ДЕМЬЯН БЕДНЫЙ (1883–1945)
Творческий путь Демьяна Бедного (псевд., наст, имя – Ефим Алексеевич Придворов) был неразрывно связан с историей русского рабочего движения. Родился Придворов в бедной крестьянской семье. С Детства ему пришлось узнать тяжелую безрадостную жизнь: он ходил в пастушках, читал псалтырь по покойникам, составлял прошения и письма односельчанам. В 1896 г. отцу удалось определить сына в Киевскую военно-фельдшерскую школу. Здесь Придворов познакомился с произведениями Пушкина, Некрасова, Крылова, Лермонтова. К этому времени относятся первые его литературные опыты. В 1899 г. имя Ефима Придворова появляется в печати. В газете «Киевское слово» °н публикует свои первые стихотворения «Да будет!» и «Пылая ревностью», написанные в традициях гражданской поэзии 80-х годов. В 1904 г., отбыв после окончания школы военную службу, Придворов поступает на историко-филологический факультет Петербургского университет^ и попадает в среду революционно настроенного студенчества.
В литературу Придворов входит в период реакции. Он печатается в народническом журнале «Русское богатство», стихотворным отделощ которого руководил П.Ф. Якубович-Мелыпин. Поэт-народоволец ока-зал на Придворова огромное влияние. Придворов видел в Якубовиче человека «самоценного и удивительного» по чистоте и благородству нравственного облика.
В ранних стихотворениях Придворова, который вошел в большую литературу как поэт-лирик, зазвучали и социальные мотивы. Поэт писал о силах реакции, о горе и тяжелой судьбе народа. Это были риторические стихи в духе гражданской лирики восьмидесятников с , нотами скорбными и тревожными («С тревогой жуткою», «Под Новый год»). Те годы, вспоминал поэт, были годами «идейной сумятицы», творческих «перепутий». Но «дав уже раньше значительньюй уклон в сторону марксизма,– пишет он в автобиографии,– в 1911 г. я стал печататься в большевистской –славной памяти «Звезде». Мои перепутья сходились к одной дороге. Идейная сумятица кончалась. В начале 1912 г. я был уже Демьяном Бедным»[151]. С приходом в «Звезду» связан коренной перелом в творчестве Придворова. «Звезда» в 1911 г. публикует его стихотворение «О Демьяне Бедном, мужике вредном», в котором поэт звал народ к восстанию. Стихотворение получило широкую известность, имя героя становится псевдонимом поэта. Так в «Звезде» родился Демьян Бедный.
5мая 1912г. в первом же номере «Правды» появилось стихотворение Д. Бедного:
Полна страданий наших чаша,
Слились в одно и кровь и пот. v
Но не угасла сила наша:
Она растет, она растет!
Кошмарный сон – былые беды,
В лучах заря – грядущий бой.
Бойцы в предчувствии победы
Кипят отвагой молодой.
(«Полна страданий наших чаша...»)
Работа в «Звезде» и «Правде» определила содержание, жанры творчества поэта, особенности его стиха. Пафосом творчества Бедного становится борьба за осуществление социалистических идеалов революции.
Темы стихов Д. Бедного в эти годы разнообразны. Он откликался на все значительные события общественной жизни: писал о Ленских событиях («Лена»), о соглашательской политике ликвидаторов, меньшевиков, либералов («Кашевары», «Рыболовы»); рассказывал о растущей силе революционного движения, о росте влияния большевиков в городе и деревне («Ерши и вьюны», «Голь»). Откликаясь на конкретные факты, Д. Бедный придавал им характер широких политических обобщений.
В поэзии 1910-х годов Демьян Бедный выступает прежде всего как сатирик. Основным поэтическим жанром его становится басня. Д. Бедный-баснописец осваивал и новаторски развивал фольклорные традиции, басенные традиции Крылова, традиции революционно-демократической сатиры, прежде всего Салтыкова-Щедрина. В ряде произведений он даже непосредственно использовал щедринские аллегорические образы («О карасе-идеалисте и пескаре-социалисте», «Вяленая вобла» и др.). Басня казалась ему наиболее социально активным и действенным жанром, ибо предоставляла широкие возможности для пропаганды политических идей. Особенность басни Д. Бедного состояла в том, что все «средства» ее – аллегорию, иронию, басенную мораль – он заставил служить политическим целям.
Наглядность и простота басенных образов, доходчивый и несложный сюжет, связь басенных мотивов с известными мотивами фольклора – все это облегчало читателю из народа восприятие идеи произведения. Д. Бедный всегда подчеркивал связь своей басни с устным народным творчеством:
С народным творчеством она в родстве не малом,
И это я имел в виду,
Когда в двенадцатом году,
Ища кратчайшего пути к народным массам,
Им в баснях ненависть внушал к враждебным классам.
(«В защиту басни»)
Сатирической народной поэзии следовал Д. Бедный и в стиле басен. Его вольный стих во многом опирался на прибауточную лексику и ритм народной сатиры, лубочного раешника. С традициями устной народной поэзии связан и разговорный характер басен Бедного. Поэт смотрел на басню как на произведение «разговорного» жанра, обращенное не столько к читателю, сколько к слушателю, подчас не владеющему даже грамотой. Поэтому так часто басни Демьяна строятся на диалогах, представляют собой короткие драматические сценки, которые могли разыгрываться и разыгрывались в народной аудитории. О народной основе поэзии Бедного М. Исаковский сказал: «Он по каждой своей фразе, по своему стиху, по образному мышлению – одним словом, по всему складу своей поэзии был так близок народу, Что народ понимал его с полуслова»[152].
Отличие басни Д. Бедного от произведений этого жанра его предшественников и учителей состояло в том, что его басня – прежде всего политическая, публицистическая, вобравшая в себя черты фельетона памфлета, революционной прокламации. Поэтому традиционные басенные приемы в ней приобрели новый смысл и новое назначение. Басенная дидактическая концовка превращалась в революционный лозунг, политический призыв. Часто басня предварялась эпиграфом, взятым из газетных статей, политических документов, хроники рабочего движения. Эпиграфы сообщали ей четкий политический адрес.
Работа в большевистской печати определила общественно-политические и творческие позиции Д. Бедного в период войны. В стихах военных лет он разоблачает военный азарт буржуазных литераторов. В 1916 г. он пишет об этом известное стихотворение «Баталисты»:
Победно-радостны, нахмурив грозно брови,
За сценкой боевой спешат состряпать сценку:
С еще дымящейся, горячей братской крови
Снимают пенку!
(«Баталисты»)
В условиях военной цензуры очень немногое из написанного Д. Бедным могло проникнуть в легальную печать. Однако ему удалось выпустить несколько маленьких сборников басен и стихов в издательстве «Жизнь и знание». Поэт печатался также в провинциальных изданиях и в детских журналах.
В эти годы Д. Бедный много занимался переводами. Он переводил с древнегреческого басни Эзопа, выбирая такие, которые при незначительных изменениях басенной морали приобретали политически злободневное звучание («Брак богов», «Лев, лиса и олень», «Плакальщицы» и др.). При всем разнообразии тематики мысль о том, что война, затеянная империалистами,– это начало близкого конца буржуазного миропорядка, пронизывала все произведения Д. Бедного военных лет. Как сатирик теперь он не ограничивался басней, сказкой, легендой, но писал памфлеты, фельетоны, песни, частушки, эпиграммы. Шире, чем прежде, использовал образы и мотивы устного народного творчества.
Д. Бедный обращается и к большой повествовательной форме. В дни Октябрьской революции он заканчивает задуманную еще в годы мировой войны повесть в стихах «Про землю, про волю, про рабочую долю», которая как бы подводила итог дооктябрьскому творчеству поэта. На широком фоне истории даны в ней события русской жизни от начала империалистической войны до дней Октябрьской революции. Изображая этапы развития революции, Д. Бедный показывал, как воспринимались массами идеи большевиков. Содержание повести обусловило ее композиционное строение. Д. Бедный включил в повесть басни, сказки, бывальщины, песни, которые, являясь как бы самостоятельными произведениями, раскрывали тот или другой этап политической борьбы. При внешней мозаичности повесть композиционно жестко связана одной идеей –стремлением автора показать читателю йз народа причины войны, разъяснить, кто его враг и кто друг. На широком фоне эпического повествования поэт рассказал о судьбах деревенского паренька Вани и его подруги; они стали у Д. Бедного образами собирательными, синонимами трудящейся массы страны. Все сюжетные линии повести завершались картиной Октябрьской революции. Агитационный характер произведения обусловил ее жанровое своеобразие, соотношение в ней эпоса и лирики. Эпическое повествование о событиях эпохи сочеталось с сатирой, документированным политическим памфлетом, каждый эпизод и каждая глава повести подводили читателя к определенному политическому выводу.
Стремясь сделать повесть максимально доступной для народа, Д. Бедный обращается к традициям народного творчества и поэзии Н. Некрасова. Некрасовская традиция ощутима и в жанре произведения, и в непосредственном использовании образов поэмы «Кому на Руси жить хорошо», и в самом поэтическом стиле повести. Стихия устной народной поэзии чувствовалась в песнях, бывалыцинах, частушках, поговорках, прибаутках, в композиционной структуре повести и отдельных частей ее (традиционные зачины, повторы, концовки). Поэт использует форму русской былины («Барские слезы»), народной песни (рекрутской, солдатской, городской), частушки, традиционные сказочные мотивы (о разрыв-траве, колобке и др.). Но все эти знакомые народу образы, жанры наполнены новым, современным содержанием.
Повесть Д. Бедный адресовал народу. Он как бы вел задушевную беседу с читателем-другом, разъясняя ему, в чем зло жизни. Поэтому в значительной своей части повесть написана в форме диалога – разговора автора с читателем. Она была рассчитана на устное распространение в народной крестьянской и солдатской среде. Недаром отдельные части ее заучивались в народе наизусть, передавались из уст в уста.
После Октябрьской революции начинается новый этап творчества Д. Бедного. Оно все более приобретало открыто-агитационный характер.
Дата добавления: 2016-06-05; просмотров: 1789;