Английское Просвещение и кризис европейского сенсуализма и эмпиризма.


Джордж Беркли (1684-1753 г.) создал одну из немногих концепций последовательного субъективистского идеализма. Считал главным противником философии догматизм, под которым понимал главным образом философский материализм, поэтому главное внимание уделил критике материализма, считая, что если будет документально обосновано понятие материя, то рухнет все здание философского материализма.

Беркли считал, что главным в понятии материя является ее объективность. Еще Дж. Локк доказал субъективность вторичных качеств вещей, т.е. тех качеств, которые возникают как результат взаимодействия наших органов чувств с внешним миром.

Беркли доказал, что и первичные качества тоже субъективны, т.к. по Беркли воспринимаемые нами вещи являются только комплексами осуществляемых нами качеств, то никакой объективной реальности не существует, нет “ничего в мышлении, чего бы не было раньше в чувствах”. “Ощущаемые нами качества вещей субъективны, значит подлинной реальностью обладает только субъективное бытие”. “Существовать - значит быть воспринимаемым. То. Что мы не воспринимаем или не можем воспринимать, для нас не существует”.

Как и перед субъективным идеализмом, перед Беркли возникает угроза солипсизма - учения. Согласно которому существует только 1 воспринимающий субъект, а все остальное результата его ощущений, но это противоречило бы убеждениям епископа Беркли, т.к. Бог превращался бы в субъективную реальность, поэтому Беркли, отрицая значение материальной субстанции, доказывает существование субстанции духовной.

“Почему мы уверены в том, что, когда перестаем ощущать окружающие нас вещи, они не перестают существовать”. Беркли говорит, что это происходит от того, что вещи постоянно воспринимаются абсолютным субъектом - Богом. Бог является не только гарантом постоянства существования вещей, он приводит в соответствие состоящие вещи и наше представление о них.

Девид Юм (1711 - 1776 г.) идет еще дальше Беркли и утверждает, что не существует не только материальная, но и духовная субстанции, по крайней мере наука и философия “не могут доказать не то, что мир существует сам по себе, не то, что он не существует сам по себе”. Иначе говоря, вопрос субстанции не раз решимая для философии задача, поэтому философия Юма называется - АГНОСТИЦИЗМ (отрицает познаваемость мира).

Единственной реальностью, которая доступна философии и науке вообще являются наши ощущения, они являются подлинным предметом философии. По Юму существует 2 вида ощущений:

— впечатления - более живые и сильные;

— идеи (представления) - результата оперирования с впечатлениями.

“Вся эта творческая сила духа - способность складывать (перекладывать) материал, который нам поставляет чувство и опыт”.

 



Дата добавления: 2022-02-05; просмотров: 475;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.