Общая характеристика власти и социальных норм догосударственного периода
Начальным этапом исторического процесса был первобытнообщинный строй: от появления на Земле человека до становления первых классовых обществ и государств.
Любое общество представляет собой социальную систему, которая отличается той или иной степенью организованности, упорядоченности общественных отношений. Для каждого общества характерны определенная система управления (социальная власть) и регулирования поведением людей при помощи определенных общих правил (социальных норм).
Как только появляется общество, сразу же возникает потребность в управлении. Каждый отдельный член общества имел собственные интересы, без согласования которых общество не могло существовать. Для обеспечения нормальной жизнедеятельности требуется объединить эти интересы на общее благо. Но соединить можно лишь при сочетании во многом индивидуальной выгоды (личного интереса) с социальной выгодой (общественным интересом). Это достигается благодаря правилам поведения.
Для первобытнообщинного строя были характерны следующие черты:
- наличие лишь примитивных орудий и неспособность человека без помощи всего рода выжить и обеспечить себя пищей, одеждой, жилищем. Не было излишков продуктов, не было частной собственности и разделения на бедных и богатых; экономически все были равны;
- политическое равенство. Все взрослое население рода - и мужчины, и женщины - имели право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса, связанного с деятельностью рода. Первобытная демократия. Потестарное правление (лат. «potestas» - власть).
Общественная (социальная) власть, существовавшая в догосударственный период, обладала следующими чертами:
1) основана на семейных, родовых, кровных отношениях. Коллективный, затем парный брак. Род - хозяйственная единица, объединялись в племена.
Социальная власть распространяется только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях;
2) строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления (т.е. субъект и объект власти здесь совпадали);
3) опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода;
4) осуществлялась как обществом в целом (родовые собрания, вече), так и его представителями (старейшинами, советами старейшин, военачальниками, вождями, жрецами и т.п.), решали важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества.
Социальные нормы в догосударственный период входили в саму жизнедеятельность людей, выражали социально-экономическое единство рода, племени. Несовершенство орудий труда - необходимость в совместном проживании, в общественной собственности на средства производства и в распределении продуктов на основе равенства.
Поведение человека регулировали культовые ритуалы и обряды, они позволяли первобытным людям освободить свой психический потенциал от страха, тревоги перед окружающим миром и направить ее на производительную деятельность.
Социальные нормы обеспечили развитие экономики и продолжение рода. Эти нормы называются мононормами, они охватывали все сферы жизни. Они:
1) регулировали отношения между людьми. Например, зная, что ночью в жилище понижается температура, старались поддерживать огонь и в темное время суток. Делая это, они руководствовались не социальными нормами, а скорее инстинктом сохранения жизни и здоровья. Но кто из сородичей в это время будет следить за огнем, решалось уже согласно традиции;
2) реализовались главным образом в виде обычаев (т.е. исторически сложившихся правил поведения, вошедших в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени);
3) существовали устно, не имея письменной формы выражения;
4) обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);
5) имели в качестве ведущего способа регулирования запрет (табу) как самый простой и элементарный прием воздействия; права и обязанности как таковые отсутствовали;
6) были продиктованы естественными законами природы;
7) выражали интересы всех членов рода и племени.
Дата добавления: 2022-02-05; просмотров: 293;