ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ В ПСИХОЛОГИИ
Психодинамическое направление исходит из того, что человеческое поведение определяется противоборством сил подсознания и общественного сознания. При этом основные динамические процессы формирования психики происходят в детстве, а в дальнейшем поведение человека становится не вполне свободным, поскольку оно детерминировано его ранним развитием.
Родоначальник психодинамического направления - Зигмунд Фрейд (рис. 2.1.), который, пользуясь методами свободных ассоциаций, анализа сновидений, фантазий, случайных оговорок, обнаружил существование большого пласта психической жизни, который прежде был недоступен изучению. Так сформировалось учение Фрейда о сложной
структуре личности человека, главное место в которой отводилось бессознательному. Важнейшей психической силой, с точки зрения Фрейда, является сексуальная энергия (либидо), которая определяет стремление человека к действию, развитию, самосовершенствованию. Другие важные неосознаваемые силы - агрессия и стремление к смерти (саморазрушению).
Содержание бессознательного лишено логики и чувства времени, этот особый тип мышления, который в обнаженном виде можно наблюдать при психических заболеваниях, Фрейд назвал первичным процессом.Согласно психоаналитической концепции, человек не имеет доступа к процессам, происходящим в бессознательной сфере. Однако сигналы
бессознательного могут быть представлены после логической обработки в сфере предсознания. Информация, поступающая в предсознание, логически упорядочена, но скрыта от непосредственного наблюдения до тех пор, пока не станет настолько актуальной для человека, что переместится в сферу сознания.
Для анализа скрытых от сознания процессов Фрейд предложил метод свободных ассоциаций, который заключается в том, что пациенту предлагают произносить все, что приходит в голову, спонтанно в процессе самонаблюдения. Для того чтобы ничто не отвлекало его от свободного фантазирования, обследование проводят в тихом, уединенном помещении, пациенту предлагают расслабиться (лечь на кушетку), а врач находится вне поля зрения пациента (позади него) и старается не вмешиваться в процесс фантазирования. Лишь изредка психотерапевт обращает внимание пациента на некоторые наиболее яркие его высказывания и предлагает ему расширить круг образов, связанных с ними.
Рис. 2.1. Зигмунд Фрейд (1856-1939)
С точки зрения Фрейда, структура личности определяется тремя основными компонентами (рис. 2.2).
• Ид - «Оно», комплекс биологических неосознаваемых влечений и потребностей (сексуальная потребность, агрессивность, стремление к смерти). Важнейший принцип, действующий в пределах Ид, - принцип удовольствия, т.е. потребность нуждается в удовлетворении вне зависимости от наличия или отсутствия условий для этого.
• Суперэго - «Сверх-Я», внутренний идеал человека, отражающий понятия морали и нравственности. Суперэго формируется под влиянием общества и его запретов, оно оценивает каждый поступок человека с точки зрения принципа добра и зла.
• Эго - «Я», собственно личность человека, какой она рождается в противоборстве низших сил и идеалов. Взаимоотношения Ид и Суперэго регулируются «Я» на основании принципа реальности.
Таким образом, получается, что Ид призывает человека к получению удовольствия любой ценой, Суперэго сигнализирует ему о недопустимых чувствах, мыслях и действиях, а Эго удовлетворяет допустимые желания и отклоняет недопустимые из страха наказания. Память о полученных в детстве наказаниях заставляет человека испытывать тревогу, которая уберегает его от неосторожных поступков.
Анализ полученной от пациентов информации привел Фрейда к мысли о том, что большинство проблем и внутренних конфликтов человека
Рис. 2.2. Структура личности по З. Фрейду
происходит из особенностей его развития в детстве (см. раздел 2.5). Его работы о детской сексуальности встретили резкое неприятие, однако он показал, что в детские годы основная движущая энергия человека (либидо) реализуется в иных формах поведения (принятии пищи, дефекации, наблюдении и изучении собственного тела и др.). Особенности психической жизни, сформировавшиеся в раннем детстве (до 5 лет), паттерны поведения, усвоенные на примере родителей, стойко сохраняются
в дальнейшем и определяют поступки человека на протяжении всей последующей жизни. Особенно опасны для дальнейшей адаптации человека затруднения в удовлетворении базовых детских потребностей (в пище, безопасности, чистоте, порядке, половой идентификации). Любые препятствия к их реализации приводят к фиксации на ранних стадиях развития, которая становится причиной недостаточно зрелого поведения взрослых, а порой и психических расстройств. Начиная с 3 лет удовлетворение либидо у мальчиков и девочек, по мнению Фрейда, происходит по-разному («эдипов комплекс» - у мальчиков, «комплекс Электры» и «зависть к пенису» - у девочек), что определяет различия в полоролевом поведении и многие сексуальные дисгармонии у взрослых.
В концепции Фрейда человек оказывается в постоянном внутреннем конфликте между тщательно скрываемыми внутренними асоциальными импульсами и давлением общественного сознания, которое не позволяет ему удовлетворить свои базовые потребности. Такое противоречие могло бы стать источником постоянных страданий личности, однако Фрейд обнаружил общий для всех людей способ предохранения сознания от болезненного вмешательства подсознательных процессов - психологическую защиту (см. раздел 2.3). Психологическая защита - происходящее помимо воли человека изгнание из сознания неприятной для него информации. Таким образом, сексуальные и агрессивные импульсы вытесняются из сознания и замещаются другими стремлениями, которые не противоречат требованиям общества. С точки зрения психоаналитической теории Фрейда, многие виды деятельности человека (выбор профессии, творчество, карьерный рост, взаимопомощь, политическая борьба) являются символическим удовлетворением его неосознаваемой сексуальной потребности.
По мнению Фрейда, сдерживаемые сексуальные импульсы рано или поздно прорываются в сознание, выплескиваются в агрессивном поведении, становятся источником войн и насилия. Основываясь на этой точке зрения, некоторые практики предположили, что просмотр изображений сексуальных сцен и актов насилия может стать суррогатом удовлетворения скрытых потребностей, а значит, снизит внутреннюю напряженность человека и уменьшит его явную агрессивность. Экспериментальная проверка этого положения показала прямо противоположный результат - после просмотра жестоких сцен насилия вероятность агрессивных поступков людей не уменьшалась, а возрастала. В других экспериментах, напротив, было показано, что со-
знательные попытки подавить в себе агрессивные и сексуальные мысли приводят к повышению тревожности, вызывают патологическую прикованность (навязчивые мысли) к вытесняемому объекту.
Несмотря на высокий авторитет психоаналитической теории и самого Фрейда, среди его непосредственных сотрудников формировались критические воззрения на некоторые базовые положения психоанализа и попытки усовершенствовать психодинамическую концепцию. Наиболее интересными с практической точки зрения представляются идеи К.Г. Юнга и А. Адлера.
Карл Г. Юнг (1875-1961) после разрыва с Фрейдом в 1914 г. создал собственную школу «аналитической психологии». Он возражал против преувеличенного внимания к сексуальности и признавал, что человеком могут руководить и другие потребности (в творчестве, удовольствии). Среди движущих сил психики он особенно выделял коллективное бессознательное, объединяющее опыт всех предшествующих поколений. Отношение к окружающему у разных людей, согласно Юнгу, определяется общими для всех, исторически сформировавшимися образами, или архетипами. Проявлением такого архетипа, например, считается общий для всех людей страх к ползающим пресмыкающимся («Змей-искуситель»). Среди наиболее важных архетипов Юнг называл образ Матери («Мать-природа»). Полоролевое поведение, по его мнению, определяется противоборством в каждом человеке женского (Душа, anima) и мужского (Дух, animus) начала.
Попытки сознательно подавить в себе нежелательные образы приводят к значительному сопротивлению со стороны бессознательного и могут прорываться в сновидениях, мечтах или даже в импульсивных поступках. Такие отвергнутые нашим сознанием формы образуют архетип Тени. Чем более благородной деятельностью занимается человек, тем в большей степени он испытывает давление Тени (искушение). К примеру, врачевание при общей гуманности цели может сочетаться с черствостью, жестокостью, корыстью.
С точки зрения Юнга, формирование личности происходит в процессе преодоления противоборствующих архетипов и объединения их в понятии самости (Я сам, self). Одна из форм противоборства - конкуренция стремления к активности, взаимодействию с другими, авантюре (экстраверсия) и потребности в самоанализе, осторожности, отгороженности (интроверсия).
Альфред Адлер (1870-1937) вышел из состава Венского психоаналитического общества в 1911 г. после возникших противоречий. Его
собственная концепция, названная индивидуальной психологией, также отрицала приоритет сексуальности в формировании человеческой личности. Если Фрейд рассматривал общество как силу, порабощающую человека, лишающую его возможности удовлетворить свои потребности, то Адлер увидел в деятельности человека социальный интерес, т.е. врожденную потребность в общении, самоутверждении и сотрудничестве.
С наличием социального интереса связаны и потребность во власти, и чувство собственной слабости и беспомощности (комплекс неполноценности). Особенно остро свою неполноценность переживает ребенок, который сравнивает себя с большими и могущественными взрослыми. Поведение людей с хроническими, неизлечимыми заболеваниями тоже можно анализировать с точки зрения чувства неполноценности. Непереносимые мысли о собственной слабости заставляют человека компенсировать свои недостатки путем их устранения или развития в себе других качеств, которые демонстрируют превосходство человека над другими людьми (комплекс превосходства). Ранний опыт общения с семьей и коллективом (отношение со старшими и младшими братьями, воспитание в качестве единственного ребенка в семье, помещение в приют) во многом определяют последующий жизненный стиль, который формируется к 4-5 годам.
Истоком психических расстройств Адлер считал патологические реакции на чувство собственной неполноценности. Так, капитуляция перед своей неполноценностью приводит к бегству в болезнь, преобладанию индивидуальных интересов над общественными, низкой активности и неврозу. Попытка скрыть свою неполноценность путем демонстрации силы проявляется агрессией и асоциальными поступками. Основным способом избавления от чувства неполноценности Адлер считал развитие социального интереса, способности к взаимодействию и сопереживанию (эмпатия).
Хотя позиция Адлера формировалась в пределах психоаналитического направления, многие из его положений предвосхитили открытия других школ психологии. Так, мысль о том, что поведение человека часто определяется фиксацией на логически необоснованных положениях (иррациональные конструкты) была в дальнейшем развита школой когнитивной психологии. А общая нацеленность человека в будущее (а не к скрытым детским комплексам, как это считал Фрейд) стала в дальнейшем основной идеей гуманистической психологии.
Более поздние последователи психоаналитического направления Карен Хорни (1885-1952) и Гарри Стэк Салливен (1892-1949) крити-
ковали пансексуализм Фрейда, уделяли большее внимание понятию базовой тревоги. В работах Салливена и Эрика Эриксона (1902-1994) показано, что формирование основных личностных качеств не заканчивается в раннем детстве, оно продолжается и в подростковый период, и в зрелости. Также было доказано, что значимыми фигурами, формирующими основные жизненные принципы, могут быть не только родители человека, но и люди из его окружения (например, друзья, старшие подростки, идолы поп-культуры).
В целом психоаналитическое направление дало необходимый толчок для развития научной психологии, привлекло к изучению этой дисциплины самые различные слои общества, открыло для изучения огромный пласт неосознаваемых психических процессов. Разработанные психоаналитиками методики психотерапии широко используют для лечения самых различных расстройств.
Вместе с тем многие положения психоаналитической теории остаются декларативными. На практике не представляется возможности ни доказать, ни опровергнуть их, поскольку психоаналитическая теория не создала эффективного научного инструмента проверки своих гипотез. Наибольшей критике со стороны других концепций подвергается исключительный интерес к вопросам сексуальности, обреченность человека на внутренний конфликт, пессимизм в отношении возможности изменить судьбу человека, недооценка роли общества и воспитания в формировании личности.
Социобиологическое направление непосредственно вытекает из эволюционной теории Чарльза Дарвина. Психологи этого направления утверждают, что многие формы поведения человека унаследованы им от животных и, возможно, закреплены генетически. Так, наблюдение за шимпанзе показало, что многие проявления эмоций (поцелуи, угрозы кулаком, нахмуривание бровей), которые мы наблюдаем у людей, почти в точности соответствуют поведению высших обезьян в сходных ситуациях (Гудолл Д.). Эксперименты по отлучению детенышей обезьян от матери (Гарлоу Г.) показали и появление типичной для человека депрессивной реакции, и трудности в усвоении социальных ролей у выросших в изоляции животных, и сходное с человеческим стремление найти защиту у матери в раннем детстве. Наконец, успешное обучение шимпанзе языку глухонемых (Террис Г., Гарднер А., Гарднер Б.) показало, что даже такая специфическая функция психики, как общение с помощью системы знаков, не является исключительно человеческой чертой. В работах Э.О. Уилсона (род. в 1929 г.) и В.П. Эфроимсона
(1908-1989) показано, что не только низшие с точки зрения морали поведенческие акты (агрессия, конкуренция, стремление к доминированию), но и высшие стремления человека (альтруизм, сотрудничество, самопожертвование) являются отобранными эволюцией и закрепленными в генах приспособительными формами поведения. Действительно, некоторые формы альтруистического поведения животных способствуют выживанию стаи и помогают выиграть сообществу животных в борьбе за существование (а значит, способствуют сохранению генетического материала, определяющего такое поведение).
В рамках социобиологических исследований было описано явление импринтинга. Его наблюдал австрийский ученый К. Лоренц (1903-1989) у гусят, которые испытывали стойкую привязанность к первому движущемуся объекту, который они видели после того, как вылуплялись из яйца. Впрочем, доказательств того, что импринтинг играет существенную роль в формировании поведения человека, пока не получено.
Эксперименты социобиологов подтверждают возможность использования животных в качестве модели изучения психики человека. Однако было бы ошибкой искать биологический смысл во всех проявлениях человеческой психики. Такой подход имеет явные ограничения в изучении высших психических функций (например, абстрактного мышления), принижает роль воспитания. Развитие человеческого общества показывает, что передача информации от поколения к поколению, минуя гены, позволяет развить в человеке такие способности, которые животные не смогли выработать на протяжении миллионов лет естественного отбора.
Бихевиоральное направление (от англ. behavior - «поведение») возникло как попытка превратить психологию в дисциплину, основанную на научном методе познания. Основатель этого направления Джон Б. Уотсон (1878-1958) был недоволен субъективизмом философов и психологов, рассуждающих о виртуальных понятиях сознания и психики. Он стремился подкреплять все выводы о работе нервной системы конкретными экспериментами. В этом смысле психика оценивалась как некий «черный ящик», заключение о работе которого можно было сделать, рассматривая его реакцию на определенные стимулы. Главным источником знаний о психике человека было признано его поведение, конкретные совершенные им поступки. Ценность такого подхода подтверждается опытом клинических психологов, которые большое внимание уделяют изучению анамнеза человека и анализу совершенных им ранее поступков.
Идеальными примерами бихевиористского подхода стали работы И.П. Павлова (1849-1936) о формировании условных пищевых рефлексов у собак. Бихевиористы показали, что условное подкрепление и торможение путем наказания могут играть существенную (если не основную) роль в воспитании и обучении. Значение условного рефлекса в формировании психических расстройств было подтверждено эффективностью некоторых методов терапии (бихевиоральной терапии). Особенно показательно закрепление на основе условного рефлекса некоторых форм страха (фобий), обусловленного определенными ситуациями (транспортом, тесным помещением, присутствием незнакомых людей или животных).
Несмотря на успехи бихевиоральной терапии, теория «стимул- реакция» оставляла без ответа многие вопросы психологии. Неясно было, почему человек начинает действовать даже в том случае, когда отсутствуют какие-либо внешние стимулы. Частично ответ на этот вопрос дали исследования Б.Ф. Скиннера (1904-1990) по оперантному обусловливанию. Скиннер считал, что наряду с реакциями на внешние стимулы существуют действия (операнты), происходящие из внутренних потребностей организма (потребности в движении, изучения путем прикосновений, произнесения звуков и др.). Сочетание этих действий с последующим вознаграждением приводит к большей частоте повторения и закреплению данных действий в поведении. Так, ребенок стремится повторять те сочетания звуков, которые положительно воспринимаются родителями.
В России идеи, родственные бихевиоризму, развивались в работах петербургских авторов А.Ф. Лазурского (1874-1917) и В.Н. Мясищева (1893-1973), которые рассматривали личность как систему отношений со средой и обществом. Таким образом, можно было описать человека через его отношение к другим людям, к себе, к труду и т.д.
Наибольшее внимание российских психологов в советское время привлекал деятельностный подход в психологии, который рассматривал деятельность человека как основу его сознания. В трудах М.Я. Басова (1892-1931), С.Л. Рубинштейна (1889-1960), А.Н. Леонтьева (1903- 1979) поведение человека объединяется с его сознанием в общее понятие деятельности, что направляет психологов к более широкому изучению не только поведения человека, но и его осознаваемых и подсознательных мотивов.
Несомненное достоинство бихевиоральной концепции - ее строго научный характер, опирающийся исключительно на эксперимен-
тальные данные, воспроизводимые различными исследователями. Практическое применение идей бихевиоризма привело к формированию новых педагогических приемов и методов коррекции при психических и функциональных соматических расстройствах. Вместе с тем методы бихевиоризма не позволяют изучать такие специфически человеческие психические процессы, как мышление, анализ информации, планирование и предвидение. Положения бихевиоризма не объясняют, почему у взрослого человека многие черты характера стойко сохраняются, несмотря на настойчивые попытки перевоспитать его. Длительное применение бихевиоральных методик лечения показало ограничения в их эффективности, часто временный характер достигнутых результатов.
Когнитивное направление (от лат. cognitio - «узнаю») считает, что основным объектом изучения психологов должны быть процессы мышления и познания. Поскольку эти функции являются исключительно человеческими, эксперименты на животных не могут ответить на основные вопросы психологии. В частности, попытки научить обезьян языку глухонемых показали, что животные имеют явный предел в развитии языковых способностей - после быстрого усвоения минимального набора символов развитие останавливалось перед неким барьером, который маленькие дети легко преодолевали.
Подробное изучение стадий развития интеллекта провел швейцарский психолог Жан Пиаже (1896-1980). Анализируя мышление детей разных возрастов, Пиаже показал, что способность к познанию в действительности не дана ребенку при рождении, а развивается, проходя ряд стадий (магическое отношение к действительности, одушевление неживых предметов и природных явлений, предвидение последствий своих действий и, наконец, составление гипотез и обобщение данных). Таким образом, в противовес мнению бихевиористов Пиаже продемонстрировал, что у людей с различной степенью зрелости интеллекта способности к научению существенно отличаются.
Американский психолог Джордж А. Келли (1905-1966) считал главной особенностью человеческого мышления стремление к формированию собственных концепций или гипотез, которые затем используются им для формирования поведения. Гипотезы, которые подтверждаются на практике, т.е. применение которых приводит к желаемому результату, закрепляются в сознании. Гипотезы, которые опровергаются действительностью, уступают место более совершенным теориям. Так, для маленького ребенка логично ожидание того, что от мужчин с бородой
исходит опасность, однако, поскольку эта мысль не подтверждается на практике, ее замещают другие идеи о признаках потенциально опасных объектов (цыгане, сгорбленные старики и др.). Возникновение новых практических задач рождает потребность создания новых теорий и понятий (конструктов). Так, жители Севера, работающие на открытом воздухе, нуждаются в большем количестве слов, характеризующих снег и его состояние, а врачи нуждаются в большем количестве понятий для характеристики пульса и дыхания. Поступки взрослого человека, с точки зрения Келли, определяются ожиданиями (прогнозом), происходящими из его концепции.
В когнитивной теории причинами психических расстройств становятся жесткое использование теорий, несмотря на их расхождение с действительностью, неоправданное расширение области их применения, недостаточно развитая способность воспринимать теории и концепции других людей (отсутствие эмпатии). Источником тревоги Келли считал утрату человеком чувства, что он способен предвосхищать события. Основанием для самоубийства, с позиций когнитивной психологии, может быть стремление доказать справедливость своей гипотезы (прогноза) или признание своей неспособности создать какую-либо полезную гипотезу.
Взгляды некоторых психологов бихевиористского направления видоизменились под воздействием интереса к когнитивным процессам. Так, Альберт Бандура (род. в 1925 г.) и Уолтер Мишел (род. в 1930 г.) считают, что человек не является жертвой ситуации, он, обладая способностью предвидеть события, сам отбирает желаемые ему ситуации. В этом смысле можно по-новому оценить людей, которые, как кажется, постоянно находятся под ударами судьбы. Возможная причина низкого успеха человека, с точки зрения Бандуры, - низкая самооценка (самоэффективность), уверенность в неспособности успешно преодолевать неприятные ситуации.
Особый интерес к процессам познания возник в связи с развитием вычислительной техники и попытками создать искусственный интеллект. Оказалось, что человек склонен повторно совершать ошибки, которые не свойственны компьютеру. Так, мы почти наверняка будем искать причину своей простуды в событиях вчерашнего дня («забыл надеть шапку», «промочил ноги» и др.), хотя реальной причиной может быть инфекция, полученная при контакте с больным несколько дней назад. Ухудшение самочувствия на фоне приема лекарственных средств, скорее всего, будет объяснено появлением побочных эффектов, а не
простым усугублением тяжести болезни. Ричард Лазарус (1922-2002) проанализировал различные стратегии борьбы со стрессом и обнаружил, что для разных людей кажутся логичными поступки, решительно отличающиеся друг от друга.
Когнитивный подход в психологии позволил изучить такие специфически человеческие процессы, как мышление, предвидение, самооценка. Разработанные на этой основе лечебные методики продемонстрировали свою эффективность. К недостаткам когнитивной психологии следует отнести недостаточный учет таких важных психических процессов, как эмоции и мотивация. Явление внутреннего конфликта, важность которого была продемонстрирована многими психологами, не нашло какого-либо описания в структуре когнитивной психологии.
Гуманистическое направление непосредственно связано с именем Карла Р. Роджерса (1902-1987). Воспитанный в религиозной семье и увлеченный в юности учением Фрейда, Роджерс был разочарован общей пессимистической оценкой человека в каждой из этих базовых концепций. Так, христианская мораль усматривала в поступках и помыслах человека последствия первородного греха, а психоаналитическая теория исходила из того, что человеком движет стремление к удовлетворению низменных потребностей. Бихевиористская модель личности тоже не позволяла понять некоторые поступки человека. Так, в жизни нередко приходится видеть, что люди бывают увлечены деятельностью, которая ничем не вознаграждается. Напротив, попытка заинтересовать творца, предлагая ему гонорар за следующее произведение искусства, часто приводит к снижению его интереса к творчеству.
Роджерс попытался разработать более позитивную концепцию человека и его психической деятельности. Центральным понятием его концепции стало стремление к самоактуализации. Предполагается, что человек исходно имеет представление о самом себе, своих способностях и о том, как эти способности могут быть наилучшим образом применены в жизни. При этом ни восхищение окружающих, ни их осуждение не могут коренным образом повлиять на представление человека о самом себе. Сопротивление общества, невозможность реализовать свои планы, необходимость жить в конфликте со своими потребностями приводят к чувству неудовлетворенности (неконгруэнтности), замкнутости и страха.
Условием счастливого существования человека Роджерс считал свободное саморазвитие. По его мнению, каждый человек нуждается
в безусловной позитивной оценке. Наиболее успешными в достижении самореализации бывают люди с достаточно четким представлением о том, к чему им следует стремиться. По наблюдениям психологов гуманистического направления, формированию высокой самооценки способствует воспитание в условиях четко очерченных правил, в пределах которых ребенку предоставляется полная свобода, при этом высказывается уважение к его мнению.
На основании своей теории Роджерс создал методику психотерапии, центрированной на клиенте. Идея такой терапии состоит в попытке раскрыть внутренний потенциал человека, освободить его от желания защищаться от мнения окружающих. В процессе такой терапии психолог поощряет стремления человека к зрелости и принятию на себя ответственности, призывает его к созданию условий, способствующих самовыражению, вместо пассивного сетования на то, что такие условия отсутствуют.
Сходное мнение высказывали Курт Гольдштейн (1878-1965) и Абрахам Г. Маслоу (1908-1970). Они считали, что человек по природе своей скорее добрый или равнодушный, но не злой. Его собственные способности и социальное окружение составляют определенные препятствия на пути самореализации. Преодоление этих препятствий дарит человеку чувство торжества победы, открывает путь к мечте. Капитуляция перед препятствиями усиливает чувство тревоги, его дезадаптацию. Если среда не дает возможности полностью воплотить в жизнь свои замыслы, то лучше попытаться одержать победу на уровне ниже оптимального (найти согласие со средой), чем вообще отказаться от самореализации.
Психотерапевтические методы и педагогические приемы, основанные на описанной выше концепции, оказались эффективными у многих пациентов с пониженной самооценкой. Особенно важным считают использование этих методов при работе с пациентами, страдающими тяжелыми соматическими заболеваниями и имеющими физические недостатки.
Слабая сторона гуманистической концепции - полное отсутствие внимания к бессознательной жизни человека. Эта теория также оказывается беспомощной при работе с грубо асоциальными пациентами. Безусловная позитивная оценка при работе с детьми часто дает положительные результаты, однако в некоторых случаях она может стать причиной снижения требовательности в обучении, а значит, ухудшить общий результат учебы. Научное использование гуманистической
концепции затруднено, поскольку в теории не разработано надежных инструментов для оценки таких понятий, как самоактуализация и согласие со средой.
Дата добавления: 2022-02-05; просмотров: 541;