Культура как информационно-экологический феномен
На уровне социальной ступени развития происходит существенное усложнение этой ступени вместе с ее пространственным расширением, что не характерно для досоциальных ступеней глобальной (или универсальной) эволюции как перманентной самоорганизации материальных систем в неживой природе, живом веществе и обществе, продолжающейся далее в социоприродной форме и охватывающей вещественный фрагмент Вселенной. В досоциальной эволюции действует установленная вначале в результате эмпирического обобщения, а в дальнейшем и синергетикой тенденция сужения пространственных и масс-энергетических параметров эволюционирующих материальных систем в процессе самоорганизации при восхождения по лестнице все более упорядоченных – негэнтропийных структур и форм. При этом происходит изменение информационного содержания (и связанной с ним негэнтропии) материальных систем в ходе эволюционной самоорганизации либо самодезорганизации; причем на прогрессивной линии эволюции происходит непрерывное накопление информации в материальных системах, и тем самым этот – информационный критерий выступает в качестве вектора развития этих систем.
Для объяснения этой новой тенденции в ходе глобальной эволюции мной была предложена гипотеза, высказанная в начале второй половины ХХ века для обоснования выхода человечества в космос с позиций глобального эволюционизма (хотя этот термин тогда не употреблялся)[208]. Речь шла о выходе человеческой деятельности за пределы планеты с «целью» вписаться в супермагистраль глобальной эволюции[209]. На этой супермагистрали наряду с информационным критерием и вектором, реализуется упомянутая тенденция сужения эволюционного коридора – уменьшения пространства распространения и масс-энергетического объема возникающих все более сложных структур, С одной стороны, происходит рост информационного содержания в каждой более высокой структурной единице, увеличивается многообразие видов и форм существования все более высоких структурных уровней, а, с другой стороны, сужается их общий суммарный объем. Изменение этой тенденции сужения «эволюционного коридора» наступает лишь на социальной ступени эволюции и происходит в процессе освоения все большего как планетарного, так и внеземного пространства.
Подобная точка зрения на эволюционную роль человека не была характерной для того периода развития философии в СССР и начала осознаваться только сейчас. Приведем также мнение М.Б. Конашева, который полагает, что человек не только осознает факт всеобщей эволюции, но и становится ее главным ее творцом, созидателем[210].
В предложенной информационной гипотезе освоения космоса использовалось представление об информации как всеобщем свойстве материи, причем это предположение подтверждает современная физика, химия, синергетика, нанонаука и многие другие отрасли знания. Нанотехнологии также базируются на создаваемых сейчас теориях информационно изменяемых свойств материалов и физических теориях информации[211].
Как отмечают В.И. Аршинов и М.В. Лебедев, наступает «эпоха господства высоких информационных технологий, которые все более становятся связанными с нанотехнологиями, и их проникновения в жизнь человечества…Возникают новые информационные концепции мироздания, согласно которым законы физики рассматриваются как компьютерные программы, а Вселенная – как суперкомпьютер. С этими информационными концепциями мироздания сопряжены идеи нанотехнологии»[212].
На супермагистрали глобальной эволюции, наряду с информационным критерием и вектором, демонстрирующим все возрастающее накопление информации в материальных системах (по крайней мере, в ступенях развития и их основных компонентах), реализуется тенденция сужения эволюционного коридора – уменьшения пространства распространения и масс-энергетического объема возникающих все более сложных структур, С одной стороны, происходит рост информационного содержания в каждой более высокой структурной единице, увеличивается многообразие видов и форм существования все более высоких структурных уровней, а, с другой стороны, сужается их общий суммарный объем. Изменение этой тенденции сужения «эволюционного коридора» наступает лишь на социальной ступени эволюции и происходит в процессе освоения все большего как планетарного, так и внеземного пространства. Почему это происходит? Отвечая на этот вопрос, придется обратиться к проблеме взаимосвязи культуры и информации, которые между собой сущностно взаимосвязаны[213].
Социальная ступень эволюции выделяется из других ступеней глобальной эволюции тем, что характеризуется особой надындивидуальной и внеорганической системой средств накопления, хранения и передачи информации от поколения к поколению, что также важно для коллективного объединения входящих в общество индивидов[214]. В ряде современных культурологических исследованиях культура представляется в качестве особой информационной системы, характеризующей сущность человеческой цивилизации.
На уровне становления и развития общества в глобально-эволюционной информодинамике наступают качественно-нелинейные изменения. А именно: происходит «вынос» ряда информационных процессов (накопления, хранения, преобразования и т.п. информации) за пределы структурного компонента (элемента) ступени. Это специфическая и сущностная характеристика социальной ступени эволюции, выражающая ее принципиальное отличие от предыдущей – биологической ступени. Накопление информации продолжается не в структурной единице соответствующей ступени, как это было в биосистемах, а в основном вне их, что требует освоения внешнего окружающего пространства и преобразования находящихся в нем объектов для превращения их в феномены культуры – артефакты и смыслы.
Передача культурной информации также требует использования пространства и материальных объектов вне организма составляющих общество людей и активного участия в этом процессе их сознания. Это также означает, что в отличие от предыдущих ступеней развития человечество начинает расширять сферу своего распространения как на Земле, так и в космосе не только для получения вещественно-энергетических ресурсов, но, прежде всего, для получения негэнтропии из окружающей среды, продолжения своих информационных процессов[215].
«Концептуальным аттрактором» понимания культуры выступает информация, а не энергия, хотя энергия в человеческом обществе также запасается и накапливается экстракорпорально и внегенетически. Вот здесь и находится один из важных «водоразделов», который отличает (а не разделяет) культуру и цивилизацию, когда эта последняя включает в себя и энергетическую и информационную составляющие. Дело, конечно, в акцентах понимания и за феноменом культуры все более прочно закрепляется информационное видение. И это видение культуры совпадает с универсальностью информационного критерия развития в глобальном эволюционизме. Судьба цивилизации зависит от эволюции ее культуры, которая должна «встроить» цивилизацию в супермагистраль глобальной эволюции и станет продолжать ее далее уже в форме социокультурной и социоприродной коэволюции с окружающей средой. Наиболее оптимальное и эффективное развитие человечества будет происходить по своеобразному принципу максимина – максимум прогрессивного развития культуры как информационного феномена при минимуме вещественно-энергетических затрат цивилизации.
Передача культурной информации также требует использования пространства и материальных объектов вне организма составляющих общество индивидов и активного участия в этом процессе их сознания. Мы уже отмечали наличие специального для человека и человечества социокультурного принципа экзогенного накопления, передачи и преобразования информации.
Это произошло потому, что человек передал основную функцию накопления информации в социосфере от своего организма внешнему для него, но сущностно с ним связанному культурно-эволюционному процессу. Это также означает, что в отличие от всех предыдущих ступеней эволюции материи человечество начинает расширять экологическую нишу своего распространения в мире – как на Земле, так и в космосе. В этом смысле и сейчас проводится политика и стратегия «освоения новых пространств», среди которых в первую очередь имеется в виду освоение Мирового океана и космоса[216].
Однако это и путь в микромир как в плане его познания, так и преобразования, причем на этом направлении появляются принципиально новые «гибридные» – социоприродные объекты. Такая двойственная ориентация нанотехнологии, с одной стороны, на научные исследования естественных, природных явлений, а с другой – на производство, воспроизведение замысла искусственным путем, заставляет взглянуть на свое «изделие» одновременно и как на природный объект, который выступает как «естественно-искусственная» система. С одной стороны, наносистема представляет собой явление природы, которое подчиняется естественным законам, а с другой – то, что необходимо искусственно создать: сначала следует определить материальные условия и искусственные средства, влияющие на природу в нужном направлении, заставляющие ее функционировать так, как это нужно человеку, и лишь потом на основе полученных знаний задать требования к этим условиям и средствам, а также указать способы и последовательность их обеспечения и изготовления[217].
Проникновение в микро- и мегакосмос позволяет осваивать не только новые пространства и энергетически-сырьевые ресурсы, как об этом в основном пишут экономически ориентированные авторы. Расширение по пространству планеты и космоса – это в более глубоком смысле – погоня за информацией и негэнтропией, а не только за светом и пространством, как это предполагал К.Э. Циолковский. Особенно эту информационно-негэнтропийный ориентацию демонстрирует развитие нанотехнологий, где вторжение познания и технологии идет вглубь пространства, пытаясь извлечь из него прежде всего необходимую для человека негэнтропию (информацию).
Именно благодаря сознанию (которое в его «культурно-коллективной форме» для дальнейшего выживания человеческого рода необходимо кардинально трансформировать) и упомянутому выше информационно-культурному способу существования и развития человечества появляется «неестественная» (кроющаяся в культуре) возможность расширения среды существования социальной ступени. Это расширение среды обитания людей, информационных, пространственных и масс-энергетических параметров можно было установить не только в космосе (куда эволюционирующая на Земле биологическая ступень в принципе не может проникнуть без человека). Расширение пространства обитания, усложнение связей разрозненных социумов и кардинальное преобразование природы происходило за все время антропогенеза вначале в рамках «несущей емкости экосистем», а затем все больше за ее пределами. Но дело не только в пространственном расширении, но и в появлении новых элементов, связей и отношений в социосфере, что ведет к росту ее информационного содержания за счет экзогенно-внеорганизменных информационных процессов как на стадии глобализации, так и освоения космоса.
Тенденция сужения упомянутых параметров на каком-то этапе может привести (либо содержит в себе такую возможность) к прекращению прогрессивного развития именно на супермагистрали глобальной эволюции. Получается, что естественная эволюция сама себя «заводит» в тупик все более суживающегося «коридора усложнения» (он же – своего рода «коридор безопасности»).
Поэтому пока можно выдвинуть гипотезу–принцип уникальности «нашей» супермагистрали глобальной эволюции. Но этот эволюционный принцип уникальности траектории перманентно-самоорганизационного развития вступает в противоречие с выявленными тенденциями уменьшения масс-энергетических и пространственно-временных параметров, свидетельствующих о невозможности дальнейшего все большего накопления информации в каждой последующей ступени глобальной эволюции. Это своего рода противоречие между вещественно-энергетической и информационной сторонами глобально-перманентного прогресса, в котором для «продления» вселенской самоорганизации должна «победить» информация. Одним из выходов из информационно-энергетического противоречия глобальной эволюции может оказаться гипотеза о возможности возникновения такой ступени в какой-то период времени, которая переломила бы эти естественные тенденции. Речь фактически идет о появлении своего рода новой своего рода сингулярной ступени глобальной эволюции, начиная с которой должно идти расширение упомянутых выше пространственно-временных и масс-энергетических параметров. Но это становится возможным лишь в том случае, если появляется некое сверхприродное качество новой ступени, которая начет расширяться после этой сингулярности, как это происходит со Вселенной после Большого Взрыва.
В гипотезе возникновения новой сингулярности и нового «взрыва» предполагается, что только на супермагистрали глобальной эволюции появится некий структурный уровень или даже ступень эволюции, которая не продолжит далее тенденции сужения пространственно-временных и масс-энергетических параметров при одновременном увеличении информационного содержания последующих более высоких ступеней эволюции. И поэтому она окажется в определенном смысле «надприродной» ступенью на супермагистрали глобальной эволюции. Увеличение количества информации в той или иной структуре при дальнейшем продолжении супермагистрали «неестественным образом» возможно, по меньшей мере, двумя путями. Либо эта структура увеличивается в размерах, добавляя к себе в процессе самоорганизации новые носители информации на том же уровне (макроуровне) ее хранения и движения (преобразования). Или происходит дальнейшая микроминиатюризация носителей информации, используя для этого более низкие структурные уровни, вплоть до самых фундаментальных из известных науке. Это путь развития нанотехнологий, которые, уходя от привычного макроуровня, открывают новые структурно-пространственные области мироздания. Этот путь сущностно связан с космизацией, но, по-видимому, также и с экологизацией, но в несколько непривычном ее понимании.
Впрочем, движение научного познания в область микромира неразрывно связано с исследованием мегамира. Уже хорошо известно о связи физики микромира с астрономией, а астрофизики с космологией. Но первые шаги физики в космос были сделаны еще на Земле, в ходе изучения элементарных частиц, полей и других объектов, которые обычно присутствуют в обычной земной природе либо вторгаются в нее (различные физические поля, космические излучения, молекулы, атомы, элементарные частицы и т.д.). В дальнейшем наука стала использовать моделирование или искусственное воспроизведение процессов и факторов, встречающихся лишь в космосе (глубокого вакуума, сверхвысоких и сверхнизких температур, гигантских давлений, невесомости и т.п.).
Благодаря освоению космоса существенно интенсифицировался процесс космизации, приобретая общенаучный характер, превращаясь в целостную систему вторжения космоса в социальную деятельность и движения к нему (социализация внеземных пространств и объектов).
Упомянутые тенденции космизации науки, а теперь уже и её глобализации, особенно развитие теоретической космонавтики и ее экспериментальный период развития подготовили науку в целом к новому этапу космизации, ибо в ходе своего предшествующего развития этот процесс столкнулся с огромными техническими и экономическими трудностями. В ряде случаев стало исключительно трудно, дорого, а то и просто невозможно избегать чисто земных ограничений при исследовании внеземных объектов, а особенно при их моделировании и искусственном воспроизводстве в практических целях. Возникла острая потребность вынесения научно-технических приборов (в качестве примера можно привести космические телескопы), а также людей за границы планеты, за пределы всех земных ограничений и препятствий. Это оказалось возможным лишь на определенном этапе развития ракетной техники, подготовившей прорыв и космос.
Этот второй путь в конце концов в ходе развития нанотехнологий также упирается не только в отдельный атом, но и в ходе дальнейшей микроминитюаризации – в некий субмикроэлементарный уровень, где становится уже невозможным уменьшать в пространственно-энергетическом аспекте носители информации. Это может в принципе произойти тогда, когда единица информации «совпадет» с «квантом» энергии: ведь до сих пор каждая единица информации в процессе создания информационной технологии обладает масс-энергетической избыточностью. Итак, получается, что оба возможных в принципе пути накопления информации, которые сейчас в той или иной степени реализуются в природе и обществе, требуют расширения пространственных и масс-энергетических параметров следующих более высоких ступеней (структурных уровней) на пути глобальной эволюции, что в принципе нехарактерно для стихийно-естественной тенденции сужения «негэнтропийной пирамиды».
Существующая «внутри» цивилизации культура как принципиально информационный феномен «заставляет» человечество увеличивать свое информационное содержание за счет освоения мироздания во всех возможных направлениях.
Дата добавления: 2022-02-05; просмотров: 236;