Правового государства
Теоретики права солидарны в мнении о том, что идея правового государства, связанность государства правом, законом возникла в древности, вместе с появлением государства и права. Известный китайский философ Шан-ян (середина IV в. до н. э.) подчеркивал, что порядок в обществе поддерживается тремя путями: законом, доверием и властью. Законом руководствуются в своей деятельности монархи и чиновники; на доверии основываются отношения между ними; власть осуществляет единолично сам монарх. Нарушители закона, включая монарха, подлежат наказанию. Подобные предписания содержатся в древнеиндийских законах Ману и др. Идея о господстве права содержится в сочинениях древнегреческих и римских мыслителей Сократа, Демокрита, Платона, Аристотеля[42].
В труде «Законы» Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится над чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка под правителем, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги». Ученик Платона Аристотель полагал: «Там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя»[43].
В праве древних римлян зафиксирован основополагающий принцип правового государства «Dura lex sed lex» («Суров закон, но все ж закон»). Цицерон в труде «О государстве» писал о том, что «государство (res publica) есть дело народа, соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов».
В Афинах (V–IV вв. до н. э.) было создано первое в мире правовое государство, где осуществлена идея разделения власти на законодательную (народное собрание), исполнительную (совет булэ и магистратуры) и судебную (гелиэя) и предусмотрена система сдержек и противовесов.
О значении законов в жизни общества писали средневековые ученые и юристы (Фома Аквинский и др.). Идея разделения властей нашла своеобразное отражение в государственном устройстве средневековых итальянских республик, в частности в городе-коммуне Флоренция (XIII в.). Там существовали контрольно-надзорные органы в лице Капитана – защитника народа, представляющих интересы зажиточных слоев горожан (пополанов) и синдиков, осуществляющих контроль над главой государства (подеста)[44] и др.
К. Ясперс также полагает, что правовое государство существовало еще в средневековье, более 700 лет тому назад[45]. Подтверждение этому нашли российские ученые Р. Т. Русинов и А. П. Семитко в Нортхэмптонском статуте Англии 1328 г., где свидетельствуется, что никакое королевское распоряжение не может повлиять на ход правосудия.
Идеи правового государства получили дальнейшее развитие в трудах Вольтера, Г. Гроция, Гегеля, Т. Гоббса, И. Канта, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Б. Спинозы и других западноевропейских и американских ученых, а также в трудах российских правоведов Б. А. Котляревского, П. Н. Новгородцева, Б. Н. Чичерина[46].
Впервые термин «правовое государство» ввел в научный оборот немецкий ученый Роберт фон Моль (1832). В англоязычной литературе этот термин использовал профессор Оксфордского университета Д. К. Дайси (1835–1922).
Идеи о правовом государстве ученых нового и новейшего времени нашли воплощение в Веймарской Конституции Германии (1919), позже – в конституциях ФРГ (1949), Испании (1978) и других стран.
Дата добавления: 2019-12-09; просмотров: 492;