СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА, МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
Изучение последствий эмоционального стресса показало, что длительная блокада актуальных потребностей человека (фрустрация) может привести к возникновению тяжелых психических и соматических расстройств. По этой причине люди выработали множество приемов по преодолению стресса. Не все из существующих приемов одинаково эффективны, многие из них сами по себе могут мешать удовлетворению базовых потребностей личности.
В работах Саула Розенцвейга (1907-2004) высказана идея о том, что склонность действовать определенным образом в ситуации фрустрации - относительно устойчивая черта личности. Таким образом, он описывал людей, склонных к экстрапунитивным1 (обвинять других и требовать от них компенсации), интрапунитивным (обвинять во всем себя самого и стремиться исправить свою ошибку) и импунитив-ным (считать, что виновных нет, все обойдется само по себе) реакциям. Все разнообразие существующих стратегий Розенцвейг разделяет на три основных типа:
• попытку получить желаемый результат любой ценой;
• сохранить самообладание и избавиться от чувства вины;
От англ. punitive - «наказующий, карающий».
• выплеснуть свои эмоции на само препятствие, проявить раздражение по поводу его присутствия.
Сравнивая эти стратегии, Розенцвейг и соавт. показали, что наиболее адаптивно стремление получить желаемый результат, неважно - своими усилиями или добиваясь этого от виновного.
Законченный вид концепция индивидуальных способов преодоления стресса приобретает в понятии коупинга (от англ. cope - «преодолевать, совладать»), сформулированном американским исследователем Ричардом С. Лазарусом (1922-2002). Он попытался составить подробную классификацию стратегий преодоления и разработал соответствующий опросник (табл. 2.4). Применение этого опросника для выделения наиболее эффективных путей преодоления стресса показало, что выбор стратегии во многом зависит от особенностей личности, но конкретное содержание ситуации также имеет немаловажное значение. Среди всех возможных вариантов поведения в ситуации стресса Лазарус выделял активные и пассивные способы совладания. Так, стремление поскорее забыть о несчастье (дистанцирование), надежда на чудо (избегание), самообвинение и самокритика (принятие ответственности) - примеры пассивного коупинга. Напротив, настойчивость, стремление противостоять препятствиям (конфронтация), обращение за помощью к другим людям (поиск социальной поддержки), а также поэтапное планомерное преодоление (планирование) считают активными стратегиями.
На модели самых различных заболеваний было показано, что люди, использующие активные стратегии преодоления, ориентирующиеся на результат, а не на эмоциональную разрядку, имеют более высокое качество жизни, течение многих заболеваний у них оказывается более благоприятным. Так, иммунные показатели у больных с положительной реакцией на вирус иммунодефицита человека (ВИЧ), пациентов с герпетической инфекцией и иммуно-обусловленным бесплодием были, как правило, лучше, если они использовали более активные коупинг-стратегии. Есть данные, что у пациентов с ме-ланомой, использовавших активные виды коупинга, регистрировали меньше случаев рецидива и большую 5-летнюю выживаемость. Также показана положительная роль активной тактики преодоления у родственников, вынужденных ухаживать за тяжелобольными членами семьи. У людей, применяющих в этой ситуации стратегии эмоционального вытеснения (избегания), чаще отмечали симптомы депрессии и тревоги.
Таблица 2.4. Отдельные утверждения, взятые из опросника о путях преодоления стресса (Ways of Coping Questionnaire) (Фолькман С., Лазарус Р.С., 1988)
Одним из крайне неконструктивных вариантов совладания со стрессом - употребление алкоголя и наркотических средств (избегающее поведение, уход от проблемы). Считают, что часть случаев алкоголизма и наркоманий может быть обусловлена использованием этих неэффективных способов преодоления стресса. Не все психотропные лекарственные средства можно рассматривать как уход от проблемы. Так, в случае наследственных психических расстройств (таких как шизофрения, МДП) лекарственные средства, наоборот, служат инструментом преодоления проблемы. При шизофрении и депрессии больные становятся пассивными, не желают ничего менять, избегают общения, а лекарственные препараты (антидепрессанты и нейролептики) открывают им путь к общению и активному преодолению внутреннего конфликта.
Как уже было сказано, выбор активной или пассивной стратегии преодоления во многом зависит от стойких черт личности, в частности, показана его связь с локусом контроля. Часто этот выбор происходит неосознанно (автоматически). Однако человек вполне может проанализировать свое поведение, осознать его последствия, использовать его как полезный опыт в будущем. Все это открывает широкие возможности для психотерапевтической работы и самосовершенствования. Врач должен в своей ежедневной практике при реабилитации пациентов, общаясь с их родственниками, показывать недостатки пассивных стратегий преодоления и слабость позиции тех, кто пытается достичь уравновешенности эмоций в ущерб удовлетворению своих актуальных потребностей.
В психоаналитической концепции гораздо большее внимание уделяют неосознаваемым психическим процессам. З. Фрейд был пионером в области описания специфических форм эмоционального преодоления внутреннего конфликта. Им была сформулирована концепция психологической защиты.
Психологическая защита - присущий всем здоровым людям неосознаваемый психологический прием, благодаря которому эмоционально неприятная информация изгоняется из сознания и становится недоступной логическому анализу и чувственному переживанию. Среди прочих стратегий преодоления стресса психологическая защита занимает место пассивных, направленных только на коррекцию эмоционального состояния путей борьбы с фрустрацией.
С точки зрения Фрейда, психологическая защита ограждает человека от дезорганизующего влияния бессознательного, спасает его от бессмыс-
ленного самобичевания, помогает сохранить самоуважение. Он считал, что слабость защитных механизмов может приводить к возникновению грубого нарушения психики (психозу) или самоубийству. С другой стороны, он часто наблюдал, что чувства, скрываемые посредством защиты, все же не теряют своей силы, поэтому из глубин подсознания они продолжают влиять на поведение человека, наносят ущерб его адаптации. Часто для человека полезнее полностью пережить эмоции, которых он опасается, и направить их энергию на улучшение собственной жизни (на самореализацию), чем тратить силы на бессмысленную защиту.
Сам Фрейд подробно описал лишь несколько примеров психологической защиты (вытеснение, регрессия, рационализация, сублимация). В работах его последователей, особенно его дочери Анны Фрейд (1895-1982), теория психологической защиты была проанализирована во всех подробностях, приведены примеры самых различных защитных механизмов. В психологической литературе описано множество механизмов психологической защиты, точное количество их не определено. Иногда один и тот же поступок разные психологи объясняют различными защитными механизмами. Список, приведенный в табл. 2.5, нельзя считать ни исчерпывающим, ни общепризнанным. Здесь лишь продемонстрировано разнообразие форм, в которых проявляется феномен психологической защиты. В действительности все защитные механизмы в какой-то степени эквивалентны друг другу, поскольку все они заключаются в сокрытии реальности от сознания, т.е. служат формой невольного самообмана.
Таблица 2.5. Примеры механизмов психологической защиты
Продолжение табл. 2.5
Продолжение табл. 2.5
Продолжение табл. 2.5
Окончание табл. 2.2
Важно понимать, что человек не имеет возможности управлять защитными механизмами, поскольку они действуют на бессознательном уровне. Хотя сам человек не осознает того, что пользуется психологической защитой, высказывания и поступки других людей (противников в споре, друзей, лечащего врача, психотерапевта) нередко заставляют его увидеть реальность, сломать психологическую защиту. Такое столкновение с действительностью всегда вызывает неприятные чувства и ответное сопротивление («Не хочу этого слышать»). Обычно чем более актуальная потребность блокируется стрессом, тем сильнее и энергичнее действует психологическая защита. Так, мощность психологической защиты обычно невелика у болеющих гриппом, но, напротив, очень выраженна у пациентов, заболевших раком.
Принято разделять защитные механизмы на более зрелые и менее зрелые. В реальной жизни можно наблюдать, что ребенок преимущественно использует примитивные механизмы защиты. К примеру, чтобы спрятаться от пугающего человека, ему иногда достаточно закрыть глаза руками («Я тебя не вижу, значит, тебя нет»). Незрелые защитные механизмы подчеркивают слабость, беспомощность, низкие способности, несовершенство человека («Неужели вы посмеете обидеть невинное
дитя?»). Это позволяет ему снять с себя всякую ответственность за происходящее. Взрослый человек, активно использующий примитивную защиту, обрекает себя на зависимое положение в обществе, жалость и снисходительное отношение коллег. Чрезмерная активность незрелых механизмов часто становится причиной грубой дезадаптации (психопатии) или даже психического заболевания (психоза).
Более сложно устроены защитные механизмы, называемые невротическими. Они характерны для взрослых и детей среднего и старшего школьного возраста. Для защиты от неприятных мыслей взрослые могут использовать интеллект и логику, например, механизмы рационализации, концептуализации, интеллектуализации. Погружение в переживание собственного физического нездоровья (ипохондрия) также часто выступает как защита от неудовлетворенности жизнью у взрослых (механизмы конверсии и соматизации). Механизм обесценивания часто воспринимается окружающими как проявление мудрости зрелого человека. Однако избыточное стереотипное использование этих защитных механизмов может нанести существенный урон адаптации человека. Так, постоянная забывчивость (вытеснение) вызывает у окружающих раздражение и негодование. Повторное возникновение головной боли у женщины в ситуации, когда муж проявляет к ней сексуальный интерес (конверсия), нарушает гармонию семейных отношений. Психические заболевания, называемые неврозами, во многом определяются неадаптивной психической защитой. К примеру, симптомы истерического невроза соответствуют вытеснению, конверсии и диссоциации, симптомы невроза навязчивых состояний - фиксации тревоги и рационализации, симптомы депрессивного невроза - обесцениванию и повороту против себя (см. раздел 24.3).
Зрелые защитные механизмы обеспечивают наилучший уровень адаптации, так как они основаны на формах поведения одобряемых обществом, а это позволяет повысить социальный статус человека, гарантирует ему высокий уровень самоуважения. К примеру, механизм сублимации выражается в том, что человек удовлетворяет свою доминирующую потребность не напрямую, а в символической форме, и это вызывает уважение и восхищение окружающих. Фрейд считал, что многие творческие успехи знаменитых писателей, живописцев, ученых были формой символического удовлетворения сексуальной потребности. Эта идея поддерживается тем фактом, что талант и высокая продуктивность часто сочетаются с отсутствием семейного счастья. При всей изощренности зрелых защитных механизмов их
также не рассматривают как безупречный путь к счастью, поскольку они ограничивают свободу человека, лишают его возможности получать наслаждение простыми и доступными всем средствами (с помощью секса, отдыха, еды, движения).
Само слово «защита» предполагает наличие какой-либо угрозы (фрустрации). Однако Анна Фрейд обратила внимание на то, что защитные механизмы у некоторых людей работают беспрерывно, вне зависимости от наличия или отсутствия стресса. Они образуют как бы защитный панцирь («броню характера»), готовый к сохранению внутреннего равновесия, если это вдруг понадобится. Примером постоянной защиты считают аутизм (замкнутость), ведь человек, который глух к чужому мнению, не может чувствовать себя оскорбленным или униженным кем-то. Педантизм тоже выступает как постоянная защита от страха преобразований, а альтруизм гарантирует человеку защиту от чувства вины.
При психотерапии врач часто стремится сломать имеющуюся защиту, вернуть человека к реальности, направить его энергию на решение проблем (экспрессивная психотерапия). Однако следует иметь в виду, что не все больные способны вынести тяжелый груз реальности. Необдуманное разрушение сложившейся системы защитных механизмов может привести к декомпенсации заболевания (например, при алкоголизме), возникновению психоза или к самоубийству. По этой причине нередко врачи выбирают пассивную тактику и стремятся укрепить имеющуюся защиту (суппортивная психотерапия). Примером такой тактики служат умалчивание или ложь во благо.
Не следует нарушать сложившейся системы психологических защитных механизмов, если нет четкого плана психологической поддержки и реабилитации пациента, переживающего душевный кризис!
Дата добавления: 2022-02-05; просмотров: 444;