ВНУТРЕННЯЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА
Наши рассуждения заставляют нас сделать два основополагающих вывода.Во-первых, следует признать, что природа человека не сводится лишь канатомии и физиологии, со всей обязательностью она включает в себя егобазовые потребности и его психологические возможности. Во-вторых, как мы ужеговорили, психологическая природа человека очень слаба, она затаена итрудноразличима. На чем основывается наша убежденность в том, что потребности итенденции, которые мы называем базовыми, имеют врожденный характер? Я провеланализ двенадцати независимых друг от друга рядов экспериментальных иклинических данных (см. главу 6 и работу, указанную в библиографии подномером 298) и на основании этого анализа готов сделать четыре вывода.Во-первых, данные исследований свидетельствуют о том, что фрустрация базовыхпотребностей и тенденций психопатогенна, то есть приводит к нездоровьючеловека. Во-вторых, можно говорить о том, что удовлетворение этихпотребностей, реализация этих тенденций способствует формированию здоровойличности (то есть удовлетворение евпсмлогенно). чего нельзя сказать обудовлетворении невротических потребностей. В-третьих, базовые потребности итенденции человека спонтанно проявляются в условиях свободного выбора.В-четвертых, их можно непосредственно изучить на выборке здоровых,самоактуализированных людей. При исследовании базовых потребностей нельзя полагаться только наинтроспективные отчеты, в равной степени бессмысленно основываться на однихлишь исследованиях бессознательных желаний. Невротические и базовыепотребности зачастую имеют сходную феноменологию, они могут одинаковоощущаться и переживаться человеком. И те, и другие требуют своегоудовлетворения, и те, и другие стремятся завладеть сознанием человека; онисходным образом представлены в сознании, и поэтому человеку редко когдаудается отличить одно от другого. Только в мгновения инсайта, или на порогесмерти человек постигает разницу между истинными желаниями и желаниямивнешними, случайными, несущественными (как это было с Иваном Ильичом, героемпроизведения Льва Толстого). Для того, чтобы уяснить природу того или иного желания, той или инойповеденческой тенденции, всегда следует искать некую внешнюю переменную, скоторой можно было бы соотнести это желание или эту тенденцию, и искать ееследует в континууме "неврозѕздоровье". Мы все более убеждаемся в том, чтоагрессивность вовсе не обусловлена базовой природой человека, ее нужнорассматривать скорее как реакцию организма, скорее как следствие, нежели какпричину. Злобный, агрессивный человек в процессе психотерапии становитсяменее злобным, менее агрессивным, и наоборот, здоровый человек, заболевая,начинает проявлять агрессию. Нам известно, что удовлетворение невротических потребностей, в отличиеот базового удовлетворения, не приносит человеку здоровья и счастья.Невротик, жаждущий власти, даже получив ее, не излечивается от невроза ѕневротическая жажда власти неутолима. Сколько бы ни ел невротик, он всеравно останется голодным (потому что на самом деле ему нужна не пища, анечто иное). Удовлетворение невротических потребностей, равно как и ихфрустрация, никак не отражается на состоянии здоровья индивидуума. Удовлетворение базовых потребностей, таких как потребности вбезопасности и любви, обязательно влечет за собой улучшение состоянияздоровья человека. Удовлетворение базовых потребностей, в отличие отневротических, приводит к их насыщению, фрустрация базовых потребностейчревата нездоровьем. Все сказанное, судя по всему, верно и по отношению к более специфичнымбазовым устремлениям, таким как потребность в познании, потребность винтеллектуальной активности. (Этот вывод основывается только на клиническихнаблюдениях.) Потребность в познании имеет характер позыва, она требуетсвоего удовлетворения. Удовлетворив ее, человек развивается гармонично исчастливо; фрустрация этой потребности и ее подавление вызываютразнообразные и очень специфичные, еще не до конца изученные намирасстройства. Наиболее очевидной техникой для исследования базовых потребностей мнепредставляется непосредственное изучение действительно здоровых людей. Наосновании того, что мы знаем сегодня о здоровье, мы можем отобрать из общейпопуляции относительно здоровых индивидуумов. Затем, признав, чтосовершенных людей не существует, мы применяем принцип вроде того, чтоприменяют геологи, ищущие месторождение радия ѕ чем выше концентрация радия,тем сильнее радиация, которую он излучает. Исследование, описанное мною в главе 11, показывает возможностьнаучного познания и описания нормы, которую я понимаю как психологическоездоровье, подкрепленное более-менее полной реализацией всех заложенных вчеловеке возможностей. Познавая, что представляют из себя хорошие люди иликакими они должны быть. мы даем человечеству (или тем его представителям,которые хотят стать лучше) своего рода образец для подражания. В настоящее время наиболее полно из всех базовых потребностей изученапотребность в любви. Именно на примере этой потребности мне и хочетсяпоказать, каким образом четыре сделанных нами вывода могут помочь намотделить врожденное и универсальное в человеке от внешнего и случайного. 1. Практически все психотерапевты сходятся во мнении относительно того,что большинство неврозов уходит своими корнями в детство, берут начало изнеудовлетворенной потребности в любви. Косвенным подтверждением этойгипотезы могут стать результаты ряда своеобразных экспериментальныхисследований, которые были проведены на новорожденных детях. Исследования совсей убедительностью продемонстрировали, что лишение младенца любви создаетреальную угрозу самой его жизни или, иначе говоря, депривация потребности влюбви патогенна. 2. Известно, что если болезнь ребенка еще не приняла необратимогохарактера, то для излечения зачастую достаточно окружить его любовью идобротой. Если говорить о взрослых людях, страдающих более серьезнымирасстройствами, то и здесь результаты психотерапии и психоанализа внушаютнам некоторый оптимизм; по крайней мере, мы можем уверенно заявить, что врезультате психотерапии человек обретает способность принимать любовь иучастие другого человека и использовать их во благо себе. Кроме того, внашем распоряжении оказывается все больше данных, свидетельствующих о том,что счастливый ребенок, ребенок, выросший в атмосфере любви, имеет большешансов стать здоровым взрослым человеком. Все эти данные укрепляют нас вомнении, что любовь является основополагающим фактором здорового развитиячеловека. 3. В ситуации свободного выбора ребенок, если, конечно, его психика ещене деформирована патогенными влияниями, всегда стремится к тому, чтобы бытьлюбимым, всегда жаждет ласки и в меру сил старается избежать ситуаций, вкоторых он ощущает себя брошенным или отвергнутым. Мы не располагаемэкспериментальными данными, которые подтвердили бы этот вывод, но множествосвидетельств клиницистов и некоторые данные этнологических исследований непозволяют нам сомневаться в справедливости такого предположения. Ни одиннормальный ребенок не предпочтет злого учителя, врача или друга, асовершенно естественно потянется к доброму и ласковому. Любой младенец, дажемладенец, родившийся от родителей-балинезийцев, которые, в отличие отсреднестатистического американца, вовсе не испытывают потребности в любви,отреагирует на лишение любви слезами. Балинезийских детей отучают от любви,но им не нравится такое обучение, они протестуют против него горестнымплачем. 4. В результате исследований здоровых взрослых людей обнаружено, чтопрактически все они (хотя и не абсолютно все) любили и были любимы.Собственно, и в момент исследования их можно было охарактеризовать каклюбящих людей. Парадоксально, но здоровые люди меньше нуждаются в любви, чемсреднестатистический человек. По всей видимости, причина этому кроется втом, что они уже удовлетворили свою потребность в любви. Надежность наших выводов настолько очевидна, что мы вправерассматривать их в качестве критериев здоровья. Наша убежденность станет вампонятней, если мы обратимся к рассмотрению болезней, вызванных недостатком ворганизме тех или иных веществ. Предположим, организму не хватает соли.Нехватка соли становится причиной патологии, справиться с которой можнотолько при помощи соли. Люди, страдающие солевым дисбалансом, в условияхсвободного выбора отдают предпочтение более соленой пище; им хочетсясоленого, соленая пища кажется им особенно вкусной. Напротив, здоровыйорганизм с нормальным солевым балансом не испытывает особой потребности всоли, он не нуждается в ней. В данном случае организм нуждается в соли, соль нужна ему для того,чтобы избежать болезни и сохранить здоровье. Но ведь точно так же человекнуждается и в любви, любовь так же как соль нужна человеку для того, чтобыизбежать болезни и сохранить здоровье. Иначе говоря, организм устроен так,что ему нужны и соль и любовь, так же как автомобилю нужны и бензин, имасло. Все наши рассуждения подводят нас к необходимости обсудить вопросусловий жизни. В данном случае обычные житейские обстоятельства обретают длянас значимость условий, необходимых и достаточных для решения логическойзадачи, и конкретность условий алгебраической задачи.
ЧТО ТАКОЕ "ХОРОШИЕ УСЛОВИЯ"?
В этом разделе мы рассмотрим, при каких условиях внутренняя природачеловека раскрывается в полную меру и какова позиция современнойдинамической психологии по данному вопросу. Мы уже говорили о том, насколько хрупка человеческая природа, наскольконеотчетливы и трудноуловимы ее очертания. Внутренняя природа человека не такмогуча и требовательна, как природа других животных. Животное никогда несомневается в том, что оно из себя представляет, чего оно хочет, что емунужно. Человеческие потребности в любви, знании, порядке, напротив, слабы ипочти неощутимы, они не кричат о себе, а тихо шепчут, и мы не всегда умеемуслышать их шепот. Для того, чтобы постичь человеческую природу, чтобы понять, каковыпотребности и возможности человека, необходимо создать особого рода условия,благоприятствующие выражению этих потребностей, повышающие вероятностьреализации его биологических тенденций. Главным из этих условий являетсяпозволенность удовлетворения и экспрессии. Каким образом мы определяем,какая пища полезна для беременной крысы? Мы предлагаем беременным крысамсамые разные продукты и предоставляем им свободу выбора, мы позволяем иместь то, что им захочется, когда захочется и в любых угодных им количествахи сочетаниях. Нам известно, что нет какого-то общего для всех младенцевконкретного срока отнятия от материнской груди, мы знаем, что ребенкаследует отнимать от груди тогда, когда это необходимо ему. Как мы можемузнать, настала ли эта пора? Ясно, что мы не можем спросить об этом ребенка,и мы уже научились не доверять в этом вопросе педиатрам. Тогда мы пытаемсяпредложить ребенку кашу, мы предоставляем ребенку свободу выбора, мыпозволяем ему самому решить, готов ли он к отъему от груди. Если емупонравится каша, он сам откажется сосать грудь. Следуя тем же принципам,окружая ребенка атмосферой доброты, ласки и свободы выбора, мы даем емувозможность выразить свои потребности в любви, безопасности и уважении. Мыуже знаем, что именно такая атмосфера является оптимальной, а, быть может ,даже единственно возможной для психотерапии. Свобода выбора может принестиблаготворные плоды в самых разных ситуациях, например, в интернате длямалолетних правонарушителей, где подросткам разрешают самим выбирать соседейпо комнате, или в колледже, где студенты имеют возможность самостоятельносоставлять свой учебный план и выбирать преподавателей, у которых они будутучиться, или при формировании авиационных экипажей и т.п. (Я оставляю встороне важный, но очень сложный вопрос о пользе фрустрации и дисциплины, онеобходимости пределов вседозволенности. Скажу лишь, что одного условиясвободы выбора, несмотря на все его удобство с точки зренияэкспериментального исследования, все-таки недостаточно для того, чтобынаучить человека считаться с другими людьми, с их потребностями и желаниями,оно не поможет человеку научиться предвидеть возможные неблагоприятныепоследствия удовлетворения того или иного желания.) Пока еще наше заключение имеет чисто теоретический характер, но я готовутверждать следующее: именно хорошая среда является для среднего организмаодним из первейших факторов самоактуализации и здоровья. Предоставиворганизму возможность самоактуализации, она подобно доброму наставникуотступает в тень, чтобы позволить ему самому вершить выбор в соответствии ссобственными желаниями и требованиями (оставляя за собой право следить затем, чтобы он учитывал желания и требования других людей).Дата добавления: 2019-12-09; просмотров: 623;