Опыты с искусственным выделением и подавлением ВПФ в голосе певцов. Коэффициент звонкости голоса
Предыдущие исследования касались выяснения роли ВПФ в обеспечении технических свойств певческого голоса. Каково, однако, влияние ВПФ на эстетические качества голоса человека?
В свете изложенного в предыдущих разделах следовало ожидать, что искусственное удаление ВПФ из певческого звука должно резко изменить и ухудшить его профессиональные тембровые качества. Подобные акустические опыты были нами проделаны с магнитофонными записями звука голоса некоторых известных мастеров вокального искусства (Ф. Шаляпин, Э. Карузо, М. Ланца, П. Лисициан, Г. Зобиан, Л. Маршалл и др.), а также студентов Ленинградской консерватории и профессиональных оперных певцов.
Отдельные фразы из оперных арий или романсов в исполнении указанных певцов записывали на магнитофон. Далее записанный звук пропускали через полосовые фильтры, которые подавляли в спектре полосу частот от 2000 до 3500 Гц, т. е. всю область ВПФ, а звуки с удаленной формантой переписывались на ленту другого магнитофона.
Далее группе компетентных слушателей (вокалистов Ленинградской консерватории) предлагалось сравнить звучание голоса певцов в неискаженном виде с голосом без певческой форманты. Уровень интенсивности сравниваемых образцов голоса подбирался одинаковым по ламповому вольтметру на выходе магнитофона.
Все слушатели сходились во мнении, что голоса певцов с удаленной певческой формантой воспринимались на слух как глухие, тусклые, лишенные блеска. Звучность (громкость) голосов резко падала (при той же интенсивности звука!). Разборчивость слов заметно ухудшалась. Тембр многими слушателями характеризовался как старческий, матовый, бесцветный.
Следует, однако, указать, что женские голоса после удаления высокой певческой форманты изменяются в значительно меньшей мере, чем мужские. Это можно объяснить тем, что в женских голосах уровень высокой певческой форманты заметно ниже, чем в мужских.
Большой интерес представляет звучание высокой певческой форманты в изолированном виде. При помощи других фильтров певческая форманта из голосов тех же певцов была выделена в изолированном виде и «перенесена» на отдельную пленку магнитофона. При воспроизведении этой записи можно было слышать звонкий мелодичный звук, похожий на свист или громкое чириканье птицы. Звук этот слышится при пении певцом любой гласной на любой ноте, заметно ослабевая при пении piano и усиливаясь при пении forte.
В ряде опытов слушателям перед прослушиванием преобразованных указанным образом звуков вокальной речи были розданы анкеты с просьбой записывать свои впечатления. Ниже приводим содержание некоторых записей: «Голос, лишенный певческой форманты, звучит на слух тускло, без звона и яркости, радующей у хорошего певческого звука» (Т. Мелентьева). «Впечатление такое, что теряется вся полетность голоса. . .» (В. Орлова).
«Голоса певцов без певческой форманты звучат гораздо слабее по силе звука, значительно теряют в чистоте и яркости тембра, звук „пестрый“, „с песком“, почти старческий. Страдает и четкость дикции» (Г. Счастнева). «Без форманты голос кажется беспомощным, старческим и даже больным» (В. Красин). «Форманта сама по себе прелестна: напоминает соловьиную трель» (Г. Комякова).
Эти акустические опыты наглядно иллюстрируют важнейшую роль ВПФ в обеспечении специфической особенности тембра певческого голоса — его звонкости.
Коэффициент звонкости голоса. Чтобы количественно охарактеризовать степень выраженности ВПФ в гласных у различных певцов, мы определяли отношение ее интенсивности (Uf) к общей суммарной интенсивности гласного (U∑), в котором эта форманта измерялась (Uf/U∑). Обе эти величины выражались в милливольтах: Uf измерялось на выходе одного из четвертьоктавных фильтров в полосе 2100— 3500 Гц, a U∑ — непосредственно на выходе магнитофона (рис. 1.1).
Их отношение выражалось в процентах. Измерение относительного уровня ВПФ в спектре гласных было произведено с целью избежать зависимости уровня измеряемого напряжения на выходе фильтров (Uf) от уровня входного напряжения сигнала (U∑), который в свою очередь зависит от коэффициента усиления магнитофона и может быть в известной мере произвольным.
Имея в виду результаты опытов, изложенных в предыдущем разделе и свидетельствующих о том, что ВПФ придает голосу певца прежде всего такое важное профессиональное качество, как звонкость, мы назвали процентное содержание ВПФ в спектре голоса певца коэффициентом звонкости голоса: Кзв = Uf / U∑ x 100% (Морозов, 1965, 19676).
Дата добавления: 2023-12-14; просмотров: 324;