуации затрудненности в ситуацию фрустрации осуществляется в двух направлениях - по линии утраты контроля со стороны сознания, т. е. дезорганизации поведения, и (или) по линии контроля со стороны сознания, т. е. утраты «мотивосообразности» поведения.

Фрустрация обычно рассматривается как явление, вредное для человека.

Меньший акцент, как правило, делается на том факте, что вызванное фрустрацией напряжение может служить достижению цели, фокусируя внимание на конкретном мотиве, действующем в данный момент. Если конструктивные пути выхода из фрустрирующей ситуации не приводят к достижению цели, напряжение продолжает усиливаться.

В конце концов оно достигает уровня, при котором его эффект не способствует успешной деятельности, направленной на достижение цели, а носит разрушительный характер.

Последствия фрустрации могут быть кратковременными и длительными.

Ее преодоление предполагает применение приемов аутогенной тренировки для снятия эмоционально-волевого напряжения, ослабление конфликтности ситуации, дружеское общение, отвлечение от причины фрустрации, переключение внимания на что-либо приятное.

Подверженность фрустрации в значительной мере зависит от типа нервной системы.

У лиц с сильной нервной системой это состояние развивается, как правило, лишь после длительного периода неудач и чаще всего выражается в стенических реакциях, т. е. в желании доказать, что преследующие человека неудачи случайны.

У лиц со слабой нервной системой состояние фрустрации возникает и при небольших, не очень частых неудачах и проявляется в форме астении и желании прекратить работу. Поэтому такие лица нуждаются в подбадривании, обстоятельном обсуждении причин неудач и способов их устранения, в постановке конкретных и вполне достижимых в данных обстоятельствах целей.

Кризис

Третье состояние, которое может возникать в экстремальной ситуации является состояние кризиса.

Отличительные черты теории кризисов, согласно Дж. Якобсону, состоят в следующем:

· она относится главным образом к индивиду, хотя некоторые ее понятия используются применительно к семье, малым и большим группам; "теория кризисов... рассматривает человека в его собственной экологической перспективе, в его естественном человеческом окружении;

· теория кризисов подчеркивает не только возможные патологические следствия кризиса, но и возможности роста и развития личности.

Среди эмпирических событий, которые могут привести к кризису, различные авторы выделяют такие, как смерть близкого человека, тяжелое заболевание, отделение от родителей, семьи, друзей, изменение внешности, смена социальной обстановки, женитьба, резкие изменения социального статуса и т.д.

Теоретически жизненные события квалифицируются как ведущие к кризису, если они "создают потенциальную или актуальную угрозу удовлетворенною фундаментальных потребностей..." и при этом ставят перед индивидом проблему, "от которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время и привычным способом".

Дж. Каплан описал четыре последовательные стадии кризиса:

1) первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы решения проблем;

2)дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными;

3) еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников;

4) если все оказывается тщетным, наступает четвертая стадия характеризуемая повышением тревоги и депрессии, чувствами беспомощности и безнадежности, дезорганизацией личности.

Кризис может кончиться на любой стадии, если опасность исчезает или обнаруживается решение.

Своей относительной самостоятельностью концепция кризисов обязана не столько собственным теоретическим особенностям, сколько тому, что она является составной частью интенсивно развивающихся во многих странах практики краткосрочной и доступной широким слоям населения (в отличие от дорогостоящего психоанализа) психолого-психиатрической помощи человеку, оказавшемуся в критической ситуации. Эта концепция неотделима от службы психического здоровья, кризисно-превентивных программ и т.п., что объясняет как ее очевидные достоинства – непосредственные взаимообмены с практикой, клиническую конкретность понятий, так и не менее очевидные недостатки – эклектичность, неразработанность собственной системы категорий и непроясненность связи используемых понятий с академическими психологическими представлениями.

Поэтому о психологической теории кризисов в собственном смысле слова говорить еще рано. Однако мы берем на себя смелость утверждать, что системообразующей категорией этой будущей концепции (если ей суждено состояться) должна стать категория индивидуальной жизни, понимаемой как развертывающееся целое, как жизненный путь личности. Собственно говоря, кризис – это кризис жизни, критический момент и поворотный пункт жизненного пути.

Как и в случае фрустрации, можно выделить два рода кризисных ситуаций, различающихся по степени оставляемой ими возможности реализации внутренней необходимости жизни.

Кризис первого рода может серьезно затруднять и осложнять реализацию жизненного замысла, однако при нем все еще сохраняется возможность восстановления прерванного кризисом хода жизни. Это испытание, из которого человек может выйти сохранившим в существенном свой жизненный замысел и удостоверившим свою самотождественность.

Ситуация второго рода, собственно кризис, делает реализацию жизненного замысла невозможной. Результат, переживания этой невозможности – метаморфоза личности, перерождение ее, принятие нового замысла жизни, новых ценностей, новой жизненной стратегии, нового образа-Я.

Процесс преодоления кризисных ситуаций Ф.Е. Василюк назвал переживаниями, наполнив этот термин новым смыслом. До сих пор это понятие связывалось с переживанием – созерцанием, с эмоцией, отражающей в сознании субъективное отношение к вызвавшему ее фактору. Ф.Е. Василюк рассматривает переживание как внутреннюю интеллектуально-волевую работу по восстановлению душевного равновесия, утраченной осмысленности существования («производство смысла») в кризисной ситуации. «Переживание в предельно абстрактном понимании,– пишет он, – это борьба против невозможности жить, это в каком-то смысле борьба против смерти внутри жизни».

Таким образом, кризисные ситуации требуют от человека внутренней работы. Разного рода стрессовые реакции часто проявляются в виде предельной активации внутренних ресурсов личности, отстаивающей свои прежние возможности реализации жизненных замыслов. Более трудные ситуации могут потребовать от человека пересмотра уровня своих жизненных притязаний и одновременной реконструкции своего «Я».

Кризис имеет внешний и внутренний компонент, соответственно, и внешняя ситуация, и внутренние динамические процессы требуют своего рассмотрения. Использование психодинамических методов работы в этой ситуации может быть очень продуктивным. Обращение к прошлому при этом неизбежно. Причина нынешнего кризиса лежит в образе мыслей клиента и влияет на его актуальное поведение. Причины каждого кризиса коренятся во внутреннем конфликте, и об этом надо помнить.

Как правило, спустя некоторое время после происшествия большинство пострадавших в экстремальной ситуации полагают, что жизнь стала более неопределенной и напряженной. Общая нестабильность порождает чувство неуверенности не только в завтрашнем дне, но и в собственных силах. Погруженность в собственные проблемы не оставляет времени и сил на понимание нужд близких людей, что приводит к дисгармонии во взаимоотношениях. Именно ощущение невозможности что-либо изменить без посторонней помощи приводит многих пострадавших в чрезвычайных ситуациях к психологу.

Стресс

Стресс (от англ. Stress – давление, напряжение) – неспецифическая реакция организма на ситуацию, которая требует большей или меньшей функциональной перестройки организма, соответствующей адаптации. Естественная природа стрессовых реакций проявляется в том, что жизнь без стресса немыслима, а «полная свобода от стресса, – как пишет Г. Селье, – означает смерть». Важно иметь в виду, что любая новая жизненная ситуация вызывает стресс, но далеко не каждая из них бывает критической. Критические состояния вызывает дистресс, который переживается как горе, несчастье, истощение сил и сопровождается нарушением адаптации, контроля, препятствует самоактуализации личности.

Психологическая помощь, оказываемая в кризисных либо чрезвычайных ситуациях, имеет свои особенности, связанные с тем, что, во-первых, человек, обращающийся в службу, находится в состоянии эмоционального напряжения, возбуждения и, во-вторых, контакт с клиентом может не продлиться, оказаться единственным. Эти особенности диктуют методы и приемы работы.

В состоянии личностной дезинтеграции и дезадаптации человек может стать восприимчивым к различного рода манипуляциям его сознанием. Поэтому здесь необходимо воспользоваться психологическими методами, опирающимися на принципы усиления внимания к чувствам, сосредоточения на настоящем, принятия ответственности за собственные ценности, что способствуют активизации жизненной позиции.

Создавая ситуации развития, психолог исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у обратившегося за помощью могут быть актуализированы дополнительные психологические силы и способности, которые, в свою очередь, могут обеспечить отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации.

 



Дата добавления: 2016-06-15; просмотров: 3151;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.013 сек.