Философия культуры. Философия и диалог культур в современном мире
Культура, являясь внебиологической формой наследования приобретенного человечеством опыта, позволяет производить самого человека во всем богатстве его общественных связей. Она стала объектом изучения философии и ряда частных социально-гуманитарных дисциплин (культурологии, социологии, психологии, истории, лингвистики, семиотики и др.). Раздел философии, в котором исследуется культура, называется философией культуры (термин в начале XIX в. ввел А.Мюллер). Философия культуры – это общая теория культуры, изучающая ее сущность, генезис и динамику, виды и формы, функции, состояние и перспективы ее развития.
Понятие «культура» появилось в Древнем Риме, где оно первоначально означало «агрокультуру», т.е. возделывание, обработку почвы, «разведение» сельскохозяйственных растений. Однако со временем его начинают применять для обозначения совершенствования, «возделывания» самого человека, а также ко всему, что связано с результатами и способами человеческой деятельности. Пространство культуры (в широком смысле слова) включает: «возделанную» среду обитания людей, возникающую в процессе человеческой деятельности и насыщенную продуктами этой деятельности; мир «возделанных» личностей, чье сознание и поведение регулируется социальными нормами и потребностями; мир «упорядоченных» коллективов людей, объединенными общими культурными ценностями совместной жизни; мир языков (знаковых систем) культуры. Культура, в узком смысле слова, – это сфера духовной жизни людей (мораль, искусство, религия, философия и др.), в которой разрабатываются и передаются надбиологические программы жизнедеятельности (системы знаний и верований, ценностей и идеалов, регулятивов и норм), обеспечивающие воспроизводство и динамику социальной жизни.
В философском знании сформировался ряд методологических подходов к культуре и созданы соответствующие им концепции: деятельностная, аксиологическая, семиотическая, игровая, информационная и другие. Деятельностный подход разработан в марксистской (Ю. Жданов, Э. Маркарян) и неомарксистской (Д. Лукач) традициях. Культура рассматривается как интегративная качественная характеристика форм и результатов человеческой деятельности, имеющей определенные технологии и регламентации (нормы, ценности, программы). Согласно аксиологической парадигме (В. Межуев) культура конституируется системой материальных и духовных ценностей, созданных и признаваемых тем или иным социумом. В семиотической концепции (А. Моль, Ю. Лотман) культура определяется как универсальная знаковая система, посредством которой фиксируется и передается социально-исторический опыт человечества. В игровой концепции (Й. Хейзинга)она предстает как набор игр, посредством которых человек организует свой духовный мир и развивает различные сферы общества. Культура в информационной концепции (Ж. Делез, У. Эко) – переплетение информационных сетей, передающих информацию о самих сетях, об их пользователях и о событиях; при этом в культуре доминирует не автор и не адресат, а информационный посредник (прежде всего масс-медиа).
В культуре можно выделить ее типы, виды и формы. В зависимости от выбранного основания (критерия) различают типы культур: 1) связь с религией (религиозная и светская, христианская и мусульманская); 2) региональная принадлежность (восточная и западная, латиноамериканская и т.д.); 3) национально-этническая особенность (белорусская, французская и т.п.); 4) сфера общества или вид деятельности (производственная, политическая, педагогическая); и др.
Виды культуры – совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. К основным видам культуры относятся доминирующая (базовая) культура, субкультура, контркультура. Доминирующая культура– это совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества; может быть этнической и национальной. Субкультура – часть общей культуры, характерная для отдельных слоев и групп населения, система ценностей, язык и нормы поведения, образ жизни которых отличается от общепринятых стандартов (молодежная и др.). Когда нормы, ценности и образ жизни приходят в противоречие с нормами и ценностями всего общества, появляется контркультура (термин введен Г. Маркузе и Т. Роззаком в 1972 г.). Разновидности контркультуры: молодежная (хиппи, ««новые левые» и др.) и андеграунд. В обществе встречаются и проявления антикультуры – формы человеческой деятельности, направленной на разрушение культуры и человеческого бытия (вандализм, варварство и т.п.).
В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, различают три формы культуры: элитарную, народную, массовую. Элитарная (высокая) культура – культура, созданная привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Круг ее потребителей – высокообразованная часть общества: художники, писатели, музыканты, критики, литературоведы, театралы. Народная культура – форма культуры, создаваемая непрофессионалами; ее субъектом является весь народ; два ее вида – популярная и фольклорная культура. Массовая культура охватывает разнородные явления культуры XX-XXI вв., получившие распространение в связи с развитием каналов массовой коммуникации (радио, телевидение, кино, пресса). Она имеет индустриально-коммерческий характер и ориентирована на стандартное удовлетворение низкопробных вкусов и потребностей широкой аудитории в досуге, развлечении, общении.
Основными функциями культуры являются: адаптивная (вырабатывает способы и средства приспособления человека к внешнему миру и регламентации социального взаимодействия); социализации (обеспечивает «вписывание» человека в конкретные социальные роли посредством его «бытия-в-культуре»); познавательная (является носителем социально значимой информации); коммуникативная (культурная коммуникация выступает как средство воспроизведения, хранения и созидания различных надбиологических программ); аксиологическая (способствует формированию у человека социально значимых ценностей, идеалов и норм, выступающих регуляторами жизнедеятельности); развлекательная, компенсаторная (связана с восстановлением духовных и физических сил человека). Особую роль играет креативная функция – через культуру и посредством ее человек творит предметы-артефакты, нормы поведения, знаки-символы, и таким образом – свою собственно человеческую сущность, развивая способность к труду, мышление, искусство, мораль, религию и др.
Культура – феномен эволюционирующий, динамичный. Основные типы культурной динамики: 1) культурогенез (порождение новых культурных форм, интеграция их в социальную практику); 2) трансляция культурных традиций; 3) трансформация (обновление, видоизменение, деградация, распад). Она обусловлена, прежде всего, характерным для культуры той или иной страны противоречивым взаимодействием базовой культуры, субкультур и контркультуры. Существенное воздействие на культурную трансформацию (страны, нации, личности) оказывает характер взаимодействия с иными культурами. В процессе взаимодействия или диалога культур должна решаться задача – объединить людей в единое человечество. В диалоге культур можно выделить следующие уровни: а) этнический, характерный для отношений между локальными этносами На этом варианте базируется идеология мультикультурализма, которая рассматривает все культуры как равные и имеющие одинаковое право на жизнь; предлагается интеграция культур без их ассимиляции (слияния), которая в реальной практике западноевропейских государств оказалась малоэффективной; б) цивилизационный, основанный на диалоге различных типов цивилизаций. Диалог культур на этом уровне может быть наиболее продуктивным с точки зрения культурно-инновационного обмена. Однако он до сих пор осуществляется не на паритетной основе; в мировом культурном пространстве сохраняется экспансиязападной культуры; ее следствием стала тенденция вестернизации национальных культур путем навязывания им западных культурных ценностей и стереотипов поведения.
В условиях глобализации вестернизация приобрела черты американизации культуры в глобальном масштабе, а «культурный» импорт из стран-лидеров глобализации в остальной мир, в том числе в постсоветские страны, связан в основном с широкомасштабным распространением через СМИ и местные элиты иллюзий и мифов «потребительского общества», «цивилизации досуга», продуктов массовой культуры. В результате уникальные национальные культуры под давлением глобализированных культурных стереотипов оказываются под угрозой утраты своеобразия. Это приводит к консолидации противников «культурной американизации», сопровождающейся сознательным сопротивлением распространению стандартов глобальной культуры, возрождением национального своеобразия культурной жизни. Внутри же западной культуры проявляется тенденция истернизации – распространение элементов восточной культуры, многие представители которой, проживая в западных странах, сохраняют и передают молодому поколению язык, религию, обычаи родной культуры.
В целом диалог культур в условиях глобализации не стал продуктивным межкультурным полилогом. Чтобы это произошло необходимо: странам-лидерам культурной глобализации отказаться от политики культурной экспансии, а населению и элитам большинства стран изжить комплекс культурной несамодостаточности – не подражанием и попытками встраивания в западную культуру, а созданием «защитного пояса» собственной культуры на основе традиционных национальных ценностей. Без такой мировоззренческой перестройки не удастся изжить практику культурной экспансии и сделать доминирующей формой межкультурной коммуникации культурную диффузию –взаимное проникновение (заимствование) культурных образцов из одного общества в другое, а также партнерски-паритетно и толерантно разрешать конфликты, возникающие вследствие различий в фундаментальных принципах культур.
Дата добавления: 2019-12-09; просмотров: 949;