Е.М. ТАРАСОВ, А.Е. НОЗДРИН и др.


 

В литературе круга «Знания» значительное место заняла и поэзия. На страницах «знаниевских» сборников наряду со стихами Бунина, перепечаткой стихов поэтов XIX в. появилось много стихов начинаю­щих демократически настроенных поэтов.

Их творчество стало особой, оригинальной страницей истории русской поэзии. Среди этих поэтов было много начинающих, «само­учек». Стихи их подчас не отличались большой поэтической культурой. Но они в своем ключе передали настроения демократических слоев русского общества эпохи революционного подъема. Целым течением в этой поэзии в 1890–900-е годы стало творчество поэтов – выходцев из рабочей среды. На опыт этой поэзии опиралась рабочая поэзия 1910-х годов.

В 90-е годы стихи и песни рабочих поэтов печатались и на страницах нелегальной социал-демократической прессы, и в легальных органах. В первой половине десятилетия рабочая поэзия развивалась в русле общедемократического идейного движения. Поэты писали о тяжелом труде и скорбной доле рабочего человека, о его бесправии, мечтах о лучшем будущем, в котором должны восторжествовать социальная правда и нравственная справедливость.

Подобные идеи и мотивы определяли пафос творчества Ф. Шку­лева, Е. Нечаева, Ф. Гаврилова, М. Савина и других поэтов. Рост рабочего движения, народный стихийный протест против несправед­ливых порядков жизни выразились в их творчестве в антиурбанисти­ческих мотивах, в неприятии порядков растущего капиталистического города.

Книга стихов Ф. Шкулева «Думы пахаря» (1894), стихи Е. Нечаева, М. Савина обнаруживали и связи поэтов с крестьянскими представле­ниями о жизни.

На формирование стиля ранней рабочей поэзии, ее социальных и нравственных идеалов оказала влияние поэзия И. Никитина, И. Су­рикова, творчество целой плеяды революционно-народнических поэ­тов, особенно С. Надсона. Одновременно шло освоение более ранних классических традиций – Пушкина, Лермонтова, Рылеева, Огарева, Некрасова, Курочкина. Рабочие поэты хорошо знали и революционную зарубежную лирику – стихи Гейне, Беранже, Веерта, Потье и др. Из народнической революционной поэзии они взяли жанр революцион­ного стихотворения, элементы его художественной образности и стиля, хотя сами они уже решительно не принимали народнической идеоло­гии.

Под явным влиянием мотивов И. Сурикова пишет свои стихи Егор Ефимович Нечаев (1859–1925) – один из старейших рабочих поэтов, выходец из бедной семьи рабочего хрустального завода. Любимыми поэтами Филиппа Степановича Шкулева (1868–1930) были в эти годы С. Надсон, А.К. Толстой.

Важным источником раннепролетарской поэзии, из которого она восприняла близкие ей по духу и настроению мотивы, было устное поэтическое творчество рабочих, рабочий фольклор. Сюда следует отнести прежде всего песенное творчество: в песнях уже выражался протест рабочего человека против угнетения («Солнце всходит и заходит...», «Вот что-то сердце заболело...» и мн. др.). Со второй половины 90-х годов в партийном подполье, на страницах нелегальной прессы формируется революционная поэзия. Многие рабочие поэты активно участвуют в рабочем движении, и это непосредственно ска­зывается в изменении не только их социальных, но и эстетических взглядов, тем, мотивов творчества. О смене настроений, вызванной развитием революционного движения, М. Савин писал в автобиогра­фии: «...я не мог в своих песнях отделаться от скучного и тоскливого мотива, только позднейшие годы вдохнули в меня бодрость и отвагу»[149].

Пролетарские поэты второй половины 90-х годов и начала 900-х годов –революционные рабочие и профессиональные революционе­ры-интеллигенты – воодушевляются уже ясно выраженными социа­листическими идеалами назревающей революции. Центральным образом этой поэзии становится пролетарий – борец за освобождение народа, уверенный в победе, убежденный в творческой силе человека труда. Стилевая особенность пролетарской поэзии –революционно-романтическая патетика. Эта поэзия призывает к протесту, борьбе, подвигу.

Накануне революции 1905–1907 гг. начинают звучать новые мо­тивы в произведениях Е. Нечаева («Певец», «Правда»), Ф. Шкулева («Пробуждайся, народ!»). Теперь в их стихах преобладает революцион­ная тематика; изменяется и облик лирического героя.

Основной жанр пролетарской поэзии второй половины 90-х и начала 900-х годов – революционная песня, гимн. Характерные черты ее выразились в творчестве Л. Радина, А. Коца, Г. Кржижановского, Ф. Шкулева и поэтов, вошедших в литературу в начале первого десятилетия XX века.

Леонид Петрович Родин (1860–1901), революционер-марксист и ученый,– автор ряда широко известных революционных песен и стихотворений. В стихотворении «Снова я слышу родную «Лучину»...» есть такие строки:

 

...Чтоб песня отвагой гремела,

В сердце будила спасительный гнев.

 

В этом и других стихах ярко выражен агитационный, призывный пафос стихотворных произведений Радина, звавших на бой с самодер­жавием. Стихотворение «Смело, товарищи, в ногу...» стало одной из любимых рабочих песен.

Широкое распространение получили в те годы творческие обра­ботки известных революционных песен Запада. Польские революци­онные песни обрабатывает Глеб Максимович Кржижановский (1872–1959). В 1897 г., находясь в Бутырской тюрьме, он делает вольный перевод «Варшавянки» Вацлава Свенцицкого. В обработке Кржижановского «Варшавянка» становится одной из популярных ре­волюционных песен русских рабочих. Тогда же Г. Кржижановский переводит галицийскую революционную песню «Беснуйтесь, тираны!», написанную на основе одного из стихотворений Ивана Франко. Су­ществует несколько вариантов перевода революционной песни поль­ских пролетариев «Красное знамя», написанной польским поэтом Болеславом Червеньским на мелодию парижских коммунаров «Le Drapeau Rouge». В исследовательской литературе существуют разные Мнения об авторстве этих переводов. Вероятно, они принадлежали и Г- Кржижановскому, и В. Тан-Богоразу.

Событием политического значения стал перевод на русский язык «Интернационала» Эжена Потье. Перевод осуществил в 1902 г. Аркадий Яковлевич Коц (1872–1943), активный участник революционного дви­жения в России. «Интернационал» стал гимном российского пролета­риата.

«Интернационал» Коца, песни Радина и Кржижановского вошли в политическое сознание и революционный быт русских революцио­неров, звучали на сходках, демонстрациях, баррикадах, стали фактом революционной жизни России.

Широкое распространение получают обработки тем и мотивов известных в народе песен. Мотивы песен Г. Мачтета «Замучен тяжелой неволей», Л. Пальмина «Дубинушка», стихов Веры Фигнер зачастую отчетливо слышатся в стихах пролетарских поэтов 900-х годов.

Об идейном содержании пролетарской поэзии этого периода, ее пафосе Г. Кржижановский позже писал: она хотела «внести в ряды пролетариата с помощью боевой песни идею борьбы»[150].

Пролетарская поэзия предреволюционных лет и эпохи первой российской революции в историко-литературном отношении опира­лась на иные традиции, чем рабочая поэзия 90-х годов. В ней по-новому ожили традиции гражданской поэзии Некрасова, мотивы политиче­ской лирики шестидесятников. Особое значение имело воздействие творчества М. Горького, автора «Песни о Соколе», «Песни о Буреве­стнике», поэмы «Человек». Горьковская философия революционного действия, идея подвига во имя народного счастья, вера в могущество творческой мысли были близки рабочим поэтам. Аллегорические «песни» и ранние романтические произведения Горького для многих поэтов были живым поэтическим образцом. Они подчас непосредст­венно заимствовали горьковскую тему, подражали общему пафосу и даже стилистике горьковского «песенного» творчества.

Для стиля рабочей поэзии характерным становится сочетание реалистических картин рабочего быта с революционной романтиче­ской патетикой. Меняется содержание и характер ее основных поэти­ческих образов. Романтические образы поэзии 90-х годов наполняются конкретным политическим смыслом. Аллегорический образ борца становится образом рабочего-революционера, борющегося за социаль­ную справедливость (стихотворение А. Коца «Расправа» и др.).

На идейно-художественное развитие рабочей поэзии в 900-е годы влияют устанавливающиеся активные отношения поэтов с пролетар­ской печатью, с организациями складывающейся социал-демократи­ческой партии.

Первая русская революция принесла в творчество рабочих поэтов новые темы. В разгар боев с царизмом рабочие поэты откликались на самые злободневные вопросы современности. В литературу входит плеяда новых поэтов – Е. Тарасов, А. Гмырев, А. Белозеров, И. При­валов. В истории поэзии этого периода сохранилось много произведе­ний, авторы которых до сих пор неизвестны.

В 1905–1907 гг. выходят «Песни пролетариев» А. Коца, «Стихи. J9Q3–1905» Е. Тарасова, «Песни прядильщика» И. Привалова. Черта­ми радостного жизнеутверждения и социальным оптимизмом отмече­ны стихи Ф. Шкулева, Ф. Гаврилова, Е. Нечаева. Их поэзия становится своеобразной поэтической летописью революции. Поэты пишут о «кровавом воскресенье» 9 января, о событиях вооруженного москов­ского восстания, расправе правительства с революционерами.

Значительное место в творчестве рабочих поэтов начинает занимать политическая сатира, которая, наряду с политической агитационной лирикой и революционной песней, становится одним из основных жанров рабочей поэзии. Широкое распространение получают полити­ческая басня, сатирический фельетон, политический сатирический памфлет, сатирическая поэма, частушка, эпиграмма–жанры, кото­рые найдут свое дальнейшее развитие в творчестве рабочих поэтов 1910-х годов.

Открыто призывный характер пролетарской политической лирики этого времени обнаруживают стихи А. Белозерова, собранные поэтом в книгу с характерным названием «Песни борьбы и свободы» (1906). Предреволюционное время видится поэту долгожданным рассветом перед зарей. В стихотворении «Рассвет» Белозеров писал:

 

Все с каждым днем выше и шире,

Кровавым пожаром горя,

Восходит в прозрачном эфире

Великой свободы заря.

 

В творчестве Белозерова получила развитие тема радости труда, объе­диняющего рабочих в одну семью тружеников.

В эпоху революции раскрывается поэтический талант Евгения Михайловича Тарасова (1882–1943). Его поэзия, зовущая к штурму самодержавия, достигает высокой патетики.

Авенир Евстигнеевт Ноздрин (1862–1938) –рабочий-гравер, уча­стник революционного движения (в 1905 г.–председатель Совета рабочих депутатов в Иваново-Вознесенске) прошел этапы творческого развития от общих для ранней рабочей поэзии мотивов тяжести труда, скорбной доли рабочего человека к пафосу революционной борьбы. Многие его стихи были посвящены революционной борьбе иваново-вознесенских пролетариев («Накануне», «Забастовка», «На митинге»). В цикле стихов «Звон кандальный» он пишет о переживаниях револю­ционера, сосланного царским правительством.

В годы революции подъем массового литературного движения происходит не только в столицах, но и в других городах. Издаются сборники пролетарских поэтов в Киеве («Песни революции»), Ростове-на-Дону («Песни борьбы»), Армавире («Песни пролетариев»), Воронеже («Песни свободы», «Песни и стихи революции»). Широкое распространение получает революционная поэзия в Сибири, что было связано с пребыванием здесь политических ссыльных. В 1905 г. Чи­тинский комитет РСДРП издал сборник революционных песен, кото-рый был приложен к программе РСДРП и разослан всем Забайкальским партийным комитетам.

Пролетарская поэзия была остротенденциозной, она открыто за­щищала идею общественного служения искусства.

После поражения революции наступил спад массового рабочего литературного движения. Книги многих поэтов были конфискованы, тиражи частично или полностью уничтожались. Начались массовые аресты. И только в 1910-е годы, в эпоху нового подъема общественного движения начался новый этап развития рабочей поэзии, этого ориги­нального поэтического течения в предреволюционной России.

История рабочей поэзии предреволюционного десятилетия была уже тесно связана с историей большевистской печати, прежде всего газет «Звезда» и «Правда».

В 1913и 1914 гг. выходят две книги стихов «Наши песни» (вторая книга была конфискована цензурой). Произведения рабочих писателей и поэтов, критические обзоры, посвященные их творчеству, публику­ются в «Правде» наряду со статьями, посвященными общим проблемам культурного строительства и современной литературы.

В 1910-е годы пишут поэты, уже заявившие о себе в литературе, появляются новые имена, которые войдут затем в историю советской поэзии,–Демьян Бедный, В. Александровский, А. Поморский, И. Садофьев, А. Гастев, Д. Семеновский. В пролетарской поэзии этих лет возрождаются мотивы революционно-романтической «призывной» ли­рики 90-х годов. Поэты вновь обращаются к символико-романтическим образам, передающим ощущение грядущей зари, грозы, наступающей весны, будущей победы; аллегории наполняются новым содержанием. По-новому трактуются теперь образы сеятеля, кузнеца, кующего новую жизнь. Характерно для поэзии тех лет, для ее симво­лики, например, стихотворение Ф. Шкулева «Мы кузнецы...», напеча­танное в 1912 г. в газете «Невская звезда». Оно впоследствии не раз обрабатывалось автором и стало широко известной народной песней:

 

Мы кузнецы, и дух наш молод,

Куем мы к счастию ключи!

Вздымайся выше, тяжкий молот,

В стальную грудь сильней стучи! <...>

 

Рабочая поэзия, сочетая героические мотивы, романтический па­фос и открытую политическую сатиру, становится поэзией политиче­ской борьбы. На этой основе заново оживают в рабочей поэзии фольклорные традиции, значение которых особенно отчетливо сказа­лось на формах и стиле творчества Д. Бедного. Появляются новые жанры: басня, сатирический фельетон, памфлет, пародия, эпиграмма, сатирический куплет. Происходит значительное расширение темати­ческого диапазона. Большое место начинает занимать пейзажная и любовная лирика, в которой выразилось оптимистическое восприятие рабочим человеком мира, красоты природы, любви. Об этом, как о характерном признаке социальной психологии нового человека, не раз говорил М. Горький.

В 1914 г. с началом войны начались новые репрессии царского правительства против рабочей печати. Редакция «Правды» была раз­громлена, введена военная цензура. Рабочие поэты печатаются теперь в нелегальных изданиях, пытаясь, однако, использовать и любые легальные возможности (вплоть до журналов для детей).

Несмотря на то что творчество рабочих поэтов разнообразно по тематике, жанрам, стилевым тенденциям, использованию литератур­ных традиций, уровню социального сознания авторов и масштабам творческого дарования, об этой поэзии можно говорить как об опре­деленном, сложившемся течении в литературе начала века. Социали­стическая тенденциозность определила основные особенности ее: освоение свободолюбивых, героических мотивов русского народного творчества, ориентацию на гражданские традиции демократической литературы XIX в., реалистический характер отношения к конкретно-исторической действительности.

Романтические стилевые тенденции, проявившиеся в этой поэзии на разных этапах ее развития, принципиально не выводили ее за пределы реалистического художественного метода. Принципы отбора жизненных явлений, особенности художественного анализа их позво­ляют говорить о творчестве рабочих поэтов как о явлении реалисти­ческого искусства.



Дата добавления: 2016-06-05; просмотров: 1885;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.016 сек.