Проблема метода в философии Нового времени: Бэкон, Декарт.
Последним философом эпохи Возрождения и первым философом Нового времени считается Френсис Бэкон (1561-1626 гг.). Именно Бэкон поставил задачу “великого возрождения наук”. Из этой грандиозной задачи ему удалось выполнить две части: создать оригинальную классификацию наук и разработать индуктивный метод, который он считал единственно истинным.
Классификация наук основана на способностях человека, их три: 1) на памяти основаны исторические науки, которые Бэкон подразделял на естественную и гражданскую историю; 2) на воображении основаны те способности познания, которые Бэкон объединяет понятием “поэзия”, по существу, в этом разделе он анализирует познавательные возможности различных видов искусства; 3) на разуме (мышлении основаны науки, которые Бэкон объединяет понятием “философия”, в широком смысле слова. В этот раздел он включил три науки, в зависимости от предмета познания: теология (изучение Бога), естествознание, философия в узком смысле слова - человека.
Рассуждая о методе познания Бэкон выделил три пути познавательной деятельности: “путь муравья”, “путь паука”, “путь пчелы”.
1. Путь муравья - этим путем идут ученые бессистемно собирающие факты и складывающие их в кучи. Когда этих фактов накопится слишком много, сам ученый не сможет разобраться в них (ползучий эмпиризм).
2. Путь паука - характеризует ученых, которые создают научную теорию без опоры на опыт.
3. Путь пчелы - истинным является именно этот путь, так как сначала собираются факты, а только лишь затем они обрабатываются с помощью мышления.
Истина по Бэкону - соответствие знаний окружающему миру природе. “Единственный путь получения этой истины - задавать природе вопросы и на основе ее ответов формулировать теорию”. Вопросы к природе - это опыты, которые должны обрабатываться с помощью индукции. Опыты бывают плодоносные и светоносные. Первые дают быструю отдачу, вторые - знания. Бэкон считает светоносные опыты более ценными, так как в будущем они могут дать больший результата, чем сиюминутная выгода.
Бэкон прекрасно понимает, что чувственное познание и основанные на нем эмпирические методы имеют серьезные недостатки, связанные главным образом с ограниченностью и неточностью знаний, получаемых с помощью органов чувств, поэтому он ставит задачу совершенствования эмпирического познания, индукцию. Для совершенствования эмпирического познания (чувственного) служит критика идолов - недостатки органов чувств, которые могут искажать результаты познания.
1. “Идолы рода” - недостатки чувственного познания, которые вытекают из совершенствования органов чувств человека.
2. “Идолы пещеры” - индивидуальные недостатки органов чувств различных людей, а также то влияние, которое оказывает на познание индивидуальная судьба ученого. Бороться с идолами пещеры можно, если объединять ученых в коллективы, где недостатки одних будут компенсироваться преимуществами других.
3. “Идолы театра (сцены)”, связаны с тем, что на ученого обязательно оказывают влияние авторитеты и результаты предыдущих исследований. Бороться с идолами театра можно, если начинать исследование с критической оценки накопленных по другой проблеме знаний.
4. “Идолы рынка (рыночной площади)” - самые трудные, связаны с тем, что в науке часто используются неправильно, неточно определенные понятия. Уменьшить влияние идолов рынка можно, если, начиная научное исследование или дискуссию заранее определять те понятия, которые будут исполняться.
При анализе индукции Бэкон определяет, что существует полная и неполная индукция:
— при полной индукции вывод делается на основании анализа всей совокупности фактов;
— при неполной индукции - на основе выборочной совокупности.
Полная индукция дает достоверное, но частичное знание, неполная индукция дает общее или всеобщее знание, но вероятностное.
Так как наука всегда стремится к общему и всеобщему знанию, то подлинно научной может быть только неполная индукция и задача ученого, в том числе желание философа уменьшить уровень погрешности неполной индукции. Для этого Бэкон формулирует метод исключающих инстанций (отрицательных примеров). Суть в том, что для подтверждения гипотезы ученый должен искать не примеры, подтверждающие ее, а примеры, опровергающие эту гипотезу. И только если он использовав все свойства не нашел таких примеров, он может с большой степенью вероятности утверждать истинность своей гипотезы.
Рене Декарт (1596-1650 г.) создает основы принципиально другого метода, что связано с другой трактовкой истины. Для Декарта истина может быть только абсолютно самоочевидной. Изменчивые и ненадежные чувства и основанное на них эмпирическое знание дать такой истины не могут. Ее можно получить только с помощью разума, который должен быть вооружен правильным методом. Процесс познания, по Декарту, начинается с универсального “картезианского сомнения” (Des Cartes): последовательно сомневаясь, критически анализируя свое сознание, мышление мы в конце-концов обязаны прийти к несомненному знанию или “врожденные идеи вложил в душу человека Бог, а Бог не обманщик”, поэтому это знание абсолютно истинно. - 1 этап познания - универсальные сомнения.
2 этап - интуитивное по своей сути усмотрение общих “врожденных идей”.
3 этап - врожденные идеи принимаются за аксиомы с помощью индукции. Мы должны сделать все возможные выводы, эти выводы составляют научную систему, которая будет выражением истины.
Примером такой истины для Декарта является геометрия Эвклида. Метод Декарта - дедуктивно-рационалистический.
Дата добавления: 2022-02-05; просмотров: 424;