Спектры голоса выдающихся мастеров вокального искусства
На рис. 1.2 приведены спектры гласных выдающихся оперных певцов — Ф. Шаляпина, М. Баттистини, Титта Руффо, Э. Карузо, Б. Джильи, Л. Собинова, А. Дидура, Ф. Таманьо, Н. Обуховой, П. Лисициана, М. дель Монако, Н. Гяурова, И. Козловского, С. Лемешева, Б. Гмыри — в сравнении со спектрами гласных неопытных певцов и спектрами речевых гласных (спектрометр СЗЧ, экран с подсветкой).
Высокая певческая форманта на этих спектрах помечена штриховой дугой сверху. Можно видеть, что уровень высокой певческой форманты в спектрах главных мастеров пения (см. спектры №№ 1—6, 10—18) намного превосходит (на 15—20 дБ) уровень этой же форманты в спектрах гласных неквалифицированных певцов (спектры №№ 7—9).
На рис. 1.3 даны спектры, снятые с экрана спектрометра без подсветки (при затемненном экране). Кроме спектров взрослых певцов, здесь приведены для сравнения спектры гласных детей разного возраста. Хорошо заметно, что спектры детских гласных, во-первых, значительно беднее спектральными составляющими, а во-вторых, содержат значительно более низкий уровень ВПФ (помечена крестиком), чем спектры взрослых квалифицированных певцов.
Рис. 1.3. Спектры вокальных гласных известных мастеров вокального искусства и детей разного возраста. Фото сняты при затемненном экране спектрометра СЗЧ. Вершина ВПФ помечена крестиком. Частота спектральных составляющих обозначена цифрами (кГц) для нижнего ряда спектров. На остальных спектрах частота спектральных составляющих обозначена горизонтальными масштабами, соответствующими цифровым обозначениям на нижних спектрах.
1 — Е. Нестеренко, А, в слове на [балкон] из «Серенады Дон Жуана» П. Чайковского (фермато в конце романса); 2 — Е. Образцова, О, в слове больно, фермато в конце романса П. Чайковского «И больно и сладко»; 3 — В. Атлантов, А, изолированный гласи. (фермато) из арпеджио до-мажор; 4 — Р. Лоретти, А, в слове Лючия из неаполитанской песни; 5 — Люда 3-ря, 13 лет, О, из песенки про лисичку; 6 — Юра Г-ко, 11 лет, А, в слове ланда из песенки про партизан; 7 — Вова Г-ун, 7 лет, О, в слове ходит из песенки «Ходит Ваня»; 8 — Вова Г-ун, И, в слове ищет из песенки «Ходит Ваня»; 9 — Наташа Н-ва, 7 лет, А, в слове устало из песенки про солнышко.
Таким образом, важнейшей особенностью спектра вокальных гласных высококвалифицированных певцов является наличие четко выраженной высокой певческой фор манты. Этот вывод хорошо иллюстрируется рис. 1.4, на котором сопоставлены огибающие спектров голоса Ф. Шаляпина, П. Лисициана, Э. Карузо, Г. Зобиана.
Рис. 1.4. Огибающие спектров гласных известных мастеров вокального искусства. 1 – Ф. Шаляпин, гласн. А, нота mi (330 Гц); 2 – П. Лисициан, гласн. А, нота sol (392 Гц); 3 – Э. Карузо, согл. О, нота la (440 Гц); 4 – Г. Зобиан, гласн. А, нота la (415 Гц). По горизонтали – средние частоты прозрачности полосовых ¼ октавных фильтров спектрометра SM1/21-3a в Гц; по вертикале – интенсивность спектральных составляющих (дБ над уровнем 1 мВ). ВПФ обозначена стрелкой
Важно отметить, что, помимо большого уровня ВПФ (указана стрелкой), наблюдается четко выраженная пониженная предформантная область, или «нуль» (1500—1800 Гц), хорошо оттеняющий вершину форманты (полюс). Это обстоятельство, как известно, значительно увеличивает акустическую эффективность формантной области (Фант, 1964).
Дата добавления: 2023-12-14; просмотров: 411;