И.М. КАСАТКИН, А.П. ЧАПЫГИН и др.
В 1910-е годы «спаду реализма», о наступлении которого в эпоху Реакции заговорили литературные критики, имея в виду литературу «неонатуралистов» и усиление упадочных настроений в прозе бывших «знаниевцев, начинает противостоять довольно сплоченный лагерь писателей нового поколения, которых в критике стало принято назьь вать «неореалистами». То, что наступает какой-то новый этап развития русской реалистической литературы, сразу тогда подметил Бунин который в 1910-м году в одном из своих интервью заявил: «Настоящая зима в области литературы оказалась на редкость бесцветной <...> Одно лишь с несомненной и чрезвычайной ясностью вырисовывается –. поворот симпатий как литературных, так и читательских кругов в сторону реализма».[153]
Характерным явлением времени стало снижение в 1910-е годы интереса и к «новым», модернистским течениям. Публика, вспоминают современники, начинает предпочитать писателей реалистического направления. Как свидетельствовали «Известия книжных магазинов товарищества М.О. Вольф по литературе, наукам и библиографии», «...сборники новейших поэтов не находили совершенно покупателей. В библиотеках их не спрашивают, в то время как старые поэты не только в спросе, но этот спрос на «старых» увеличивается из года в год»[154].
В литературе реализма выдвигается поколение писателей, чей творческий путь начался в конце 900-х годов; впоследствии они становятся мастерами советской литературы –А.Н. Толстой, М.М. Пришвин, К.А. Тренев, С.Н. Сергеев-Ценский, В.Я. Шишков, А.П. Чапыгин и др.
Гуманистическая настроенность, вера их в человека и творческие силы народа, программное противостояние литературе упадка (хотя некоторые из этих писателей на раннем этапе своего творческого развития испытали влияние декадентства) вызывают сочувственное отношение к ним М. Горького, который сыграл большую роль в писательской судьбе и творческом самоопределении каждого из них.
Для творчества писателей этого поколения характерен прежде всего пафос жизнеутверждения. Они выступают против нравов разлагающегося усадебного мира, обывательщины, мещанства, идейного и морального ренегатства, во имя идеала человека, близкого природе, народному быту, во имя социальной справедливости. Для многих писателей особое значение имели традиции устного народного творчества, моральная чистота идей которого противостояла в их сознании безнравственности современного общества и той, по словам Пришвина, «подмене жизни», которую являло собой искусство модернистов. Однако сила их критицизма была ограничена отвлеченностью нравственного идеала, на основе которого они пытались определить «норму жизни». Но они четко ощущали кризисный характер предреволюционной эпохи быта того времени, и в психологических характеристиках героев. Характерные черты русского реализма 1910-х годов оригинально проявились в творчестве А.Н. Толстого, М.М. Пришвина, С.Н. Сергеева-Ценского.
Сергей Николаевич Сергеев-Ценский (наст. фам.– Сергеев, 1875– 1958) начал печататься в конце 90-х годов. Его первой книгой был сборник стихов «Думы и грезы» (1901). Стихи эти проникнуты настроениями гражданственности. На начальном этапе своего творческого формирования Сергеев-Ценский испытал, однако, воздействие модернистских идейно-художественных тенденций. В ранних рассказах Ценского («Умру я скоро», «Маска» и др.) звучали мотивы фатальной предначертанное™ человеческих судеб, трагического одиночества человека. В эпоху революции 1905–1907 гг. Ценский обращается к современным социальным проблемам. Острое общественное звучание приобретает у него тема деревни (повесть «Сад», 1905).
В период общественного пессимизма и идейной растерянности, охвативших после поражения революции некоторые слои русского общества, Ценский попытался ответить на вопрос, что же случилось с психологией русского интеллигента, в романе «Бабаев» (1907) – одном из значительных его произведений дооктябрьского периода.
В романе писатель нарисовал картину общественных и психологических метаний интеллигента-индивидуалиста между революцией и реакцией, народным движением и «черной сотней». Эти метания приводят к катастрофическому «разрушению» личности героя, нравственному кризису, в социальном плане –к служению реакции. «Я задумался над тем,–писал Ценский о замысле «Бабаева»,–почему так легко справились с революцией, и пришел к «бабаевщине» как явлению и Бабаеву как типу»[155]. Поручик Бабаев –жертва социальных отношений, которые порождают ненависть и вражду, но в то же время – активный враг демократии, палач, участник расправ с освободительным движением. Он являет собой пример того процесса «разрушения личности», о котором Горький писал: личность, «охваченная отчаянием, сознавая его или скрывая от себя самой... мечется из угла в угол, ищет спасения, погружается в метафизику, бросается в разврат, ищет бога, готова уверовать в дьявола – и во всех ее исканиях, во всей суете ее ясно видно предчувствие близкой гибели, ужас перед неизбежным будущим...»[156]. Именно такова социальная психология Бабаева; ожидание гибели и ужас перед будущим составляют основу его мироощущения.
В романе отразились глубокие идейно-эстетические противоречия писателя. Они проявились в чрезмерной усложненности психологических переживаний героя. С таким восприятием русской жизни героем была связана и предельная усложненность стиля романа. «В «Бабаеве» мы встречаемся с последовательно субъективированным типом творчества. Действительность просматривается <...> сквозь внутреннюю жизнь героя <...> смутное, интуитивное преобладает над мыслью увиденное сплетено с воображаемым, реальное теснится фантомами»[157]. Но Ценский не разрушает ощущения реальности окружающего мира! Реалистическое начало в романе преобладало.
Лучшее произведение Сергеева-Ценского дооктябрьского периода – исполненная тревоги за судьбу России лирическая повесть «Печаль полей» (1909). Эта повесть с характерным подзаголовком «поэма» была одним из любимых произведений самого автора. Сергеев-Ценский обратился в ней к «стихии» русской национальной жизни. Символом силы России предстает в повести образ мужицкого богатыря Никиты Дехтянского. Но и могучая народная «стихия», и деградирующее дворянство погружены в тоску о «нерожденном», в страстное, но еще неясное ожидание «чего-то большого». В символике образов обобщены авторские раздумья о судьбах Родины, нации, ощущения и ожидания «сдвигов истории». В повести рассказывается о судьбе дворянских «последышей» – об умирании последнего поколения помещиков Ознобишиных. Призраки прошлого живут в усадьбе, каждая комната «жива была тем, кто в ней умер когда-то давно,– все равно, сколько лет назад; ясно чудилось, что в каждой умер кто-то. Представлялись отравленные, повешенные, засеченные кнутом». Повесть пронизывает ощущение обреченности старого дворянского мира, исторической исчерпанности его судьбы. Это подчеркивается и символическими пейзажами, и тревожным ритмом повествования.
В повести «Движения» (1910) Сергеев-Ценский пишет о буржуазных дельцах, в «Приставе Дерябине» (1911) – о полицейских и армейских чинах, в повести «Наклонная Елена» (1913) – о демгократической интеллигенции, ищущей путей в жизни. Тогда же писатель начинает работать над романом «Преображение» – первой книгой многотомной эпопеи «Преображение России».
Позже, обозревая свой творческий путь, Сергеев-Ценский писал А.В. Прямкову: «... и молодые мои стихотворения в прозе, и поэмы в. прозе, как «Лесная топь», «Печаль полей», «Движения», «Молчальники», «Медвежонок» и пр., все на одну тему – Преображение России»[158].
Новый этап развития реализма обозначился и в творчестве Михаила Михайловича Пришвина (1873–1954). Творческий путь Пришвин начал с «поисков русского слова» – собирания фольклора. В 1907 г. он издает книги «В краю непуганых птиц», затем «Колобок» («За волшебным колобком»), в которых воплотилась мечта художника о добром, гармоничном мире. Это были книги сказок, мифов, поверий, обработанных писателем, рассказов о людях, близких природе, не тронутых веяниями современной бездушной цивилизации. Пришвин поэтизировал народ, который выступал в его произведениях носителем богатств человеческого духа и нравственной красоты. Пафос дооктябрьского творчества Пришвина – в утверждении радости жизни, любви к земле, природе, человеку.
В предреволюционное десятилетие в реалистической литературе развивается и традиционная тема деревни. В 1916 г. вышел сборник рассказов Ивана Михайловича Касаткина (1880–1938) «Лесная быль». Если в ранних своих произведениях писатель подчеркивал прежде всего «власть земли», собственности, которая нравственно уродовала мужика, то в рассказах 1910-х годов («Село Микульское», 1911, и др.) у Касаткина появляются образы новых людей деревни, которые не только мечтают о свободной жизни, но во имя ее готовы к активному деянию.
В 1910-е годы на творчество Касаткина и других писателей-реалистов оказали влияние творчество и личность М. Горького. О положительных героях Касаткина из книги «Лесная быль» в критике писали, что в них отдает явно позаимствованием из Горького.
Характерным явлением в литературе этого течения было появление группы писателей-«областников», как их тогда называли в критике,– «географическое» расширение литературной тематики. В этом отношении показательно творчество Алексея Павловича Чапыгина (1870–1937). Писатель создает книги рассказов «Нелюдимые» (1912) и «Белый скит» (1914). В них он пишет о жизни заповедного Севера. В рассказе «Белый скит» крестьянский богатырь Афонька Крень отстаивает старые нравственные традиции жизни и погибает в неравной борьбе с наступающим буржуазным хищничеством. Чапыгин не верит в жизнеспособность старых патриархальных устоев, но и не доверяет созидательной силе города. Однако писатель убедительно показал, что новое активно врывается в жизнь самых отдаленных углов России, взрывая старый ее уклад.
Как и Пришвина, Чапыгина привлекает богатство живого народного языка. Установка на народную речь у Чапыгина была программной. В 1910-х годах писатели-реалисты противопоставляли речь народную, ее свежесть и непосредственность утонченности и манерности языка акмеистов и писателей других модернистских течений.
Тяготение Чапыгина к истории, через которую он пытался осознать современность в ее историческом развитии, завершилось в советское время созданием исторического романа «Разин Степан» (1926–1927).
В реалистической литературе тех лет наряду с интересом к истории, в которой писатели хотели увидеть предвестия настоящего и будущего России, обостряется интерес к «вещному» миру, быту. В то же творчеству писателей этого поколения свойствен своеобразный «философский лиризм». Лирическая «философская субъективность» С. Сергеева-Ценского, М. Пришвина, А. Толстого была как бы выражением их раздумий о судьбах Родины, русского человека. Проблема личности индивидуального сознания, внутренней духовной жизни человека наряду с проблемами общественными, становится очень актуальной. К этому поколению литераторов принадлежал А.Н. Толстой – писатель сложной жизненной судьбы.
Дата добавления: 2016-06-05; просмотров: 1770;