Измерение относительного уровня ВПФ у различных категорий певцов


В табл. 1.1 и на графике (рис. 1.11) суммированы результаты относительного уровня ВПФ (Kзв) в различных гласных у различных групп обследованных нами лиц. Представлены средние величины коэффициента звонкости (Кзв) для всех пяти гласных (А, Э, Я, О, У) по данным всех испытуемых каждой группы. Можно видеть, что наибольшим Кзв у всех испытуемых обладают гласные И, Э, наименьшим У, О. Это можно объяснить, на наш взгляд, особенностями формантной структуры гласных. Известно, что И является наиболее высокочастотной гласной (Фант, 1964).

Рис. 1.11. Средние значения Кзв различных гласных, фонируемых разными группами вокалистов. 1 — известные мастера вокального искусства (смешанная группа), средние данные для всех гласных; 2, 3 — профессиональные оперные певцы и студенты консерватории: мужские голоса (2) и женские (3) голоса; 4 — неквалифицированные певцы (мужские голоса); 5 — невокалисты; 6 — дети-вокалисты старшей группы (11 — 16 лет); 7 — дети-вокалисты младшей группы (8—9 лет)

Даже в речевом произношении она имеет значительную концентрацию энергии в полосе 2000—3000 Гц, т. е. как раз в области высокой певческой форманты. Гласная Э является второй после И по степени «высокочастотности». Что же касается У и О, то максимум спектральной энергии этих гласных сосредоточивается в низкочастотной части спектра. Это обстоятельство, по-видимому, и накладывает определенный отпечаток на акустическую структуру вокальных гласных.

Вместе с тем можно наблюдать, что у квалифицированных вокалистов гласные меньше различаются между собой по величине ВПФ, чем у неквалифицированных. Акустически это выражается в одинаковой звонкости и ровности всех вокальных гласных.

У неопытного же певца, как правило, имеются хорошие гласные, которые звучат достаточно звонко, и плохие, на которых звучание голоса не удается. Гласные такого певца вокальные педагоги нередко именуют пестрыми.

Как показывают наши исследования, эта пестрота вокальных гласных во многом зависит от уровня интенсивности ВПФ: пестрые гласные имеют разные уровни ВПФ в отличие от ровных вокальных гласных, уровень ВПФ которых более или менее одинаков.

Известное постоянство уровня ВПФ отличает голос квалифицированных певцов не только на различных гласных, но и на различных нотах диапазона голоса. Малоквалифицированный певец имеет, как правило, более или менее удовлетворительный уровень ВПФ только где-то в средней части диапазона голоса, а на нижних и особенно верхних нотах интенсивность ВПФ заметно падает (рис. 1.12).

Рис. 1.12. Коэффициент звонкости голоса на различных по высоте нотах у певцов разной квалификации. 1 — высококвалифицированный певец, бас Н. О-ов; 2 — малоквалифицированный певец, бас К. К-ов. Средние данные для всех пяти гласных

Как показывает табл. 1.1, интенсивность ВПФ существенно зависит от силы голоса: на forte ВПФ приблизительно в два раза больше, чем на piano. Это явление объясняется зависимостью от спектра голосовых связок: огибающая спектра голосового источника при ослаблении голоса более круто падает к высоким частотам (Фант, 1964).

Наибольший относительный уровень ВПФ свойствен голосам группы выдающихся мастеров вокального искусства (32.7%). Эту группу составили известные оперные певцы, спектры голоса которых приведены на рис. 1.2: Ф. Шаляпин, М. Баттистини, Титта Руффо, Э. Карузо, Б. Джильи, Л. Собинов, А. Дидур, Ф. Таманьо, Н. Обухова, П. Лисициан, М. дель Монако, Н. Гяуров, И. Козловский, С. Лемешев, Б. Гмыря (всего 15 человек).

Поскольку выделение «чистых» гласных для анализа из музыкальных произведений в грамзаписи встречает определенные трудности, у каждого из певцов этой группы были проанализированы не все гласные, а лишь некоторые, и результаты усреднены. Ввиду этого уровень ВПФ гласных данной группы условно помечен штриховой линией (рис. 1.11).

Интенсивность ВПФ существенно зависит не только от квалификации певца, но и от принадлежности к тому или иному типу голоса: в женских голосах средняя интенсивность ВПФ закономерно ниже (15.0—9.0%), чем в мужских (26.8—15.9%). В группе же мужских голосов наиболее высокий уровень ВПФ наблюдается у басов и баритонов и несколько меньший — у теноров. Вообще следует заметить, что ВПФ мягких лирических голосов любых типов заметно меньше, чем ярких драматических.

По этой же причине интенсивность ВПФ у сопрано, как правило, меньше, чем у меццо-сопрано. Однако в табл. 1.1 и на рис. 1.11 это подразделение голосов на подгруппы в зависимости от уровня ВПФ не произведено с целью выделить наиболее существенные групповые различия между мужскими и женскими голосами.

Исследования показали, что средняя интенсивность ВПФ неквалифицированных певцов составляет 11.9% (на forte), а в речевых гласных еще меньше (7.5%).

 



Дата добавления: 2023-12-14; просмотров: 363;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.01 сек.