Условия развития украинской культуры
Культура Украины рассматриваемого периода развивалась в условиях противостояния и взаимодействия с Западом и Востоком в условиях вхождения большей части украинских земель в состав Великого княжества Литовского и Речи Посполитой.
Этногеогрфическое наименование «Украина» пока не получило заметного распространения. По прежнему господствовали «областные» наименования (типа «кияне», «черниговцы» и пр.). В XIV–XV вв. украинские земли в документах константинопольской патриархии именуются «Малой Русью» или «Малой Россией», впоследствии это наименование широко использовалось в Москве и Московской России, Российской империи. В документах ВКЛ Украина обычно именуется Русью, иногда она скрывается под административным термином «украинные воеводства». Даже самая западная часть Украины – Галиция (Галичина) именуется Русской землей (воеводством).
В этническом отношении украинцы были близки русским и, особенно, белорусам. Впрочем, каждый из этих народов начинал все больше осознавать собственные отличия, особенности. Разными путями пошло развитие языков и многих черт национального быта. Этому способствовал целый ряд факторов, среди которых большое значение имел фактор вхождения в состав разных политических образований (ранние истоки противостояния ВКЛ и Московии хорошо известны; Украина утратила «прямую» государственную связь с Беларусью в 1568-69 гг., выйдя из состава ВКЛ и войдя в состав Короны Польской).
В ВКЛ в качестве государственного языка был распространен т. н. «канцелярский русский» язык (примерно со времен Гедимина). В белорусской историографии его называют «старобелорусским». Параллельно с ним закреплялся (более всего, в православной церковной практике) т. н. «церковнославянский» язык. Но уже в XVI в. эти языки сосуществовали с вполне сформировавшимися живыми, народными языками белорусов и украинцев.
В конфессиональном отношении ВКЛ было державой, где вплоть до конца XVI в. преобладали тенденции веротерпимости. Большая часть украинцев и белорусов исповедовала православие, литовцев – католицизм (с конца XIV в.). Однако в органах власти обычно преобладали католики, что порождало раздражение православной шляхты и духовенства, было предтечей будущих национально-конфессиональных и социальных конфликтов.
На формирование этнических, антропологических и иных особенностей украинцев оказал влияние т. н. «татарский» фактор. С древнейших времен предки украинцев соседствовали, взаимодействовали и смешивались с различными тюркскими по происхождению народами (печенегами, половцами и др.). С XIII в. после монголо-татарского погрома южнорусских (т. е. украинских) земель эти контакты славян и тюрков стали еще более активными. Бывшие степняки целыми «ордами» оседали на украинских землях и нередко ассимилировались, придавая тем самым особую специфику большим группам формирующегося украинского этноса. Многие шляхетские роды ВКЛ имели татарское происхождение. По некоторым данным в XVI в. на территории державы было не менее 100 мечетей.
Большую роль в формировании культуры Украины сыграли поляки и евреи, которые составляли значительную часть населения в Киеве, Чернигове, Галиче и др. городах. Евреи (изгнанные из Европы – «ашкенази») создавали своеобразный пласт культуры Украины, связанный с религиозно-бытовыми особенностями этой группы населения.
Уникальный пласт украинской культуры представляет казачество. Впервые в письменных документах более или менее определенные свидетельства об этой особой группе населения встречаем в конце XV в.
Дата добавления: 2016-06-15; просмотров: 1992;