Информация и информационный критерий эволюции
Информация, по-видимому, играет гораздо большую роль в существовании и развитии мироздания, чем это представляется в настоящее время. Вероятно, все согласны с тем, что роль информации и информационного подхода все больше возрастает в научном познании. Но важно, понимая и принимая эту тенденцию, выявить, какое же место займет информация среди наиболее фундаментальных категорий науки, если не современной, то будущей науки.
Ведь, с одной стороны, философия претендовала и пока еще претендует на то, чтобы ее категории (может быть, и не все) играли лидирующую роль в научном познании. Но не только она, но и другие, особенно наиболее развитые научные дисциплины и направления, претендующие на роль лидера в науке в целом, и, прежде всего физика, также считают свои основные понятия самыми важными и фундаментальными. Однако сейчас, в начале XXI века, после немногим более полувекового развития наук об информации, оказалось, что и информация может претендовать, не только на роль концептуального лидера, но и самое основное ее понятие считается чуть ли не самым важным понятием не только науки, но всей когнитивной системы цивилизации. Но не только цивилизации, но и в принципе, всего мироздания, по крайней мере, по представлениям наиболее видных космологов.
Итак, проблема информации, которая возникла немногим более полувека тому назад, играет все большую роль в науке благодаря интенсивному развертыванию процесса информатизации и становлению глобального информационного общества. И не случайно в последнее время появился своего рода «ренессансный» интерес к этой проблеме[192]. Эта проблема стала не только междисциплинарной и общенаучной, но уже глобальной и даже космической, о чем свидетельствует современная космология и другие науки о космосе. Это весьма широкое понимание информации дает основание считать науку об информации – информатику одной из самых фундаментальных наук, приближающейся по «степени фундаментальности» к таким наукам как физика и биология. Вместе с тем, расширение и фундаментализация категориального статуса информации позволяет по-новому рассматривать ряд проблем, в числе которых проблемы эволюции и безопасности.
Что же такоеинформация? В Философском энциклопедическом словаре можно прочитать, что информация – это сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми; уменьшаемая, снимаемая неопределенность в результате получения сообщений; сообщение, неразрывно связанное с управлением, сигналы в единстве синтаксических, семантических и прагматических характеристик; передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах (неживой и живой природы).
В настоящее время понятие информации мыслится наряду с понятиями вещества и энергии в качестве важнейшей характеристики любой человеческой деятельности. Понятие информации многозначно и имеет множество определений, раскрывающих ту или иную грань этого понятия: информация – это обозначение содержания, полученного от внешнего мира в процессе приспособления к нему (Винер); информация – отрицание энтропии (Бриллюэн); информация – коммуникация и связь, в процессе которой устраняется неопределенность (Шеннон); информация – передача разнообразия (Эшби); информация – мера сложности структур (Моль); информация – вероятность выбора (Яглом) и т.д. Однако (по крайней мере, до сих пор) самым широким явилось понимание информации как отраженного разнообразия. Под информацией в широком смысле понимается главная часть или сторона такого атрибута материи, как отражение. Ее особенность заключается в том, что она может объективироваться, опредмечиваться, передаваться и вообще участвовать в других формах движения, которые реализуются как в природе и обществе, так и в создаваемой информационно – кибернетической технике, в частности в компьютере.
Понимание информации как отраженного разнообразия позволяет говорить о том, что информация является свойством не только высших форм организации материи, но и самого фундамента мироздания (наряду с веществом и энергией). Современный уровень научного познания дает все больше оснований связывать развитие материи от неживого к живому с процессами отражения и с накоплением ценной информации. Как атрибут материи, информация участвовала в процессах ее самоорганизации и возникновения живого. Большинство ученых признают информацию фундаментальной, общенаучной (а многие и философской) категорией. Информация является фактором развития от низшего к высшему, от простого к сложному в природе и обществе, что позволяет при познании объективного мира выделять информационный слой знания, реализовать информационный подход в познании природных и общественных явлений. Такой подход становится особенно актуальным в период осознания мировым сообществом необходимости перехода к устойчивому развитию, когда доминирующими становятся духовно-информационные ценности, а информатизация общества приобретает всеобщий характер.
Существуют различные виды информации. В частности, можно выделить информацию в неживой природе, биологическую и социальную, в совокупности образующие информационную реальность.[193] Информация на различных уровнях обладает рядом свойств. Среди них, если взять социальную информацию, отметим количество, ценность, содержание, достоверность, полноту, точность, доказательность, новизну, эффективность, оптимальность, оперативность, надежность, выразительность, неподверженность физическому износу, возможность использования при решении различных задач, минимальность затрат при репродуцировании, возрастание социально-экономической эффективности с ростом частоты и фронта использования, практическая однородность с точки зрения технологии, обработки, идеальный характер, воспроизводимость и т.п.
До сих пор информацию некоторые ученые не считают всеобщим свойством материальных систем, несмотря на то, что существует немало аргументов в пользу своего рода «атрибутивного» характера информации, причем их становится все больше. Однако, независимо от того, является ли информация атрибутом материи или не является, можно использовать некоторые информационные методы для оценки разнообразия и сложности материальных систем в процессе их эволюции (для чего и был предложен информационный критерий развития, который сейчас достаточно широко применяется[194]). Здесь акцент делается в основном на количественно-синтаксическом аспекте информации, хотя синергетика уже активно использует и другие семиотические характеристики информации для исследования процессов эволюции в неживой природе видимой Вселенной.
С помощью информационного критерия развития можно оценить изменение информационного содержания (и связанной с ним негэнтропии) материальных систем в ходе эволюционной самоорганизации либо самодезорганизации. Причем на главной прогрессивной линии эволюции происходит непрерывное накопление информации в системах, и тем самым, этот критерий выступает в качестве вектора прогрессивного развития материальных систем. При этом нужно иметь в виду, что информационный критерий развития имплисите включает в себя свойство необратимости накопления разнообразия для того, чтобы не происходили процессы нарастания энтропии либо это увеличение было бы минимальным, что очень важно и для сохранения достигнутых эволюцией низкоэнтропийных систем. Информационный критерий эволюции выражает достаточно очевидную феноменологическую векторно-генетическую связь роста информационного содержания эволюционирующих систем. Однако он имеет также эколого-синергетический смысл, так как этот рост содержания происходит за счет окружающей эволюционирующую систему среды, из которой черпаются ресурсы и которая представляет экологические условия существования открытой самоорганизующейся системы. Причем, благодаря синергетике можно расширить понятийный аппарат экологии на системы неживой природы, «синергетизируя» понятие экосистемы. В качестве центрального члена (субъекта) экосистемы можно видеть именно ту систему, которая увеличивает свое информационное содержание (негэнтропию) за счет экосреды, в которой энтропия растет и, соответственно, происходит ограничение разнообразия. Это более широкое «эволюционное» расширение понятия экосистемы, так как обычно в качестве центрального члена экосистемы понимается биологический либо социальный субъект, для которых и используется понятие безопасности.
На супермагистраль универсальной эволюции (как главную траекторию прогрессивного развития) попадают лишь те системы, в которых устанавливается оптимальное соотношение между сохранением и изменением, между действием положительных и отрицательных обратных связей, в которых идет процесс наибольшего увеличения информационного содержания и минимальный рост энтропии. В процессах самоорганизации и усложнения требование сохранения всех систем (и обеспечения безопасности для высших структурных уровней, имеющих специальные информационные структуры) играет фундаментальную роль, объясняя в определенной степени необходимость «феномена усложнения» систем. Гораздо более сложная система, оказавшись вдали от термодинамического равновесия, обладает большими потенциалом и «шансами» сохранить себя, чем более простые системы. Накопление сложности делает отбор из окружающих объектов в пользу более сложной системы в конкретной окружающей среде, способной сохранить себя в условиях воздействия внешних угрожающих возмущений.
Однако это лишь одна «сторона медали» – сохранение системы. Вторая сторона – это то, что большее содержание накопленной информации дает возможность и способность системе еще интенсивнее аккумулировать информацию, особенно в «спокойные» периоды ее существования: ведь в этом случае огромное разнообразие внутреннего содержания системы может быть направлено на поступательно-прогрессивное развитие системы.
В социальной ступени развития своего рода «концентратором» информации выступает культура, представляющая собой совокупность всей ненаследственной информации, способов ее организации и хранения. Вероятно, можно констатировать наличие специального для человека и человечества социокультурного принципа экзогенного накопления, передачи и преобразования информации (о чем подробнее пойдет речь в следующем разделе главы). Возможность создания, накопления и передачи внегенетическим путем разнообразной информации другим индивидам и потомкам принципиально отличает человека от его ближайших диких родственников. Социальная ступень эволюции характеризуется особой надиндивидуальной и внеорганической системой средств накопления, хранения и передачи от поколения к поколению, что существенно важно для коллективного объединения входящих в общество индивидов.
И это согласуется с принципами синергетики, согласно которой рост информации в эволюционирующей материальной системе происходит за счет окружающей среды, изъятия у нее негэнтропии. Хотелось бы отметить, что внеорганизменный (экзогенный) механизм накопления и движения информации, который именуется культурой, выступает также в качестве экологического феномена: ведь для формирования культуры, да и вообще социальной ступени эволюции приходится осваивать окружающую природную среду, превращая ее в артефакты. Этот эколого-информационный и вместе с тем синергетический подход еще нуждается в обстоятельной разработке[195].
Принцип экзогенного накопления культурной информации, имеющий информационно-синергетический характер, вовсе не отменяет положения о том, что эта информация обретает свою культурную форму лишь в ходе придания сознанием человека значения, смысла артефактам, после чего они включаются в семиосферу как область человеческой культуры.
Именно в основном благодаря экзогенному информационно-культурному принципу собственно биологическое развитие человека приостанавливается (за последние 40 тыс. лет геном человека изменился меньше, чем на 0,02 %) и человечество как биологический вид практически уже не изменяется как во времени, так и в пространстве в различных природных условиях планеты. Это произошло потому, что человек передал основную функцию накопления информации в социосфере от своего организма внешнему для него, но сущностно с ним связанному культурно-эволюционному процессу.
Это также означает, что в отличие от предыдущих ступеней развития человечество начинает расширять сферу своего распространения –экологическую нишу как на Земле, так и в космосе не только для получения вещественно-энергетических ресурсов, но, прежде всего, для продолжения своих информационных процессов[196]. Таким образом, Большой социальный взрыв – распространение человека вначале на планете, а теперь и за ее пределами, имеет информационно-экологическую природу, расширение по пространству планеты и космоса – это своего рода «погоня» за информацией и негэнтропией.
Для того чтобы цивилизация не деградировала, она должна быть не только открытой системой в отношении своих источников и ресурсов развития, но и реализовывать стратегию самосохранения, которой в начале третьего тысячелетия выступает стратегия перехода к устойчивому безопасному будущему[197]. Поэтому стратегия дальнейшего социоприродного устойчивого развития должна строиться таким образом, чтобы общество могло бы неопределенно долго существовать, используя ресурсы биосферы и космоса. В этом смысле цивилизация выступает как нечто целостное по отношению к окружающей ее природе, реализуя совокупную деятельность таким образом, чтобы обеспечить свое соразвитие (коэволюцию) с биосферой и космосом. Вписываясь в биосферные процессы и циклы и переходя на потребление биопродукции в экологически приемлемом коридоре (несущей емкости экосистем), глобализирующееся через устойчивое развитие, общество в своем планетарном измерении также окажется открытым, но уже в ином – социоприродном смысле. Оно будет потреблять в основном ту энергию и негэнтропию, которую предоставляет биосфере и будущей ноосфере наше Солнце и остальной окружающий нас космос.
Развертывание глобализации и становление глобальной деятельности одновременно способствует ее прогрессивному развитию, хотя эти процессы и сопряжены с рядом негативных последствий. Основной критерий дальнейшего прогрессивного развития любых социальных систем требует увеличения их информационного содержания. И глобализация существенно усиливает возможности накопления социальной информации, поскольку в рамках традиционного международно-государственного развития темпы накопления информации не получали такого ускорения и масштаба. И этот глубинный информационно-культурный процесс «скрывается» за экономической и иными направлениями глобализации, которые представляются более очевидными с цивилизационной точки зрения. Между тем, если понятие цивилизации «тяготеет» к материально-вещественной, экономической и технико-технологической трактовке, представляя в тоже время целостную социальную ступень эволюции, то понятие культуры – к ее духовно-интеллектуальной, информационной составляющей, выражающей глубинную сущность цивилизационного процесса.
Гипотеза о примате информационно-культурной причинности над вещественно-цивилизационными факторами, была высказана в начале второй половины ХХ века для обоснования выхода человечества в космос с позиций универсального эволюционизма (хотя этот термин тогда не употреблялся). Речь шла об ориентации выхода человеческой деятельности за пределы планеты с «целью» вписаться в супермагистраль этой эволюции[198]. На супермагистрали глобально-универсальной эволюции, наряду с информационным критерием и вектором, реализуются и тенденция сужения эволюционного коридора – уменьшения пространства распространения и масс-энергетического объема возникающих все более сложных структур, С одной стороны, происходит рост информационного содержания в каждой более высокой структурной единице, увеличивается многообразие видов и форм существования все более высоких структурных уровней, а, с другой стороны, сужается их общий суммарный объем. Изменение этой тенденции сужения «эволюционного коридора» наступает лишь на социальной ступени эволюции и происходит в процессе освоения все большего как планетарного, так и внеземного пространства (глобализационные процессы и освоение космоса).
Дата добавления: 2022-02-05; просмотров: 285;