Основные представители французского Просвещения.
Французских просветителей подразделяют на 2 группы, в зависимости от отношения к Богу; часть просветителей (Вольтер, Руссо, Монтескье) стояли на позициях ДЕИЗМА - собственно просветители, другие философы (Дидро, Ламетри, Гольбах, Гельвеций) - на позициях атеизма, последовательного.
Вольтер (1694 - 1773 г.) - патриарх французского Просвещения. Несмотря на резкую критику церкви, Вольтер писал, что для него бесспорно существование Бога. С точки зрения Вольтера, существование часов - неопровержимое доказательство существования часовщика, т.е. существование Бога в ходе мировых событий в основном связано с сотворением мира, сотворив мир, Бог не вмешивается в развитие механизма, поэтому Бог не отвечает за то зло, которое существует в мире, его источник - сами люди. Существование Бога - это не дело веры, это факт разума. Для людей образованных, знающих, вера - это суеверие, но для простолюдинов вера необходима как мера морального, сдерживания. Из этого следует, что если бы Бога не было, его надо было бы придумать, так как существование Бога - это факт разума. Из сущности веры в Бога должно вытекать уважение к вероисповеданию; Бог - один, различные религии по разному его трактуют. Идеи Вольтера о Боге вторичны, он основывается на критике ряда философских течений. Он критикует Паскаля, который в течении возвышения Бога излишне принижает человека, а человек не так жалок и зол, как пишет Паскаль; единственное, что мешает человеку стать достойным - это невежество. Вольтер выступает против Лейбница с его идеей о предустановленной гармонией. В мире очень много хаоса, несправедливости, чтобы утверждать, как Лейбниц, что мы живем в самом совершенном из миров.
Если Вольтер представляет аристократическое Просвещение, то Руссо - плебейское.
Руссо (1712 - 1778 г.) как и Вольтер, теист, но главное внимание уделял социальным проблемам. Главным недостатком существующих обществ является социальное неравенство, поэтому существование человека в естественном состоянии Руссо называл “золотым веком человечества”. Будущее, по Руссо, за созданием нового государства - политический организм и которое, с его точки зрения, должно соответствовать воле народа.
Шарль Луи Де Монтескье (1689-1755 г.). В философии известен как основатель географического детерминизма, с его точки зрения общество погибнет, если не будет основано на законах: “Свобода - есть право делать все, что дозволено законом, но люди хотели выполнять законы, эти законы должны соответствовать характеру и свойству народа. Этот характер отражается, главным образом, географическими параметрами: климат, положение и разлив территории, качество почвы, особенности водных ресурсов.
“Концепция деления властей”: главная ценность справедливого правления - это свобода граждан, она возможна только там, где нет злоупотребления властью. Избежать это можно через разделение власти:
— представительная - законодательная;
— исполнительная;
— судебная.
Дата добавления: 2022-02-05; просмотров: 297;