Понятия социальной реальности и общества. Особенности социального познания. Стратегии исследования общества в современной философии


 

Раздел философии, исследующий общественную жизнь, называется социальной философией.Появление ее как особой области философского знания относится к 20-40-м гг. XIX века. Предметом социальной философии являются наиболее общие ос­нования, условия и закономерности жизни общества. Она также исследует общие законы становления и развития общества, специфику и взаимовлияние общественного бытия и духовного мира людей, виды общественных отношений, функционирование и роль разнообразных социальных институтов. Социальная философия вырабатывает интегральный взгляд на социальный мир и предлагает частным наукам абстракции наивысшего уровня, являясь общей методологией обществознания. А конкретные обществоведческие дисциплины оказывают воздействие на социально-философское знание; открывая законы функционирования и развития своих предметных областей, они способствуют более глубокому проникновению в сущность социальности в целом.

Специфика общества как надорганической реальности определяет особенности социального познания. Назовем некоторые из них: 1)в отличие от естественных наук, в социальном познанииневозможно представить предмет исследования – социум, собственность, власть, идеологию, культуру и т.д. – без системы отношений и взаимовлияний; 2) объект социального знания историчен и чрезвычайно динамичен; 3) если в природе действуют слепые, бессознательные силы, во взаимодействии которых проявля­ются законы, то в обществе действует человеческий фактор (сознание, воля, духовные ценности, интересы и др. Но это не лишает социальные науки возможности получать объективное знание о социальных законах, имеющих стохастический (вероятностный) характер.

Центральное понятие социальной философии – «общество». Этот термин используется в двух основных смыслах, отличающихся уровнем теоретического обобщения. В широком смысле слова под обществом понимается обособившаяся от природы часть материального мира, которая представляет собой исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающуюся в процессе их жизнедеятель­ности (в этом случае может использоваться понятие «социум»). В более узком смысле слова общество –это определенный этап человеческой истории (например, феодальное общество) или отдельное общество (например, современное белорусское).

Общественное, социальное –это все то, что характеризует со­вместное существование людей и отлично от их природной, био­логической основы. Специфику социальной системе придает ее основной элемент – человек, который обладает способностью познавать общественные про­цессы, выбирать формы деятельности, участвовать в изменении обще­ства. Общество не сводимо к людям, его составляющим, – это система надындивидуальных форм, связей и отношений, кото­рые человек создает вместе с другими людьми. Социальные связи и отношения даны людям в языке, в предметах и поступках, программах деятельности и общения.

Что определяет характер этих связей и отношений, то есть что составляет основу общества? В ходе поисков социальных детерминант, определяющих структуру общественных отношений, сложилось несколько крупных подходов, которые традиционно относят к идеалистической(варианты – теологический, объективно-идеалистический, субъективно-идеалистический), натуралистической, материалистической (варианты: марксистский – исторический материализм, технико-технологический детерминизм – У. Ростоу, Д. Белл и др.) исследовательским программам.

Сторонники натуралистического подхода объясняют происхождение и сущность общества действием природных причин: географической среды, климата, космических излучений, генетических или расовых особенностей людей, биологической природы человека. Общество включается в сферу действия универсальных естественных законов и целиком подчиняется им (Т. Гоббс, Ш. Мон­тескье, Л. Мечников, А. Чижевский, Л. Гумилев и др.).

Оппонентами натуралистической модели являются приверженцы культуроцентристской и психологической интерпретаций общества. Культуроцентристский подход специфику общества выводит из духовных ценностей (идей, целей, идеалов), которые определяют процесс истории и жизнь отдельных индивидов. Эту исследовательскую программу разрабатывали И. Гердер, И. Кант, В. Виндельбанд, Г. Риккерт, М. Бахтин и представители герменевтики (Г. Гадамер). Общество рассматривается как надындивидуальное образование, специфика которого не позволяет редуцировать его к природным объектам. Оно является объектом гуманитарных (идеографических) наук, описывающих отдельные исторические события с помощью специальных методов (В. Виндельбанд, Г. Риккерт).Сторонники психологического подхода (3. Фрейд, Э. Фромм и др.) объясняют общество и общественную жизнь спецификой человеческой психики, неосознанными стремлениями, особенностями психологии групп, масс людей или всего общества.

Вышеназванным моделям присущ редукционизм; они общественную жизнь сводили либо к природным, материальным проявлениям, либо к ду­ховным, субъективным и не смогли отразить системную специфи­ку социального бытия. Это в XIX в. осуществляется в органистических моделях общества (Г. Спенсер, К. Маркс), где оно предстает как система, которая не сводится полностью к своим частям, выявляются закономерности ее функционирования. Марксизм обосновал материалистическую идею, согласно которой общество – это обусловленный экономическими факторами результат социально-практической деятельности людей, система социально-политических, идеологических и духовных элементов, порождаемых экономикой и зависимой от них. Общественные законы, в отличие от законов природы, реализуются только в сознательной деятельности людей и в высокой степени вероятностны («законы-тенденции»).

Современная стратегия познания общества отличается методологическим плюрализмом и разновариантным использованием системного и деятельностного подходов. Общество – это системное образование, которое интегрирует множество взаимодействующих элементов. В качестве таких элементов могут выступать: система человеческой де­ятельности; взаимодействия между людьми; характер социальной ком­муникации; система отношений между большими социальными группами (классами, нациями и др.); система социальных институтов – экономических, политико-правовых и др.; сферы общественной жизни – материальная, духовная, управленческая, социальная. Это нашло отражение в ряде синтетических со­циально-философских программ: концепции социального действия М. Вебера, структурно-функциональной модели общества Т. Парсонса, концепции коммуникативной рациональности Ю. Хабермаса, теории социальной практики П. Бурдье и других концепциях.

 



Дата добавления: 2019-12-09; просмотров: 1796;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.