ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ


Общественные взаимоотношения в различных школах психологии воспринимаются неоднозначно. Так, Фрейд рассматривал контакты с обществом как источник конфликта. Противоречия в интересах людей, по его мнению, неминуемо ведут к соперничеству, а их общая эгоистическая направленность не позволяет добиться истинно партнерских взаимоотношений. В гуманистической школе общество рассматривают как возможный фактор давления на судьбу человека, порой пре-

граждающий ему путь к самореализации. Сторонники когнитивного направления обращают внимание на трудности в общении, обусловленные искажениями информации при передаче ее от одного человека другому. В бихевиоральной концепции общество позиционируют как необходимую часть жизни человека, определяющую его существование и формирующую его личность. Вероятнее всего, следует рассматривать контакты между людьми как спектр самых разнообразных, взаимно полезных, сопернических и откровенно враждебных отношений (табл. 2.6). Хотя соперничество может стать основой соревнования и последующего самосовершенствования, в ситуациях, требующих совместной деятельности, оно часто ухудшает результативность и может стать причиной полного провала в реализации задуманного. Внутри коллектива важно поддерживать партнерские, уважительные взаимоотношения, избегать споров и конфликтов.

 

 

Таблица 2.6. Характеристика уровней межличностных отношений

Успех в любой из медицинских профессий напрямую зависит от взаимопонимания и качества межличностных отношений: с пациентами и их родственниками, коллегами, учителями и наставниками, начальством. В свете этого ниже более подробно рассмотрены некоторые аспекты человеческих взаимоотношений.

Одна из серьезных проблем межличностного общения - отсутствие взаимопонимания. Люди постоянно сталкиваются с ситуацией, когда собеседник воспринимает их слова неверно или даже извращает их смысл на прямо противоположный. Источниками таких ошибок могут быть предвзятость, страх быть обманутым, собственные личностные комплексы (низкая или слишком высокая самооценка) и многие другие факторы. Однако даже при искреннем стремлении к взаимопониманию люди часто допускают ошибки из-за того, что процесс общения представляет собой слишком сложную, многоуровневую систему.

Известный специалист в области психологии межличностного общения Пол Вацлавик (1921-2007), сравнивая сознание человека с компьютером, выделял в информационном потоке два пласта: цифровой и аналоговый.

• Цифровая информация - слова, которые можно записать на бумаге в соответствии с правилами грамматики.

• Аналоговая информация - неоформленный поток образов (ме-тасмысл), который подразумевается при общении, но не может быть точно выражен словами.

Важность аналоговой информации становится нам понятна, когда мы пытаемся в письме выразить важные для нас чувства. Вот почему в общении через Интернет люди так часто стремятся использовать смайлики, которые передают метасмысл сказанного. Особенно внимательно следует относиться к любым текстам, которые направляют коллегам и выдаюм на руки больным. Указание странного научного термина несет во многих случаях пугающий метасмысл для неспециалиста, поэтому неплохо включить в заключение несколько слов, которые с формальных позиций не несут никакой информации, но оказывают эмоциональное воздействие. К примеру, вместо сухого заключения «астенический синдром» диагноз лучше сформулировать так: «Данных о психическом заболевании нет. Отмечается обусловленная стрессом реакция в виде астении».

Важнейший способ передачи метасмысла - невербальная (несловесная) коммуникация, проявляющаяся мимикой, жестикуляцией, позой, интонацией. Считают, что не менее половины смысла устной речи передается через невербальные знаки.

Следует учитывать, что общение нацелено не только на передачу информации собеседнику. Вольно или невольно мы всегда стремимся повлиять на точку зрения собеседника и изменить его мнение. Такое влияние может быть нацелено на удовлетворение потребностей собеседника, например, в процессе психотерапии. Оно также может наносить вред собеседнику, как в случае обмана или манипуляции. Манипулятор вынуждает своего собеседника добровольно действовать против своих собственных интересов. Для этого он использует лесть, демонстрацию беспомощности таким образом, что собеседник испытывает настолько сильные чувства (гордость за себя, жалость к слабому, чувство вины, муки совести), что теряет способность действовать разумно. Для защиты от манипуляции рекомендуют сохранять с собеседником разумную дистанцию, с осторожностью относиться к похвалам. Манипулятор бывает обезоружен, если его жертва действует неожиданно, странно и непредсказуемо (хлопает в ладоши, чихает, поворачивается спиной, неожиданно меняет тему разговора, спрашивает собеседника: «Что у вас с лицом?» или что-то еще). Другой прием - продемонстрировать непонимание и заторможенность (может быть, даже туповатость), то есть попросить повторить еще раз сказанное, заметить, что не все ясно, попросить перечитать принесенные бумаги, сказать, что так болит голова, что не получается понять, что именно от вас хотят.

Известный американский психолог, родившийся в Канаде, Эрик Берн (1910-1970) создал свою теорию общения (трансакций). По его мнению, общение может иметь разный подтекст в зависимости от «коммуникационного состояния» (уровня), в котором оно осуществляется. Берн выделял три основных состояния: Взрослый, Дитя, Родитель. В состоянии Взрослый человек стремится к разумному, продуктивному сотрудничеству, он взвешивает свои слова в расчете на достижение определенного результата (получить надбавку к зарплате, сформировать вместе с женой бюджет, избавить больного от страданий). Состояние Дитя не предполагает никакого конечного результата, общение в этом случае нацелено на розыгрыш, развлечение, баловство, шутку, каприз. Состояние Родитель тоже алогично, но оно основано на стремлении следовать традиции, правилам, ритуалам, даже если они лишены какого-либо смысла. Наилучшее понимание достигается, если собесед-

Рис. 2.4. Виды трансакций по Э. Берну: а - взаимодополняющие; б - пересекающиеся; в - двойные. Обозначение коммуникационных состояний: Р - Родитель; В - Взрослый; Д - Дитя

ники выступают во взаимодополняющих состояниях (рис. 2.4, а). Так, замечание хирурга: «Вы подали мне не тот пинцет» (Взрослый) - предполагает взаимодополняющий ответ медицинской сестры: «Извините, вот тот, что Вы просили» (Взрослый). А вот ответы в состоянии Дитя: «Вечно Вам не угодишь!» и Родителя: «Василий Семенович всегда пользуется именно этим пинцетом» - в данном случае наверняка приведут к нарушению коммуникации (рис. 2.4, б). Довольно часто в общении одновременно участвуют два состояния, тогда возникает скрытый подтекст (метасмысл). К примеру, обращение врача к медицинской сестре: «Не хотели бы Вы сегодня зайти ко мне и посмотреть коллекцию марок?» и ее ответ - «Филателия - моя страсть» - явно имеют двойной смысл (рис. 2.4, в). Скрытый розыгрыш, двойной смысл часто влияют на конечный результат общения и деятельности вообще.

В своей концепции Э. Берн подробно анализирует пять основных форм общения (структурирования времени).

Средства структурирования времени по Э. Берну:

• процедура - сознательное или автоматизированное взаимодействие, нацеленное на получение запрограммированного результата (эффекта);

• ритуал - взаимодействие, не предполагающее какого-либо эффекта, лишенное подтекста и определяемое традицией;

• времяпрепровождение - свободное взаимодействие, не рассчитанное на какой-либо результат, предполагающее скрытый подтекст, безобидную шутку, преодоление обыденности и свободу от ответственности;

• близость - наиболее откровенный свободный стиль общения, основанный на взаимном притяжении, искренности и ответственности, выражающийся скорее подтекстом, чем словами;

• игра - сложная система взаимных манипуляций, лишенная откровенности, нацеленная не на материальный эффект, а на эмоциональное вознаграждение (выигрыш).

Процедуры служат основой любой профессиональной деятельности. Сознание поставленной цели помогает человеку в процессе общения преодолеть все препятствия и получить желаемый эффект (вору - украсть, милиционеру - поймать преступника, врачу - вылечить, больному - выздороветь). Ритуалы определяются традицией, освобождают людей от тревоги и неловкости в психологически сложных ситуациях (встреча с малознакомыми людьми, свадьба, похороны). Ритуал приносит облегчение в том случае, когда все происходит точно в соответствии с намеченным планом. Времяпрепровождение (вечеринка, приятная болтовня друзей, совместное посещение любимых зрелищ), напротив, должно отличаться неожиданностью, новизной, оно дает человеку чувство свободы, спасает от скуки. С одной стороны, времяпрепровождение приносит удовольствие, поскольку оно предполагает откровенность, отсутствие необходимости скрывать свои чувства или недостатки. С другой стороны, отказываясь от взаимной ответственности, люди довольно остро переживают одиночество, бессмысленность и пустоту своей жизни.

С точки зрения Берна, наибольшее удовольствие людям приносит близость. Откровенность в данном случае сочетается с взаимной ответственностью, вознаграждением за это бывает чувство жизни, наполненной смыслом. К сожалению, многие люди опасаются ответственности, считают ее непосильным бременем для себя, и это мешает им пережить действительно близкие чувства. Примером настоящей близости могут быть отношения между любящими супругами, естественные, откровенные отношения между членами одной семьи, взаимная самоотверженность в дружбе.

Игра представляет собой сложное переплетение взаимных манипуляций, лишенное искренности и ответственности. Стремление к откровенности и близости декларируется участниками игры, однако подсознательно они делают все, чтобы близость не была достигнута. Важно отметить, что игра невозможна в одиночку. В любой игре все ее участники имеют свои скрытые мотивы и действуют в расчете на некий

эмоциональный выигрыш (чувство превосходства). Следует подчеркнуть, что такой выигрыш с другой стороны можно оценивать и как проигрыш, поскольку играющие лишают себя возможности достичь близости (и вообще какого-либо конкретного эффекта, кроме краткого торжества победы).

В какой-то мере понятие игры можно рассматривать как аналог психологической защиты в области межличностных отношений. Как и защитные механизмы, игры спасают человека от сознания убожества своего существования (отсутствия семейного счастья, одиночества, неинтересной работы, отсутствия успеха), однако в то же время они мешают предпринять какие-либо действия, чтобы изменить свою судьбу. Участники игры боятся признать, что участвуют в ней, поскольку прекращение игры означает необходимость принятия чрезвычайно ответственного решения. К примеру, признание несчастья в браке означает необходимость развода, осознание профессиональной неудовлетворенности - необходимость смены профессии. Боязнь такой ответственности заставляет людей вновь и вновь продолжать игру, которая начинает определять всю судьбу человека. Вмешательство других людей (психотерапевта, наставника, школьного учителя, полицейского) часто не может прекратить игру, поскольку игроки, пытаясь исправить положение, лишь меняются ролями, но не прекращают играть.

Считают, что игры лежат в основе сохранения некоторых несчастных семей, в которых отсутствует близость. Типичная ситуация может быть представлена схемой, предложенной С. Карпманом (рис. 2.5). В этой схеме показаны основные роли, которые могут выбрать супруги, их дети, живущие с ними престарелые родители. Каждый из участников игры обманывает себя, считая, что получает желаемое, а в действительности все живут в условиях отсутствия близости и откровенности. Обращаясь к литературным примерам, можно вспомнить роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина», где Долли (Притеснитель) пытается разорвать со Стивой (Жертва) из-за его бесконечных измен, и вмешательство Анны (Спаситель) скорее помогает им продолжить игру (поменяться ролями), чем достичь счастья.

А вот пример из медицинской практики. Появление в семье сына-наркомана (Жертва) часто сочетается с самоотверженной ролью матери (Спаситель) и наказующей ролью отца (Притеснитель). При этом сын пользуется любовью матери, чтобы выманивать у нее деньги на наркотик, и демонстрирует подчинение отцу, чтобы фактически уйти от контроля и наказания. Продолжение игры не приводит к «выздоровлению»

Рис. 2.5. Треугольник С. Карпмана

семьи. Вмешательство обстоятельств может поменять участников ролями. Так, распоясавшийся сын (стал Притеснителем) может украсть деньги у отца (стал Жертвой), а мать (Спаситель) теперь отдает свою любовь не сыну, а мужу.

Семейные скандалы почти всегда несут в себе элемент игры, поскольку, хлопнув дверью и разойдясь по разным комнатам, каждый из супругов внутренне радуется тому, что заставил своего соперника проявить худшие свои качества, т.е. доказал свое преимущество. Однако при этом оба они лишили себя любви и близости. Другими примерами семейных игр являются бесконечные взаимные упреки: «Как я несчастна...», «Если бы не ты...» или «Посмотри, что я из-за тебя сделал...». Нередко сексуальная дисгармония в семье также связана с игрой («Ты меня не любишь, тебя интересует только секс»). Прекращение игры в этом случае могло бы установить мир в семье, но могло бы и привести к разводу, тогда у каждого появляется шанс создать более счастливую семью.

Довольно часто игры лежат в основе низкой профессиональной эффективности и конфликтов в трудовом коллективе. Одну из таких игр можно назвать «Растяпа». В ней подчиненный постоянно совершает ошибки, просчеты и явные нарушения дисциплины (опаздывает на работу, плохо ведет записи в истории болезни, неправильно выписывает листок нетрудоспособности). При этом он каждый раз извиняется. Начальник обрушивает на него угрозы и оскорбления, а затем, выслушав

извинения и видя демонстрируемую покорность, прощает виновного, требуя, «чтобы это было в последний раз». Таким образом, вместе с прощением виновник получает возможность вновь ошибаться и совершать проступки.



Дата добавления: 2022-02-05; просмотров: 311;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.013 сек.