Тема 15. Политические идеологии
1. Понятие, сущность, функции политической идеологии.
2. Разновидности современных политических идеологий.
Способом отражения сферы политики на теоретическом уровне является политическая идеология. Понятие «идеология» введено на рубеже XVIII–XIX вв. как наука об идеях.
Идеология является той частью общественного сознания, которая служит удовлетворению интересов не всего общества, а частных, групповых интересов, отличается относительно высокой степенью систематизации.
1. В целом идеология определяется как система идей, теорий, взглядов (политических, правовых, религиозных и др.), отражающих в теоретической, систематизированной форме материальную жизнь общества, отношение людей к окружающей действительности, друг к другу.
В отличие от науки, чьей задачей является поиск истины, функции идеологии сводятся, прежде всего, к:
– овладению массовым политическим сознанием населения, объединению и сплочению людей на основе общих ценностей. Идеология обеспечивает ценностное восприятие, осмысление, выражение групповых и общественных политических интересов, приучает к анализу социально-политических явлений и процессов через призму определенных интересов и политических целей. Идеология может маскировать подлинные интересы и цели господствующих групп;
– ориентации человека в обществе на основе внедрения критериев оценки настоящего и будущего;
– мобилизации масс и стимулированию их действий.
Идеология является важным инструментом политической и общественной организации. Она объединяет, сплачивает близких по своему социальному статусу, политическим устремлениям людей, причем как на основе общности созидательных целей деятельности, так и на основе «образа врага», целей противоборства и конфронтации.
Идеология может характеризоваться с точки зрения:
– сферы жизни общества, формы общественного сознания (политическая, религиозная, экономическая, правовая, нравственная и другие, имеющие самостоятельный предмет отражения и соответствующую форму выражения интересов);
– внутренней структуры (универсальные, как христианство, и узконаправленные, как расизм);
– социальной основы (социалистическая, либеральная, консервативная, национальная, религиозная).
Политическая форма идеологии относится к числу наиболее распространенных и важных. Это обусловлено тем, что она затрагивает узловые проблемы мировоззрения людей, государственного и общественного устройства, обосновывает притязания какой-либо группы на власть и её использование. Политическая идеология – это система идей, теорий, взглядов, отражающих политическую жизнь общества с точки зрения определенной группы людей.
В ней можно выделить несколько уровней функционирования:
– теоретико-концептуальный, на котором формулируются основные положения, раскрывающие интересы и идеалы класса, социального слоя, нации, государства;
– программно-политический, где политические принципы и идеалы переводятся или воплощаются в соответствующие программы, лозунги, требования и представляют собой идейно-политическую основу для принятия управленческих решений и ориентирования политического поведения и деятельности людей;
– актуализированный, показывающий степень принятия людьми положений конкретной идеологии.
Идеология распространяется в обществе с помощью различных средств и институтов. Таковыми выступают семья, школа, церковь, политические партии, государственные институты, средства массовой информации.
Идеология самым тесным образом взаимосвязана с политикой и играет важную роль в политической жизни общества. Эта взаимосвязь осуществляется, прежде всего, через интересы субъектов политики, которые выражаются идеологией и реализуются в их политическом поведении, политической практике.
Взаимное влияние идеологии и политики друг на друга, при определенных условиях, может принимать крайние формы, что негативно сказывается не только на их развитии, но и на состоянии общества в целом. Обычно указывают на недоступность и вред чрезмерного идеологического влияния на политику (особенно государственную) и общественные процессы – идеологизации политики. Это происходит в условиях монополии одной идеологии и использования идеологической доктрины в качестве первоосновы, фундамента практической политики. Политика, таким образом, превращается в служанку идеологии и сообразует общественную жизнь с мерками идеологических постулатов и догм, а не с требованиями реальностей. Идеологический диктат КПСС, как известно, стал одной из причин кризиса советской системы и распада СССР.
Крайне опасным может быть и чрезмерное влияние политики на идеологию – политизация идеологии. В этом случае идеология испытывает на себе диктат господствующей политики и ставится на службу монопольной власти. её содержание превращается в мировоззрение на службе у власти, меняется в угоду правящим кругам и по конъюнктурным соображениям, подвергается идейной эрозии. Политизированные узко групповые идеи и ценности преобладают над социальными, нравственными и другими содержательными компонентами, вытесняют общенациональные (общегосударственные) и общечеловеческие интересы и ценности.
Оптимальным является равноправное положение и взаимодействие идеологии и политики, при исключении какой-либо монополии, идейной или властной.
Рассмотрим основные наиболее распространенные в современном обществе идеологии.
2. Разновидности современных политических идеологий.
Социалистическая идеология (от лат. socialis – общественный, товарищеский) – идеология трудящихся, основанная на их стремлении к строю социальной справедливости и равенства граждан независимо от общественного положения.
Развитие социалистической идеологии начинается с момента появление классового и имущественного неравенства и эксплуатации в человеческом обществе, т.е. еще с древних времен. В той или иной степени социалистические идеи звучали в творчестве таких мыслителей, политиков, как: Платон, Т.Мор, Т.Кампанелла, А.Сен-Симон, К.Маркс, Ф.Энгельс, Э.Бернштейн, А.Грамши, В.Ленин и других. Суть социалистической идеи – в освобождении от эксплуатации, социального неравенства, предоставлении индивиду возможностей для саморазвития. Социализм защищает право человека не только иметь (обладать) что-то в соответствии со своими заслугами и трудовыми усилиями, но и быть тем, кем ты есть. Отличие социализма как строя – в осознанности, управляемости преобразований взамен частнособственнической стихийности, в переходе от «царства необходимости к царству свободы». В этом смысле социалистический идеал далек от представления о нем как о строе полного равенства вплоть до уравниловки. Другое дело, что появилось оно на базе реальной практики строительства социализма в странах, социально экономически и культурно к этому не готовых, часто с использованием наиболее простых, как казалось, решений, уводивших далеко в сторону от достижения поставленных целей.
Основными её ценностями исторически являются справедливость, равенство, солидарность. Современные социал-демократические партии подчеркивают важнейшее значение и такой ценности, как свобода.
В настоящее время приверженцы социализма подчеркивают не только чисто правовое значение свободы, как в либерализме, но видят в ней принцип самовыражения личности, равно как и самовыражение коллектива. Справедливость характеризируется как реализация требования равной свободы для всех, а солидарность – как взаимодействие всех людей ради достижения свободы и справедливости.
Принципы социализма. Социализм в политической сфере, как «живое творчество масс» предполагает народовластие и самоуправление. В социальной – взаимопомощь, интернационализм и солидарность, широкое государственное участие. В экономике – приоритет общественных форм собственности, активную роль государства.
В нашей стране социализм исторически имел объективную социальную, духовную основу. Поэтому события октября 1917 г., которые совершались под социалистическими лозунгами, большинством исследователей оцениваются не как случайные, а как имеющие под собой серьезную историческую традицию. Но в силу ряда объективных и субъективных причин в СССР была реализована модель государственно-бюрократического, административно-командного социализма. её историческое поражение вызвало ослабление позиции социалистических идей и в России, и в мире в целом. Тем не менее, и коренные, и имеющие отношение уже к современной эпохе факторы, обуславливающие существование и жизненность социалистической идеологии, продолжают действовать. Среди последних: необходимость сотрудничества в решении проблем обеспечения устойчивого развития, успешный опыт использования социалистических методов организации экономики и социальной жизни в целом ряде стран, в том числе и высокоразвитых, социализация политического сознания широких слоев населения и др.
Либерализм (от лат. liberalis – касающийся свободы, присущий свободному индивиду) – учение и общественно-политическое течение, провозглашающее свободу личности и других гражданских и политических прав индивида и ограничение сфер деятельности государства.
Само понятие «либерализм» вошло в европейский общественно-политический лексикон в начале XIX в. Первоначально оно использовалось в Испании, где в 1812 г. либералами называли группу делегатов-националистов в кортесах (испанский парламент), заседавших в Кадисе. Затем оно нашло применение в Англии и Франции и вслед за ними в других европейских языках.
Начало развития либерализма приходится на период буржуазных революций XVII–XVIII вв. и получает он широкое распространение в XIX в., когда в ряде западноевропейских стран возникли либеральные партии с соответствующими программами. Либеральное мировоззрение восходит к Реформации, Просвещению, ньютоновской научной революции. У его истоков были идеи Дж.Локка, Ш.Монтескье, И.Канта, А.Смита, Т.Джефферсона, А. де Токвиля, И.Бентама. Основные идеи и установки либерализма были сформулированы в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и Конституции Франции 1791 г., развивались также они в Голландии, скандинавских странах. Своеобразным полигоном, на котором либеральные идеи проходили главную проверку и испытание, стали Великобритания и США. В России либеральное мировоззрение укоренилось позже – в конце XIX – начале XX в.
Либерализм формировался и утверждался в различных социально-исторических условиях, имеет различные традиции, особенности и т.п. Но все же есть и основные положения либеральной идеологии. Либерализм в мировоззренческом смысле означает:
– свободу от социально-групповых, классовых, национальных ориентаций (предрассудков);
– индивидуализм и подчеркивание самоценности личности;
– демократизм, терпимость к иному, космополитизм;
– рационализм, веру в разум человека, его творческую силу, возможность переустройства мира в соответствии с какой-либо схемой, идеей (в этом он близок к социализму).
К основным ценностям либеральной идеологии можно отнести свободу, индивидуализм и частную собственность. Либеральное мировоззрение с самого начала тяготело к признанию идеала индивидуальной свободы в качестве универсальной цели, представление о равенстве всех людей в их естественном, врожденном праве на самореализацию. Индивидуализм – источник творческих возможностей человеческого общества, построенного на принципах либерализма. Такой подход стимулировал предприимчивость, новаторство, которые в совокупности сделали капитализм столь динамичной системой.
Свобода понималась приверженцами либерализма в негативном смысле, т.е. в смысле свободы от политического, церковного и социального контроля со стороны феодального государства. Борьба за свободу для них означала борьбу за уничтожение экономических, физических, интеллектуальных ограничений, накладываемых на человека. В качестве гаранта свободы провозглашалась частная собственность. При этом существовал постулат, что плоды деятельности не могут быть отчуждены от самого субъекта деятельности, так как они являются его сущностным продолжением. Именно из экономической свободы выводилась политическая свобода.
В политической области либерализм основывается на признании прав человека, разделения властей, свободы выбора занятий, конкуренции, защите прав меньшинств и др. Политический либерализм основывается на политико-социологических учениях эпохи Просвещения (учение об общественном договоре, «естественном» состоянии и правах человека), на этике и правовой философии Канта. Либерализм усвоил кантовскую идею нравственно свободной личности, не зависимой от насилия со стороны других людей и в то же время несущей бремя моральной ответственности. Поэтому свобода индивида и его социальная ответственность неразделимы. Такому пониманию индивида соответствует идея правового государства, воплощающего в себе вышеназванные политические принципы.
С формированием в либерализме идеи индивидуальной свободы появилась и проблема отношений государства и отдельного человека. В либеральной идеологии государство – «ночной сторож», у него ограниченный комплекс самых необходимых функций по охране порядка и защите страны от внешней опасности. По Локку государство – не голова, увенчивающая общество, а шляпа, которую можно безболезненно сменить. Аксиома либерализма – государство обязано защищать права и свободы отдельного человека, но не должно вмешиваться в его жизнь, ограничивать свободу.
Либерализм внес значительный вклад в формулирование принципов парламентаризма и правового государства, разделения властей. Данные принципы отражены и в нынешней Конституции Республики Беларусь.
В экономической сфере либерализм требует отмены ограничений со стороны государственной власти, простора для частной инициативы, безусловного соблюдение принципа частной собственности, конкуренции и свободного рынка. Идеи экономического либерализма наиболее полно воплотились в классической английской политэкономии (А. Смит). В основе последней лежало представление о том, что свободное взаимодействие индивидуумов как «общественных атомов» с необходимостью приведет к установлению некого равновесного состояния общества, которое, в конечном счете, окажется на пользу всем и каждому.
Развитие общества привело к возникновению неолиберализма – доктрины, сохраняющей верность принципам демократии, свободной конкуренции, но полагающей, что они не смогут достичь успеха автоматически, а требуют постоянного вмешательства государства, создающего благоприятные условия для их реализации. Неолиберализм явился попыткой приспособить либеральные принципы к современной социальной действительности. Еще в начале XX в. обнаружилось, что конкуренция привела к повышению веса и влияния крупного капитала, промышленных и финансовых магнатов, что свободная игра рыночных сил не обеспечивает социальную гармонию и справедливость. Но особенное развитие новые идеи получили после кризиса 1930-х гг., в теориях и практике Д.Кейнса и Ф.Рузвельта, также и на основе изучения опыта социального развития СССР, находят они применение в политике правительств и многих современных развитых государств. Вместе с тем подобная трансформация не означает автоматическое сближение либерализма с социалистическими идеями, ведь для либерализма социальные права в любом случае являются вторичными, подпоркой для политических прав личности.
Консерватизм (от лат. conservare – сохранять, охранять) – политическая идеология, которая ориентируется на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь морально-правовых её оснований, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности.
История консерватизма начинается с конца XVIII в. Впервые термин «консерватизм» употребил французский писатель Шатобриан для обозначения феодально-аристократической идеологии периода Великой Французской революции. Основные положения консерватизма сформулированы в работах Э.Берка, Ж. де Местра, Л. де Бональда и их единомышленников и последователей. Серьезный вклад в развитие консервативной традиции внесли русские философы, социологи: К.Леонтьев, Н.Данилевский, В.Соловьев, И.Ильин во второй половине XIX – начале XX в.
В отличие от либерализма и социализма консерватизм не имеет устойчивого идейного ядра и принимает разные формы в разные исторические периоды. Консервативные установки, как правило, начинают кристаллизироваться в периоды исторических поворотов, резких социальных изменений, когда общественное сознание, сосредотачиваясь на прошлом, начинает отличать его от настоящего. Социализму консерватизм традиционно противостоит из-за его революционных устремлений, а либерализму из-за рационалистического пафоса, стремления к переделке мира, сложившихся порядков.
Что представляет собой консерватизм в мировоззренческом плане?
Во-первых, для него характерен взгляд на общество как на органическую и целостную систему. В консерватизме присутствует идея некого жизненного начала всего реального мира. Предполагалось, что человек в силу ограниченности своего разума не вправе бездумно браться за переустройство мира, поскольку тем самым он рискует задеть заключенную в этом мире духовность.
Во-вторых, существующие истины должны иметь предпочтение перед любой теоретической схемой, какой бы совершенной она ни показалась с рациональной точки зрения. Консерватизм есть реакция защиты существующих институтов от угрозы их разрушения, потому что они существуют и рассматриваются «как наша традиция», а не поэтому, что они соответствуют некоторым отвлеченным идеалам. Так, Э.Берк утверждал, что нельзя приступать к реформе государства с его свержения, «реформатор должен подойти к недостаткам государства, как к ранам отца, с трепетной заботливостью. Движимые этим мудрым предрассудком, мы с ужасом видим, как скорые на руку дети в разных странах готовы разрубить своего старого родителя на куски и положить его в котел в надежде, что своими сорными травами и дикими заклинаниями они смогут возродить отцовское тело и обновить его жизнь».
Принимая существующее положение вещей, консерватизм делает ударение на необходимости сохранения традиционных правил, норм, системы власти и т.п. В духе гегелевской формулы «все действительное разумно, все разумное действительно», консерватизм рассматривает существующий мир как наилучший из всех возможных миров. Согласно консервативным представлениям, обязательно должна быть сила, заботящаяся о передаче традиций, ибо народ без памяти о прошлом – это народ без будущего. Консерватизм сосредотачивается «на прошлом в той мере, в какой прошлое живет в современности» (К.Маннгейм), отстаивает то, что есть в настоящем, уходя корнями в прошлое. Этим консерватизм отличается от фундаментализма, который отрицает настоящее ради воображаемого или реального, но уже утратившего связь с настоящим прошлого.
В-третьих, консерватизм не означает противодействия любым нововведениям. Консерваторы не могут не принять те новые элементы действительности, которые уже укоренились, равно, как и не удерживают все, что идет из пошлого.
Основными ценностями консерватизма являются стабильность, законность, порядок, традиции, семья и др.
В политической сфере консерватизм выступает за укрепление государства в деле поддержания порядка и законности, опору на семью, церковь, школу, различные ассоциации – посредники между обществом и индивидом. Именно в таких структурах усматривается основа «плюралистичности» общества, надежная преграда бюрократии, посягательствам на права личности. В глазах консерваторов государство – источник и защитник закона и морали. Без сильного государства общество может оказаться в анархии. С другой стороны, они понимают, что государство может оказаться инструментом подавления индивидуальной свободы. Именно поэтому подчеркивается важность различных ассоциаций. При необходимости выбора между индивидом и обществом значительная часть консерваторов ставит на первое место общество, так как оно исторически, этически выше отдельного индивида.
В социальной области консерваторы допускают существование социального неравенства, исходя из убеждения в несовершенстве человека и созданных им институтов, считают бедность, несправедливость неизбежным злом, которое можно смягчить, но не устранить.
В экономической сфере подчеркивается важность развития частной собственности, свободного рынка, конкуренции и инициативы.
Между консервативной и либеральной идеологиями в настоящее время нет принципиальных различий. Вместе с тем консерваторы больший крен делают в сторону элитизма, поддержки аристократических и богатых слоев населения, исходя из признания иерархичности общественных отношений. В экономической политике консервативную позицию отличает ставка на крупный капитал. Во властных отношениях – концепция «демократического господства элит», в соответствии, с которой демократия представляет собой власть меньшинства в интересах общественного блага.
С 70-х гг. XX в. традиционный консерватизм развивается в новую форму – неоконсерватизм, являющейся своеобразным синтезом консервативных и либеральных идей. В это время на Западе происходит падение популярности положений неолиберальной теории и практики «государства благоденствия», серьезной его роли в организации экономической и социальной жизни. Причинами этого, по мнению консерваторов, явились кризисные явления в экономике развитых стран, усиление бюрократизации государства, «социальное иждивенчество», разрушение принципа опоры человека на себя, собственные силы, распространение безнравственности и др. Поэтому в неоконсерватизме зазвучали требования ограничения государственного вмешательства в социально-экономическую сферу, но в сочетании с укреплением государственного авторитета в деле поддержания порядка и законности, морали и ответственности в обществе. Неоконсерваторы проявили изрядные гибкость и прагматизм, способность приспосабливаться к создавшимся условиям. Они уловили настроения широких масс относительно необходимости осуществления мер против застоя в экономике, безработицы, расточительства государственных средств и т.д. На волне подобных настроений в ряде крупных стран Европы, в США представители консервативных партий одержали победу на выборах.
Национальная идеология – политическая идеология, которая ориентируется на общественно-политическую и духовную значимость этноса, народа, нации и реализацию их интересов в социально-политической жизни. Вырастая из этнического, национальное мышление сохраняет его структуру: представления народа об истории, о национальной территории – Родине; чувство национальной принадлежности к нации, этносу, чувство национальной гордости; национальные идеи, лозунги, программы и т.д.
Сила и притягательность национальной идеологии состоит в том, что она:
– обращается к глубинным, природным началам человека, его стремлению разделить мир на «своих» и «чужих»;
– имеет выраженный комплексный чувственно-рациональный характер, выступает и духовным, и культурным, и эмоциональным феноменом;
– тесно связана с религиозными чувствами и идеологией.
Национальное сознание возникает в недрах этнического, когда в обществе преодолеваются сословные, кастовые, племенные барьеры. В Европе это время приходится на XVII–XVIII в. Национальная идеология начинает формироваться с переходом от Божьей милости к воле народа, от династического к народному суверенитету. Причем идея народного суверенитета лежит в основе двух истолкований понятия «нации»: «вертикального» и «горизонтального». В первом случае третье сословие предстает в качестве «отдельной нации», противостоящий господствующему меньшинству (первому и второму сословиям). Отсюда идет гражданская составляющая национального самосознания. Во втором случае народные массы как бы провозглашают: мы – отдельная, особая нация, народ среди других народов и государств. Здесь – корни государственного определения национальности.
Национальные идеологии, опираясь на свою значительную мобилизующую силу, играют большую роль в современной общественно-политической жизни многих стран, причем эта роль достаточно часто бывает и отрицательной, питающей агрессивный национализм и сепаратизм.
Привлекательность национально-патриотических идей в последнее время заметно усилилась. На них устойчиво ориентируется значительная часть населения. Вместе с тем патриотические ценности не стали и вряд ли будут исключительной монополией национал-патриотической идеологии. Они нашли отражение в идейно-политических платформах коммунистов, либералов, других объединений и движений.
Таким образом, идеология является необходимым и важным элементом общественно-политической жизни современного государства. Она представлена широким спектром различных разновидностей систем идей и форм выражения их содержания. Политические идеологии фактически образуют идейное ядро любых систем ценностей и программ их реализации.
Дата добавления: 2022-02-05; просмотров: 238;