Арабский аристотелизм.
Рассвет арабской философии падает на начало 2 тысячелетия н.э. Это связано: 1) с общим рассветом арабской нации; 2) с тем, что ислам более чем на 600 лет “моложе” христианства. Поэтому на рубеже тысячелетий его диктат над духовной культурой был значительно меньшим, чем в христианской Европе.
Условия свободомыслия и влияния греческой культуры, особенно Аристотеля, привели к тому, что арабская философия примерно до 12 века находилась в авангарде мировой философии. Арабские ученые перевели и сохранили во многом большинство из известных сегодня произведений Платона и Аристотеля. Наиболее крупные представители: на арабском востоке - Ибн Сина (Авиценна), на западе - Ибн Рушд (Аверроэс).
Авиценна (980-1037) - великий философ, энциклопедический ученый. Получил название на арабском востоке - Второй учитель (Первый учитель - Аристотель). Именно ему принадлежит заслуга адаптации аристотелевской философии к условиям и культуре арабского востока. В вопросах об универсалиях Авиценну можно считать первым представителем реализма на арабском востоке. С его точки зрения универсалии существуют в трех видах:
— как априорные (доопытные) в божественном разуме;
— как сущность или форма вещи (по Аристотелю);
— как результат абстрагирования.
Общее обладает большей реальностью, чем единичное. Вслед за Аристотелем и в противовес исламу Авиценна утверждал, что материя совечна Богу и Бог творит душу не из ничего, а из первичной материи. Процесс этот носит характер эманации (с гр. - истечение). В начале Бог создает единый, высший разум, потом более низкие умы, приводящие в движение небесные сферы, потом появляется разум, помещенный в человеке. После этого формы материальных вещей и сами материальные вещи. Идея совечности мира и Бога является первым шагом к формированию философии пантеизма, т.е. учения отождествления бога и природы.
Ибн Рушд (1126 - 1198) - во многом идет за Авиценной. Его главное отличие состоит в том, что мировой разум неделим. И потому индивидуальная душа человека также смертна, как и тело. Бессмертна только духовная культура в целом. Каждое индивидуальное достижение человека вливается в мировой разум и там сохраняется. Наиболее значительное достижение связано с теорией двух истин; он утверждает, что в постижении истины религия и философия равны, они отличаются по предмету, методу и сфере применения. Философия исследует природу, религия - мир божественный и человеческий. Философия используется прежде всего как средство увеличения практических свойств человека. Религия регулирует вопросы нравственности, социальные отношения. Философия использует логические построения, методы. Религия, в основном, опирается на образные мышления, метафоричность. “Немногие умы способны понять истину на философском языке. Для многих истина доступна лишь в виде религии”.
Дата добавления: 2022-02-05; просмотров: 616;