Социально-экономическое развитие
Крепостное право на украинских землях юридически вводилось постановлением сейма Речи Посполитой (1573) и третьим Литовским статутом (1588). Статут 1588 г. юридически оформил феодально-крепостнические отношения на Брацлавщине и в Поднепровье. В течение 10 лет пребывания под властью феодала «похожий» крестьянин вообще не имел права выхода, а через 10 лет это право обставлялось такими условиями, которые практически делали его неосуществимым. Срок сыска беглых крестьян увеличивался с 10 до 20 лет. Лицо, которое оказывало содействие бегству крестьянина, подлежало наказанию как преступное, а то, которое принимало беглеца, платило большой штраф. Однако, несмотря на все усилия властей, значительная часть крестьянства Украины, особенно приднепровских земель, продолжала сохранять личную свободу и в начале XVII в. По подсчетам украинского исследователя Ю.И. Терещенко к середине XVII в. на территории этнической Украины было закрепощено лишь 25% крестьян.
Наряду с закрепощением крестьян феодалы расширяли свои владения на территории Украины. Являясь собственниками земель в Восточной Галичине, на Волыни и Подолии, магнаты и шляхта после Люблинской унии (1569) получили широкие возможности для захвата земель на Киевщине, Брацлавщине, Черниговщине (с 1618 г.), Полтавщине. Основанием для захвата служили королевские пожалования, а еще больше они использовали насильственные меры. В разное время владения польских и украинских магнатов на Украине достигали огромных размеров. Так, князья Острожские владели 80 городами и 2760 селами, магнаты Конецпольские – 170 городами и 740 селами. Князь Иеремия Вишневецкий унаследовал или захватил почти всю Полтавщину, эксплуатировал 40 тыс. крестьянских и мещанских дворов, получал доходы от 423 мельниц и т. п. Крупные владения имели также Потоцкие, Калиновские, Кисели, Ржевуские, Жолкевские и другие феодалы.
Большинство населения Украины, проживавшего на территории Речи Посполитой составляли тягловые крестьяне (работали на помещика сначала 8–10 дней в году, затем по 2-4 дня еженедельно; платили подымный налог, выполняли дополнительные повинности и работы). С XVI в. крестьяне были лишены права продавать землю или сдавать ее в залог, а при переходе в другую местность следовало уплатить шляхтичу за прежнее проживание компенсацию и получить от него документ о предоставлении личной свободы.
В 1557 г. в Галиции, на Волыни, Подолии на основе литовского правительственного акта была проведена аграрная реформа под названием «Устав на волоки». Все земли делились на волоки (участки по 16–21 га) на 1 семью. Причем наиболее плодородные участки отбирались у крестьян и передавались под фольварки. За волок крестьянам нужно было 2 дня в неделю работать в фольварке шляхтича, платить денежный, продуктовый налог стоимостью 30 грошей, выполнять различные повинности. Общинные власти – атаманы, десятские – заменялись войтами и лавниками, назначаемыми управляющим имением для присмотра за выполнением крестьянами феодальных повинностей. Введение волоки разрушало сельскую громаду и общинную форму землепользования. На Переяславщине, Браславщине барщины практически не наблюдалось даже в начале XVII в., а на Киевщине она составляла 2–3 дня в неделю. Цитаделью барщины с XVI в. являлась Западная Украина и Волынь. Например, в Галиции крестьянину приходилось работать на шляхтича 4–5 дней в неделю.
Развитие агротехники, улучшение орудий труда, приемов обработки земли привели к тому, что к началу XVII в. украинские районы стали житницей Европы.
Кроме городов с королевским, частновладельческим и церковным статусом на территории Украины существовали и города обладавшие магдебургским правом. Магдебургское право регламентировало порядок выборов и функции городского самоуправления, суда, цехов, купеческих корпораций, регулировало торговлю, опеку, наследование имущества и т. п. Львов получил магдебургское право в 1356 г., Киев – 1494–1499 гг. Избирая магистрат во главе с войтом, города формально выходили из-под юрисдикции великокняжеских или королевских старост. В результате этого несколько ослаблялась зависимость городов от государственного аппарата и феодалов, что объективно способствовало их развитию.
Однако чаще всего магдебургское право было ограниченным: в состав ратушного управления не могли входить православные горожане, отсутствовала собственность жителей на землю, существовала слишком высокая степень зависимости от частновладельческой и королевской власти. В начале XVII в. в Киевском воеводстве 160 городов (из 206) принадлежали светским или духовным феодалам, а в Брацлавском – 111 (из 117). В целом по Украине более 80% городов принадлежало магнатам и шляхте.
Несмотря на неблагоприятные условия иностранного господства, рост городов не прекращался, возникали новые города и местечки (Конотоп, Фастов, Чпгирин, Кременчуг, Борисполь, Лисянка, Миргород, Шаргород, Гадяч, Яготин, Староконстантинов, Умань, Гайсин и др.). В Волынском воеводстве менее чем за столетие (с середины XVI в.) их количество удвоилось. На украинских землях в 40-х годах XVII в. существовало уже около тысячи городов и местечек. Некоторые из них являлись крупными экономическими центрами и многотысячным населением. В частности, Киев и Львов имели более 15 тыс. жителей каждый, Белая Церковь, Острог, Каменец-Подольский – по 10 тыс. В большинстве же городов насчитывалось в среднем по 2–3 тыс. жителей.
По своему социальному положению мещане делились на городскую аристократию – патрициат (богатые купцы, ростовщики, владельцы ремесленных мастерских, цеховая верхушка, бюргерство, зажиточные торговцы, ремесленники) и городские низы – плебс (подмастерья, ученики, слуги, батраки, внецеховые ремесленники), которые принадлежали к бесправной эксплуатируемой части горожан. В городах проживало также много шляхты, крестьян, казаков, военнослужащих польской или литовской армий, составлявших гарнизоны крепостей. В Каневе, Черкассах, Переяславе, Чигирине, Корсуне, Белой Церкви и Богуславе более двух третей всех дворов принадлежало казакам.
Этнический состав городского населения был довольно пестрым. Большинство жителей составляли украинцы. Кроме того, в городах немало проживало русских, белорусов, молдаван, поляков, литовцев, греков, армян, немцев, венгров, чехов, словаков и др. Иностранцы, которым предоставлялись определенные привилегии, жили колониями (польские, греческие, армянские, немецкие и др.) и нередко имели свое отдельное самоуправление — магистрат.
Не подчинялись городскому магистрату и юридики – участки земли в границах городада, принадлежавшие светским или духовным феодалам и на которых зачастую размещались целые кварталы ремесленников и торговцев. В частности, в Кременце насчитывалось 10 владельцев юридик, в пользу которых собиралось подымной подати больше, чем в пользу магистрата. Юридики во Львове в начале XVII в. занимали 600 домов с 4,5 тыс. человек. Немало юридик было в Киеве, Чернигове, Луцке, Виннице, Брацлаве, Каменец-Подольском и других городах. От эксплуатации в юридиках ремесленного и торгового населения феодалы получали значительные прибыли.
Города одновременно являлись центрами ремесленного производства и торговли. В первой половине XVII в. в городах Украины жили ремесленники 300 специальностей. Они объединялись в корпорации – цехи. Многие ремесленники и торговцы продолжали заниматься и сельским хозяйством.
Развитие городов все же сдерживалось многочисленными средневековыми регламентациями: торговыми пошлинами, тяжелыми податями, монополией государства на ряд промыслов (винокуренный, мельничный), произволом королевской администрации и феодалов, военных гарнизонов, дискриминационной политикой правительств Литвы и Польши.
Большой ущерб городам причиняли и вторжения турецких и татарских войск. Внезапно нападая на большие города, турки или крымчаки в большинстве случаев овладевали ими, грабили, разрушали, уводили жителей в неволю. Чтобы уберечься от захватчиков, мещане вынуждены были выделять значительные денежные средства на строительство и содержание крепостей, а также оборонительных сооружений вокруг городов.
Воеводы и старосты, не считаясь с нормами Магдебургского права, эксплуатировали жителей королевских городов, вынуждая их платить большие подати и пошлины, выполнять тяжелые повинности, вмешивались в дела городского самоуправления.
В частности, мещане Киева еще в XVI в. неоднократно жаловались королю на злоупотребление литовских воевод. Во Львове, вследствие произвола администрации, торговля приходила в упадок. В частновладельческих городах магнаты и шляхта вынуждали городские низы отбывать барщину и другие повинности, платить многие подати. Государственный налог («подымное»), введенный правительством Речи Посполитой в 1629 г., собирался с мещанских дворов, промыслов и ремесленных мастерских. Кроме того, мещане платили еще церковную десятину.
Королевские старосты и владельцы-магнаты, чтобы получить максимальные прибыли, практиковали передачу городов в аренду, посессию и залог. Население таких городов испытывало дополнительный гнет арендаторов и посессоров. Мещане Львова писали в инструкции своим послам на сейм (1608): «Обременены мы, народ русский... игом, более тяжелым, чем неволя египетская». Мещане Житомира в 1622 г. протестовали против нарушения норм Магдебургского права подстаростой и арендатором, которые ограничивали торговлю, взимали большие пошлины, вводили дополнительные повинности. Положение горожан усугублялось шляхетско-магнатскими междоусобицами, сопровождавшимися грабежом и убийством простых людей, а также обременительным квартированием королевских войск.
Развитие ремесла вело к обострению конкуренции среди ремесленников. Чтобы выдержать ее, а также противостоять наступлению феодалов, ремесленники еще с XIV в. начали объединяться в профессиональные корпорации – цехи, деятельность которых регламентировалась уставами. Во Львове образовались первые цехи пекарей, резников, портных, сапожников. К середине XVI в. в городе их насчитывалось уже около 20. Постепенно цехи появились и в Киеве, Луцке, Каменец-Подольском, Житомире, Чернигове, Переяславе, Тернополе. Объединения ремесленников возглавляли зажиточные мастера (цехмейстеры). Полноправными членами цехов считались владельцы мастерских, где работали подмастерья и ученики, эксплуатируемые мастерами.
В городском ремесленном производстве появляются внецеховые ремесленники. Так, во Львове внецеховые ремесленники, которых называли партачами (от лат. слова арагtе – вне), составляли более 40% их общей численности. В конкурентной борьбе цеховых и внецеховых ремесленников все преимущества были на стороне цеховых ремесленников, объединенных в корпорации и господствовавших на рынке. Внецеховые ремесленники для сбыта своей продукции обращались к услугам посредников – скупщиков–купцов, которые постепенно подчиняли своему влиянию внецеховое ремесленное производство.
На Украине в конце XVI — начале XVII в. наметилась определенная специализация районов наиболее важных промыслов. В частности, на Киевщине, Волыни и Брацлавщине действовало более 20 руден. Наряду с тяжелым ручным трудом в них использовалось водяное колесо — механическое устройство, приводившее в движение молот и кузнечные меха. На Киевщине и Брацлавщине производство поташа сосредоточивалось в 50 будах. В руднях и будах работали феодально-зависимые крестьяне — батраки, а также специалисты — работные люди.
На Левобережной Украине широко распространенным являлось селитроваренпе, продукция которого (селитра) использовалась при изготовлении пороха. Правительство Речи Посполитои монополизировало производство селитры и в 1621 г. поставило своего управителя над всеми селитряными варницами. Частным лицам не разрешалось заниматься этим промыслом. Однако местные феодалы зачастую нарушали такие запреты. В Восточной Галичине быстро развивался соляной промысел, который удовлетворял спрос населения значительной части Украины. Владельцы солеварен вывозили соль также в Польшу, Литву, Россию.
В промыслах существовало определенное разделение труда, углублявшееся одновременно с увеличением числа занятых работных людей, все чаще использовался труд наемных специалистов. В производстве железа и бумаги, а также в мельничном промысле использовались простейшие механизмы, что повышало производительность труда. Таким образом, ремесла и промыслы занимали заметное место в феодальной экономике на Украине. Их развитие способствовало углублению общественного разделения труда и расширению товарного обмена в условиях феодализма.
Торговля велась на специально выделенных и оборудованных местах — торгах пли рынках. Определялись дни рыночной торговли. В крупных городах (Киеве, Луцке, Львове, Чернигове, Каменец-Подольском, Владимире, Кременце, Виннице) она постепенно перерастала в ежедневную. На рынках размещались палатки, лавки, торговые ряды, склады для товаров. Доверенные лица феодалов, зажиточные крестьяне и ремесленники торговали там продуктами питания (хлебом, мясом, рыбой, птицей, молоком, яйцами, маслом, творогом и т. п.), продукцией ремесел и промыслов (тканями, одеждой, обувью, кожами, воском, косами, серпами, топорами, плугами, боронами, гвоздями, посудой и другими товарами), сеном, дровами, строительным лесом, скотом и т. п.
В развитии внутренней торговли на Украине большую роль играли ярмарки, куда приезжали местные и иностранные купцы. Ярмарки Киева, Львова, Каменец-Подольского, Кременца и других городов приобретали международное значение. Великие князья литовские и польские короли предоставляли городам право проведения нескольких ярмарок в году. Здесь продавались крупный рогатый скот, лошади, меха, широкий ассортимент продукции сельского хозяйства, ремесел и промыслов. В торговом обращении использовались различные денежные единицы. На рынках и ярмарках преобладала розничная, но все чаще практиковалась и оптовая торговля, которой занимались купцы-барышники. Она способствовала дальнейшему углублению специализации отдельных районов Украины по производству зерна (Восточная Галичина, Киевщина, Волынь), скотоводству (Подолия, Киевщнна, Восточная Галичина, Полтавщина), охоте (Полесье, Северная Буковина, Закарпатье, южные земли Киевщины) Брацлавщины, Подолии), солеварении (Прикарпатье), железоделательных промыслах (Черниговщина, Волынь, Полесье).
В результате активизации товарного обмена между украинскими землями расширялись и укреплялись экономические связи, что способствовало дальнейшему развитию товарного производства, активизации внешней торговли, в частности, между украинскими, русскими, белорусскими, литовскими, польскими, а также соседними венгерскими и молдавскими землями. Так, с XIV в. в центре города Вроцлава (Силезия) существовала «Русская улица» и гостиный двор для львовских купцов. Украинские купцы торговали с Ганзейским союзом – международной купеческой корпорацией стран Северной Европы (которые издавна поддерживали торговые отношения с Русью), с Англией, Францией, Голландией, Италией, Германией и другими странами Европы, со Средиземноморьем, Кавказом, Крымом, со странами Востока. Через украинские города, в частности Львов, Киев и Чернигов, пролегали торговые пути из Европы в Азию, что способствовало развитию торговли на Украине, где отдельные города становились международными перевалочными пунктами.
Украинские купцы вели оживленную торговлю в Москве, Курске, Туле, Калуге, Рыльске, Твери, Ярославле, Брянске, Белгороде, Нижнем Новгороде. Для украинских купцов в пограничных с Украиной русских городах Путивле, Рыльске, Севске строились гостиные дворы и складские помещения.
Дата добавления: 2016-06-15; просмотров: 1868;