Европейская схоластика.
Европейская средневековая философия получила название “схоластика” (от лат. схола - школа). Это связано с тем, что первоначально философия рассматривалась как вспомогательная дисциплина. Она преподавалась на теологических факультета университетов в качестве школы обучения будущих священнослужителей искусству диспута, спора. В развитии схоластики выделяют три периода:
— ранняя схоластика, 6-12 вв.;
— зрелая схоластика, или рассвет схоластики, 13 в.;
— поздняя схоластика, или закат схоластики, 14-15 вв.
Наиболее крупный представитель ранней схоластики - английский философ Иоганн Скотт Эриугена (810-877 гг., “рожденный в Ирландии”). Эриугена заложил основы европейского пантеизма. С его точки зрения бытие состоит из четырех природ:
1) природа несотворенная и творящая - Бог как творец мира;
2) природа сотворенная и творящая - И. Христос;
3) природа сотворенная и нетворящая - материальные вещи;
4) природа несотворенная и нетворящая - Бог как полнота бытия.
“Начало и конец бытия совпадают в Боге”. Эриугена - последователей реалистов, с его точки зрения общее предшествует единичному и, чем более общей является универсалия, тем она обладает большей, высшей реальностью.
Самым крупным представителем зрелой схоластики и всей средневековой философии считался Фома Аквинский (1225-1274 гг.) - “ангельский доктор”. Его философия до сих пор является официальной философией католической церкви.
В вопросе об универсалиях Аквитан - умеренный реалист. Считал, что универсалии предшествовали вещам, но они существуют не самостоятельно, а в разуме Бога. В вопросе об истине Аквитан считал, что философия и религия в равной мере говорят об одних и тех же проблемах, но религия более внятно и прозрачно. Предметом философии является природное бытие, естественный мир - сверхъестественное. Зная сверхъестественный мир, можно понять и природу. Но, зная только естественный мир, божественный мир понять нельзя. Поэтому религия выше, чем философия. В ее возможностях познание бытия.
Человек, как и у Аристотеля, обладает разумной душой, но главное отличие разумной души - способность выбирать между добром и злом. Бытие представляет собой иерархическую структуру, состоящую из двух соприкасающихся миров - естественного и сверхъестественного.
Естественный мир составляют 4 “царства”: 1 - камней и минералов (неорганическая природа); 2 - растений; 3 - животных; 4 - человека. Человек - это единственное существо, способное из естественного мира переходить в сверхъестественный. Поэтому 1 царство сверхъестественного мира - святые; 2 - ангелы; 3 - архангелы; 4 - херувимы и серафимы.
Фоме Аквинскому принадлежит заслуга формирования 5 канонических доказательств бытия Бога (которые потом были опровергнуты Кантом).
Основными добродетелями Аквитан считал 4 греческие (Мудрость, Мужество, Справедливость, Сдержанность) и 3 христианские (Вера, Надежда, Любовь).
Дата добавления: 2022-02-05; просмотров: 439;