Проблема истины в философии.
Традиционно, начиная с античной философии, под истиной понималось соответствие знаний окружающему миру природе. В этом самом простом определении истины складывается момент ее постоянного развития, постоянного перехода от незнания к знанию, от менее полного к более полному знанию. Поэтому современная философия определяет истину как историческ5и обусловленный процесс все более полного адекватного отражения действительности. При характеристике истины обычно рассматриваются несколько ее свойств или особенностей.
Прежде всего речь идет об объективности истины, иначе говоря об ответе на вопрос «Возможна ли объективная истина, если ее носителем всегда является субъект».
Большинство философов отвечают на этот вопрос утвердительно, т.к. в содержании истинного знания всегда присутствует такая его часть, которая полностью соответствует действительности или познавательному предмету. В этом смысле, эта часть истины независима от воли или интересов человека и потому объективна.
Иногда говорят, что истина объективна по содержанию и субъективна по форме. Это не совсем правильно, т.к. истина имеет элементы и объективности, и субъективности и в содержании, и в форме. Но действительно элемент объективности в содержании всегда выше, чем в форме.
Вторая характеристика истины – это соотношение в ней абсолютного и относительного. Абсолютизация абсолютного в истине ведет к догматизму, а абсолютизация относительного в истине ведет к релятивизму и гносеологическому нигилизму. Поэтому современная философия, отрицая обе эти крайности, считает, что абсолютно абсолютной истины не существует.
Истина всегда в определенной степени зависит от времени, места и обстоятельств. Но во всякой относительной истине всегда есть элементы абсолютного содержания, а процесс познания во многом состоит в том, что доля абсолютного в относительной истине постоянно возрастает. Понятие «абсолютная истина» имеет еще и тот смысл, что она является идеалом познания, т.е. той целью, к которой всякое познание должно стремиться, но которой оно никогда не достигнет.
Третья характеристика истины – это ее конкретность. Она в определенном смысле производна от понимания соотношения между абсолютностью и относительностью истины. Конкретность истины означает, что нет истины, применимой в любое время, в любом месте, при любых обстоятельствах. Истинное знание сохраняет свое значение только в конкретном контексте действительности. В определенное время, в определенном месте, при определенных обстоятельствах. Еще одним важным вопросом теории истины является проблема критерия истинности знания.
В философии, как правило, рассматриваются 2 критерия: логический и эмпирический. Логический критерий чаще всего действует в теоретических разделах научного знания там, где не возможно применить экспериментальную, эмпирическую проверку. Логический критерий основан на соответствии выводов теории правилам формальной или диалектической логики.
Эмпирический критерий или экспериментальная проверка знания более традиционна и универсальна. В конечном счете, решающим критерием истинности знания является не только так называемый решающий эксперимент, но и вся совокупность общечеловеческой практики. Прежде всего проверка знания в процессе материальной преобразующей деятельности в материальном производстве.
36. Исторический процесс как предмет философского анализа. Проблема прогресса в истории.
Источники закономерности исторического прогресса начали интересовать философов с момента возникновения философии. Но практически до 18 ве6ка философия истории рассматривала в качестве основного своего предмета действия великих или исторических личностей, монархов, военоначальников, священнослужителей. Только к середине 18 века формируются основные принципы научно-философского анализа действительности. В число таких принципов входит: 1. рассмотрение истории как единого закономерного процесса; 2. обнаружение в истории объективных закономерностей, определяющих характер и особенности исторического развития; 3. выделение в общественной жизни и истории наиболее важных сущностных характеристик своеобразной субстанции общественного бытия
Первая попытка реализации этих принципов была предпринята итальянским мыслителем Вико. С его точки зрения основным элементом исторического процесса является повторяющиеся циклы. Внутри цикла процесс идет подобно периодам в жизни человека: детство, юность и зрелость. Под детством Вико понимает период становления цивилизации. Он называет его также периодом богов. Юность или период героев означает расцвет цивилизации, достижение ею максимального уровня развития. Третий период – зрелость или период людей – означает начало заката цивилизации. После заката цикл снова повторяется либо в рамках этой же цивилизации, либо в новой другой цивилизации.
Главным недостатком концепции Вико считалась разорванность мировой истории на отдельные самостоятельные независимые циклы цивилизации. Попытку преодолеть этот недостаток предпринял немецкий мыслитель И. Гердер. Он представлял историю как непрерывный процесс совершенствования духовной культуры, основой которого составляет народный дух. В формировании народного духа участвуют и географические, и социальные факторы. Материальным носителем народного духа Гердер считает язык. Поэтому творцы языка – философы и поэты – играют особую роль в процессе народного духа. Наиболее целостную идеалистическую концепцию философии истории сформулировал Гегель. С его точки зрения историей движет мировой дух, который является проявлением в истории исходной идеальной субстанцией бытия или абсолютной идеи. Мировой дух создает объективную преемственность и динамизм исторического процесса. История по Гегелю движется по всеобщему осознанию ценности свободы. Это связано с тем, что сам мировой дух изначально стремится к свободной самореализации. Подлинной свободы воли человека в истории не существует, т.к. в ней все детерминировано объективными закономерностями или замыслами мирового духа. Но человек, с одной стороны, может влиять на историю, если его желания и стремления совпадают с замыслами мирового духа, а с другой стороны, человек должен стремиться к свободе, т.к. возрастание основания ценности свободы является смыслом истории.
Гегелевская философия по существу констатирует иллюзорность человеческой свободы и невозможность исторического творчества для человека. Не случайно последователями Гегеля разбились на две противоположные школы, одна из которых доказывала невозможность и ненужность исторических преобразований, а другая из гегелевской диалектики делала революционные выводы и доказывала необходимость коренных преобразований, особенно для Германии. Из второй школы выросла марксистская философия, которая отказывается от гегелевского идеализма, в том числе и в понимании общества и обосновывает реальность исторического творчества и свободы человека. При этом достигается сочетание признания объективных исторических закономерностей и включенности в эти закономерности интересов воли и человеческой активности в истории. Главным субъектом исторических изменений с точки зрения марксизма являются народные массы, а объективной основой преемственности, непрерывности и динамизма исторического процесса являются производительные силы общества.
В современной философии истории сформировались 2 основные точки зрения на исторический процесс: технократическая точка зрения исходит из того, что характер и ход истории определяется материальными, техническими или технологическими сторонами общества; вторая точка зрения – антитехнократическая – исходит их того, что главным источником и признаком общественного прогресса является состояние и уровень развития человеческого фактора. Продолжает сохранять актуальность и проблема направленности исторического процесса. До сих пор на эту проблему существует три точки зрения. Явно преобладающей является позиция сторонников исторического прогресса. Хотя сегодня общепринятым является убеждение в противоречивости общественного прогресса, но восходящий, прогрессирующий характер человеческой истории признается большинством философов. Противоречивость общественного прогресса проявляется, во-первых, в том, что прогресс в одних областях, в одних регионах часто сопровождается регрессом и деградацией в других областях общественной жизни или в других регионах земли. Во-вторых, исторический прогресс никогда не бывает равномерным, он периодически переживает периоды застоя или даже отступления назад. Наряду с прогрессивистской позицией сохраняется концепция «золотого века в прошлом», согласно которой человечество либо в целом, либо в каких-то принципиально важных областях, например, в сфере нравственности не только не прогрессирует, а скорее деградирует.
Определенные позиции сохраняет и теория исторического круговорота, с точки зрения которой в обществе не проявляется в явно выраженном виде ни прогрессивные, ни регрессивные тенденции.
Дата добавления: 2022-02-05; просмотров: 281;