Начало освобождения республики от нацистских захватчиков в осенне-зимний период (сентябрь 1943 г.–февраль 1944 г.). Битва за Днепр
21 сентября 1943 года Президиум Верховного Совета, Центральный Комитет КП(б)Б и Совнарком БССР обратились к партизанам, ко всему белорусскому народу с призывом: «Настало время полного освобождения родной Беларуси и всего белорусского народа от ига захватчиков…При приближении частей Красной Армии устанавливайте с ними связь, активно взаимодействуйте, особенно при захвате населенных пунктов, переправ. Помогайте наступающей Красной Армии восстанавливать мосты, переправы и дорожное имущество…».
К сентябрю 1943 г. в партизанских формированиях сражалось более 100 тысяч человек. Эта внушительная сила, по численности равная нескольким общевойсковым армиям периода Великой Отечественной войны, вместе с соединениями Красной Армии приняло участие в освобождении Беларуси.
Началом освобождения республики стала битва за Днепр, которая началась в сентябре 1943 года. Днепр, имея в своем среднем течении большую ширину и глубину, а вдобавок еще и высокий правый берег, представлял серьезную естественную преграду для наших наступающих войск. По мнению гитлеровского командования, он должен был стать непреодолимым барьером для Красной Армии. «Скорее Днепр потечет обратно, нежели русские преодолеют его», – заявил Гитлер на одном из совещаний в Берлине.
Несмотря на огромные потери в предшествующих сражениях, противник к концу сентября 1943года представлял еще серьезную силу. На восточном фронте действовали 239 его дивизий и 13 бригад, т.е. основные силы гитлеровской армии. Враг понимал, что именно с Днепра открывались пути в Польшу, Карпаты и на Балканы.
Успехи Красной Армии вынудили штаб вермахта пойти на крайние меры. «Принимая во внимание напряженную обстановку на востоке, – говорилось в журнале военных действий немецкого командования, – и в связи с уже длительное время выдвигаемыми соображениями, штаб верховного командования 15 сентября в докладе указал, что восточный фронт должен получить помощь и для этого следует пойти на риск на других театрах военных действий». Именно поэтому сюда были переброшены с Западной Европы три танковые и три пехотные дивизии, а также многотысячные маршевые пополнения противника.
Захватчики тешили себя надежной, что они смогут отдохнуть, отсидеться за укреплениями «восточного вала». «Фронтовик мечтал, – вспоминал бывший командир 47-го немецкого танкового корпуса генерал Форманн, – о защите и безопасности за Днепром. Единственный смысл во всех тяжелых боях, которые велись за последние месяцы, он видел в том, чтобы переправиться через реку и там, наконец, найти покой».
А вот одна из позднейших, уже послевоенных оценок тех грозных событий, содержащаяся в германской научной литературе. «Линия Днепр – Сож, – свидетельствует военный историк Риккер, – должна была быть превращена в «восточный вал», о который русские сломали бы себе шею…».
Учитывая, что противник возлагает на рубеж Днепра большие надежды, Советское Верховное Главнокомандование еще в начале сентября указало нашим войскам на необходимость форсировать эту реку сходу и захватить на ее правом берегу плацдармы.
Большую роль в успешном форсировании Днепра сыграла директива Верховного Главнокомандования от 9 сентября 1941 года. В ней обращалось особое внимание на форсирование крупных водных преград сходу и предписывалось представлять наиболее отличившихся к присвоению звания Героя Советского Союза.
Битва за Днепр проходила в 2 этапа. На первом (август – сентябрь 1943г.) советские войска освободили левобережную Украину, форсировали Днепр и захватили плацдармы на его западном берегу.
На втором этапе (октябрь – декабрь 1943 г.) шла борьба за удержание и расширение плацдармов.
« Нельзя было позволять врагу отвести свои войска за Днепр и встретить наши войска во всеоружии. Фактор времени и на сей раз приобретал решающее значение. С учетом этого и планировалась операция, ее сроки и темпы» , – писал начальник оперативного управления Генштаба Советской Армии генерал армии С.М.Штеменко.
Немецкое же командование, со своей стороны, считало, что для подготовки к форсированию Днепра русским потребуется как минимум месяц. Генералам вермахта и голову не могло прийти, что советские войска после грандиозной Курской битвы, потребовавшей от них колоссального напряжения, а затем последовавшего за ней нового трудного наступления, выйдя к Днепру, бросятся с ходу форсировать такую серьезную преграду на подручных средствах: бревнах, плотиках и рыбачьих лодках.
Ожидания противника не оправдались. Советские войска почти одновременно выходили к Днепру на широком фронте от Лоева до Запорожья.
Первыми в Беларуси форсировали Днепр войска 13–й армии недалеко от устья реки Припять. Используя захваченные партизанами переправы, некоторые передовые отряды армии уже 21 сентября преодолели реку и закрепились на правом берегу. К исходу 23 сентября они отбросили противника на 35 км от Днепра.
В общую задачу 13-й армии (командующий генерал-лейтенант Н.П.Пухов, член Военного совета генерал-майор М.А.Козлов, начальник штаба генерал-майор А.В.Петрушевский, белорус) входило форсировать в своей полосе Днепр и Припять и к исходу 26 сентября главными силами овладеть рубежами Старая Иолча, Янов, Рудня-Вересня (ныне Брагинский район Гомельской области). Ширина полосы – 30 км, от Мнево до Губино (деревни возле устья Припяти).
В первом эшелоне наступали 15-й стрелковый корпус (командир генерал-лейтенант И.И.Людников) и 17-й гвардейский стрелковый корпус (командир генерал-лейтенант А.Л.Бондарев), во втором эшелоне – 28-й стрелковый корпус (командир генерал-майор А.Н.Нечаев). К моменту выхода соединений к реке были подготовлены 52 лодки, 25 плотов из бочек и бревен.
Первым на белорусскую землю в ночь с 22 на 23 сентября 1943 г. вступил белорус, командир стрелковой роты (109-го стрелкового полка 74-й стрелковой дивизии 13-й армии) лейтенант Игнатий Викентьевич Мацкевич. Это случилось в районе д. Колыбань Брагинского района Гомельской области. Преодолев Днепр, И.В.Мацкевич со своей ротой четыре дня удерживал плацдарм на правом берегу Днепра. Был дважды ранен, но оставался в строю. Лично подбил два танка противника. Погиб в бою 26 сентября 1943 г. Звания Героя Советского Союза удостоен посмертно 16 октября 1943 г.
23 сентября 1943 г. бойцы 360-го стрелкового полка 74-й стрелковой дивизии 13-й армии под командованием подполковника Н.И.Сташека освободили первый районный центр Беларуси – городской поселок Комарин Гомельской области. Вот что вспоминал об этих событиях Н.И.Сташек: «Я оставил один батальон для ложной демонстрации форсирования Днепра севернее г.п. Комарина, а главные силы полка с приданными подразделениями (средства усиления) скрытно перебросил на 3-4 км южнее Комарина. Нам удалось обхитрить противника. В то время, когда оставленный у реки батальон под командованием заместителя командира полка майора Н.Новикова привлекал к себе внимание, остальные подразделения на других средствах (бревна, бочки, плотики) успешно форсировали Днепр в другом месте. В результате стремительного удара до 2-х пехотных батальонов противника, оборонявших Комарин и железнодорожный мост, были разгромлены. Их остатки поспешно стали отходить отдельными группами в северо-западном направлении».
В это же время две стрелковые дивизии 50-й армии (108-я и 110-я, командиры полковники П.А.Теремов и В.А.Гужалин) 24 сентября 1943 г. форсировали другую реку на территории Беларуси – Ипуть и 26 сентября освободили первый районный центр Могилевской области Хотимск.
Всего за первые сутки боев на белорусской земле 16 бойцов и командиров 360-го стрелкового полка во главе с его командиром были представлены к званию Героя Советского Союза. Это первые герои боев за Беларусь.
В боях за Комарин отличился личный состав соседних с 360-м стрелковых полков 74-й стрелковой дивизии, которой командовал генерал-майор А.А.Казарян. Всего в 74-й стрелковой дивизии за форсирование Днепра 33 человек десяти наций и народностей Советского Союза были удостоены звания Героя Советского Союза, в том числе и сам комдив. Среди них командир роты белорус Игнат Мацкевич, командир полка украинец Николай Сташек, узбек Кудрат Суюнов, русские Яков Антонов, Гавриил Басманов, Иван Грачев, Павел Гурьянов, татарин Ибрагим Дубин, удмурт Иван Репин, мордвин Георгий Якушин, кабардинец Михаил Яхогоев.
Наступление продолжалось. 13-я армия Центрального фронта, форсировав Днепр, за период боев с 23 по 30 сентября 1943 г. в белорусском Полесье очистила от противника междуречья Днепра и Припяти, форсировала Припять. 203 воина 13-й армии были удостоены звания Героя Советского Союза за форсирование Днепра.
Все три командира полков 74-й стрелковой дивизии (русский майор Дмитрий Павлович Сухарников (109-й стрелковый полк), украинцы подполковник Иван Михайлович Леусенко (78-й стрелковый полк) и подполковник Николай Иванович Сташек (360-й стрелковый полк)) были награждены, кроме звания Героя Советского Союза, орденами Суворова 3-й степени. Командир 74-й стрелковой дивизии генерал-майор Андроник Абрамович Казарян был награжден орденом Суворова 2-й степени и также стал Героем Советского Союза.
В отличие от 13-й армии соединения 65-й армии форсировали Днепр 15 октября южнее Лоева с планомерной подготовкой. В целом войска Центрального фронта, успешно преодолев мощную водную преграду, захватили и закрепили за собой на правом берегу Днепра семь плацдармов, наибольший из них в районе Лоева.
В боях за Беларусь на реке Днепр в 65-й армии осенью 1943 г. 187 бойцов и командиров были также удостоены звания Героя Советского Союза.
Всего этого звания осенью 1943 г. за форсирование Днепра было удостоено около 700 человек. Среди них 45 белорусов и уроженцев Беларуси. Это командир 9-го гвардейского стрелкового корпуса генерал А.А.Борейко, командир 6-го гвардейского танкового корпуса генерал М.И.Зинькович, командир 68-й гвардейской стрелковой дивизии Г.П.Исаков, командир 20-й танковой бригады полковник С.Ф.Шутов, а также командиры полков белорусы А.ИУласовец, Г.С.Томиловский, А.А.Вашкевич, П.И.Жданов и другие.
Форсирование Днепра проводилось одновременно на многих направлениях и участках, от Лоева до Запорожья. Помощь войскам оказывали не только партизаны, но и жители освобожденных районов Приднепровья. Они ремонтировали дороги, восстанавливали взорванные мосты, собирали и готовили местные переправочные средства, указывали бойцам удобные места для переправ и действовали в качестве проводников.
Преодоление Днепра осуществлялось в тесном взаимодействии всех родов войск и авиации. Большую находчивость и мужество проявляли солдаты и офицеры инженерных подразделений и частей. Артиллеристы своим огнем подавляли вражескую оборону и поддерживали переправляющиеся войска, а авиация прикрывала их с воздуха.
Советские войска не только сумели форсировать Днепр, но и захватить на его западном берегу 23 плацдарма, нарушив тем самым на широком фронте мощного водного рубежа заранее подготовленную оборону противника, преодолели самую главную, наиболее укрепленную часть «Восточного вала» и создали условия для развития операций в Беларуси и на Правобережной Украине. Планы гитлеровского командования удержать за собой Днепр полностью провалились.
Форсирование Днепра сходу на таком большом пространстве и главным образом на подручных средствах явилось еще одной яркой страницей в героической летописи Советских Вооруженных Сил. Это оказалось возможным прежде всего благодаря массовому героизму и воинскому мастерству советских воинов. Газета «Правда» 17 октября 1943 г. отмечала: «Много великих дел, свершенных во славу Родины, видел на своих берегах седой Днепр…, героическими преданиями овеяна его старина. Но меркнут все былые подвиги перед подвигами воинов Красной Армии. Еще не было такого на берегах Днепра, что свершается там теперь бесстрашными советскими воинами».
На приднепровских территориях, оказавшихся в полосе действий Белорусского фронта, действовали партизаны двух соединений – Гомельского и Полесского. Первым командовал И.Кожар, вторым –
И. Ветров. В совместных боях за освобождение Василевичей, Речицы и других населенных пунктов участвовали Василевичская бригада им. П.Пономаренко (командир бригады С.Смертин), действовавшая в Василевичском и Домановичском районах и соединившаяся с частями Красной Армии 17 ноября 1943 года, и 101-я Домановичская бригада (командир В.Минин), действовавшая там же и соединившаяся с частями Красной Армии на день позже.
Описание боев за Днепр имееется в воспоминаниях командующего 65-й армией генерала П.Батова. Он отмечал: «Успешными были действия партизанских отрядов из соединения И.Кожара, которые захватили на западном берегу Днепра свыше 40 населенных пунктов и удерживали их до прихода частей 19-го стрелкового корпуса. Они очистили от фашистских войск значительную территорию вдоль рек Шибенка и Днеприк, прикрыв левый фланг армии и дав ценные сведения о гарнизоне гитлеровцев в Речице».
Всего осенью 1943 – зимой 1944 гг. части Красной Армии при содействии белорусских партизан освободили полностью или частично около 40 районов Гомельской, Полесской, Могилевской и Витебской областей.
Таким образом, Победа Красной Армии в битве за Днепр явилась результатом высоких морально-боевых качеств советских воинов. Достаточно сказать, что около 2,5 тысяч солдат, сержантов, офицеров и генералов за успешное форсирование Днепра были удостоены звания Героя Советского Союза, в том числе около 700 человек в боях за Беларусь. Среди них (на 1 марта 1944 г.) 46 генералов, 1095 офицеров и 1297 солдат и сержантов. В октябре 1943 г. под Ленино боевое крещение получила дивизия имени Т.Костюшко Войска Польского. Три поляка тоже были удостоены этого звания (А.Кживонь, В.Высоцкий, Ю.Хюбнер).
Битвой за Днепр был завершен коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. В результате была освобождена столица Украины г. Киев.
К концу декабря 1943 г. советские войска создали важные стратегические плацдармы, которые обеспечили нашим войскам благоприятные условия для развертывания новых наступательных операций в начале 1944 г.
Успех в битве за Днепр был обусловлен четким управлением войсками, налаженным взаимодействием всех родов войск и авиаций.
Большую роль в битве за Днепр сыграли партизаны Украины и Беларуси.
Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 297;