ПОНЯТИе, СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ и ФУНКЦИИ права
§ 1. Сущность и содержание права
В современной отечественной юридической теории и практике термин “право”, чаще всего, используется в двух основных значениях. Во-первых, с его помощью обозначают юридически обеспеченную (законодательно закреплённую и охраняемую государством) и принадлежащую конкретным участникам правоотношений совокупность правомочий, юридических обязанностей и правовых запретов на обладание чем-либо или совершение каких-либо действий. Например, право владения, пользования и распоряжения личной собственностью. Эта система разрешений и запретов называется правом в субъективном смысле, или, что одно и тоже, субъективным правом.
Во-вторых, под термином “право” понимают систему ни к кому персонально не адресованных (не персонифицированных) установленных или санкционированных государством правил поведения. Это право носит безличный характер и существует в форме законодательства конкретного государства, поэтому оно получило название объективного права. Именно в этом смысле понимается термин “право”, когда говорят о праве Российской Федерации, о праве Японии и т.д.
В настоящей главе речь пойдет о сущности и назначении права, взятого во втором своем значении.
Сущность права и назначение права – это наиболее обобщенные и вместе с тем важнейшие его характеристики. Они призваны показать с одной стороны объективную необходимость права в обществе, а с другой – собственно-юридическую природу права, выражающуюся в его основном качественном свойстве.
Известно, что сущность любого общественного явления в главном и основном определяется его назначением. Это относится и к праву. А для того, чтобы установить его назначение надо определить те социальные факторы, которые обусловили необходимость права в обществе. В этой связи напомним, что право появляется в силу тех же причин, которые обусловили возникновение и государства. А это: общественное разделение труда; разделение общества на богатых и бедных; появление честной собственности. Именно эти социальные, а точнее – социально-классовые, факторы привели к возникновению таких общественных отношений (производственных отношений, отношений обмена и распределения продуктов труда и др.), для регулирования и охраны которых существующая система традиций, обычаев и иных социальных норм оказалась непригодной. Действительно, ведь первобытные нормы сложились в условиях примитивного всеобщего равенства в производстве, добычи и распределении продуктов труда. Но когда общество раскололось на классы, когда производственные отношения стали основываться на частной собственности, прежняя система социальных норм потеряла свой авторитет и способность выступать защитником и регулятором этих отношений. Для регулирования и охраны, возникших экономических, политических и социальных отношений потребовались особые правила поведения. Ими и стали правовые нормы, т.е. право.
Таким образом, можно констатировать, что назначение права обусловлено причинами его возникновения, и что оно призвано регулировать и охранять наиболее важные общественные отношения для регулирования и охраны, которых прежняя система норм оказалась непригодной.
Назначение права предметно выражается в наделении членов общества правами и обязанностями, которые выступают юридическими стандартами дозволенного, обязательного или запрещенного вариантов поведения людей. Эти стандарты, и есть правовые правила взаимоотношений между людьми. С их помощью и осуществляется регулирование и охрана общественных отношений. За надлежащим исполнением правовых правил поведения строго следит государство.
Сущность права – это его наиболее важное свойство, состоящее в том, что оно есть возведенная в закон (в нормативно-юридическую форму) воля экономически господствующего класса или всего общества. Без этого свойства право теряет свою качественную самостоятельность и способность регулировать и охранять общественные отношения.
Сущность права непосредственно связана с господствующими в обществе интересами, представленными в виде притязаний на установление выгодного правопорядка, притязаний на охрану собственности, притязаний на власть и т.п. Поэтому она всегда есть выражение воли их носителей. Первоначально основным носителем таких интересов был экономически и потому политически господствующий класс – класс рабовладельцев, класс феодалов, в последующем – класс капиталистов и, наконец, все демократическое общество. При помощи права господствующий класс или всё общество делают свою волю обязательной для всех – как для отдельных лиц, так и для социальных групп и организованных субъектов политической жизни страны (государство и его организации, общественные организации: партии, профсоюзы и т.п.).
В сущности права диалектически сочетаются классовые и общесоциальные начала. Классовые начала в праве выражают притязания господстующего класса на политическую власть, на охрану и приумножение его богатства, на установление в обществе выгодного ему правопорядка. Социальные начала представлены в праве теми юридическими предписаниями, которые провозглашают стремления общества к гармонии и справедливости во взаимоотношениях между людьми, к всеобщему правовому равенству, к свободе человека, к его утверждению в качестве наивысшей ценности в обществе.
По мере развития человеческой цивилизации развивается и сущность права. Это выражается в том, что право все более и более становится средством возведения в закон воли большинства общества. Основным, главным показателем исторической развитости сущности права является мера закрепления в нём прав и свобод человека.
Право, как самостоятельное юридическое явление, обладает теоретически неисчерпаемым количеством свойств. Однако задача юридической науки заключается не в том, чтобы установить все признаки права, а выявить и исследовать те из них, которые, во-первых, характеризуют право в целом, во-вторых, непосредственно выражают его сущность, т.е. неразрывно связаны с природой права и его назначением, и, в-третьих, устойчивы по отношению к внешней среде существования права. Такого рода свойства права и принято называть основными чертами, признаками права. В числе основных признаков права чаще всего называют:
1. Нормативность права. Нормативность права означает, что нормы права, которые в совокупности образуют его содержание, выступают образцами, моделями возможного или должного вариантов поведения людей. При этом следует иметь в виду, что норма права является единым и общим для всех масштабом поведения, и что этот масштаб рассчитан на многократное использование. Это означает, что каждый человек, оказавшийся в поле действия той или иной нормы права, должен действовать в соответствии с предписанным вариантом поведения. Образцы и модели поведения, как нормативное содержание права, имеют самое различное происхождение. Их источниками выступают, и стихийно сложившиеся правила поведения (обычаи), и религиозные догмы (Коран в мусульманских странах, Законы Ману в Индии)[1], и специальная нормоустановительная деятельность государства, и др.
2. Формально-правовой характер права. Формальность права не имеет ничего общего с формализмом. Если формализм – это бюрократически пунктуальное рассмотрение какого-либо вопроса путём соблюдения формы решения в ущерб его сути, то формальность права выражается в том, что его нормы имеют письменную форму и находятся в специальных юридических документах – источниках права. Эти источники официально провозглашены государством в качестве таковых.
Определённость права означает четкость формулировок и пределов юридических прав, обязанностей и запретов, закрепленных в нормах права.
3. Общеобязательность права. Общеобязательность характеризует право с точки зрения особенностей распространения правовых норм на людей (субъектов права) и исполнения ими нормативных требований. Как уже отмечалось, нормы права неперсонифицированы, т.е. содержавшиеся в них правовые предписания адресуются не к конкретному лицу – Петрову, Иванову и т.д., а к относительно-неопределённому кругу лиц. Таким кругом лиц может выступить всё общество, государство и его организации, общественные объединения и иные группы людей, выделяемые в социальной структуре общества по какому-либо признаку (например - беженцы, лица без гражданства, пенсионеры, инвалиды и т.п.).
4. Право системно. Системность права – это такая взаимосвязь его норм, которая обеспечивает целостность права как самостоятельного юридического образования. В этом смысле системность права предметно выражается в его ограниченности от иных смежных явлений во внешней среде существования, например, от норм морали. Однако системность права это не только его целостность, но и согласованность элементов, образующих само право – норм, институтов и отраслей права. Благодаря последнему обстоятельству субъекты права, т.е. лица, наделенные правами и обязанностями, получают возможность осуществлять взаимосогласованные действия.
5. Обеспеченность права государственным принуждением. Государственное принуждение представляет собой способность государства подчинять волю людей своим решениям. Право объективно нуждается в каком принуждении. Эта потребность объясняется тем, что оно обращено к людям едиными, т.е. общими для всех стандартами. Но люди не равны между собой и далеко не каждый желает согласовывать своё поведение с требованиями норм права. И если допустить неподчинение их воли правовым предписаниям, то каждый будет поступать в соответствии со своими желаниями и настроениями. В результате общество потеряет качество организованной формы существования людей. Поэтому право обеспечивается государственным принуждением. Формы и методы такого принуждения предусматриваются в самом праве. Они применяются в отношении тех лиц, которые не подчинили своё поведение требованиям норм права. Применяют принуждение специальные органы государства – суды, прокуратура, полиция. В своей совокупности эти органы образуют аппарат принуждения, предназначенный для обеспечения выполнения людьми требований норм права.
Синтезируя знания, полученные в результате анализа сущности и назначение права, а также его признаков, можно предложить следующее определение права. Право – это система, выражающая господствующие в обществе притязания людей на установление и защиту исторически допустимых условий их жизнедеятельности, существующая в виде формально-определённых и общеобязательных норм (правил поведения), которые устанавливаются (либо санкционируются) и охраняются государством.
В современном научном сознании нашего общества существует целое множество определений понятия “право”. Это объясняется тем, что право затрагивает наиболее важные и самые разнообразные интересы как отдельного человека, социальной группы, так и всей страны в целом. И именно поэтому оно относится к разряду социальных явлений и изучается не только юридическими науками, но и философией, социологией, политологией, экономической теорией и др. При этом каждая наука рассматривает право под тем углом зрения, который продиктован особенностями её предмета и метода. Это и выступает одной из причин, обуславливающих данный плюрализм. В философии, например, под правом понимается официально провозглашенная мера свободы и ответственности в обществе, в социологии – как обязательная общественных связей между людьми, обеспечивающая нормальные условия жизнедеятельности социума, в науке конституционного права – совокупность юридических норм, устанавливающих основы гражданской и политической жизни общества.
Кроме названной, существует и еще одна причина множества правопонимания. Её суть заключается в особенностях мировоззрения, с позиции которого осуществляется теоретическое познание права. Например, если исследователь стоит на позициях религиозного мировоззрения, то он неминуемо придёт к выводу о божественном происхождении права, а само право им будет определяться как проявление воли бога, в целях установления на земле божественного порядка.
Многосторонняя взаимосвязь права с обществом и наличие различных мировоззренческих подходов к его изучению обусловили проблему правопонимания и в рамках общеюридической науки, какой является общая теория права и государства. Если попытаться обобщить весь спектр наиболее распространённых в теории права и государства определений “право”, то можно вывести два основных варианта правопонимания.
1. Нормативное понимание права. Главной отличительной чертой нормативного правопонимания является интерпретация права как системы норм, генетически (по происхождению) связанной с государством и построенной в соответствии с принципом верховенства закона. Роль основного закона выполняет конституция страны.
Предложенное выше определение права укладывается в нормативное правопонимание.
2. Естественно-правовое или нравственное правопонимание. Специфической особенностью этого варианта понимания права выступает признание существенных различий между правом и законом. При этом право рассматривается как совокупность естественных возможностей и свобод человека, присущих ему от природы. Закон же это воспроизведение, формулирование государством естественного права в виде общеобязательных и государственно-властных решений - нормативно-правовых актов. Совокупность таких нормативных формулировок образует позитивное право, т.е. право установленное государством. Если закон (нормативно-правовой акт установленный государством) противоречит праву (естественным возможностям и свободам человека), то такой закон признаётся неправовым и не подлежит исполнению. Таким образом, естественно-правовое или нравственное правопонимание исходит из основопополагающих интересов человека и верховенства естественного права над позитивным.
3. Социологическое правопонимание. В рамках социологического правопонимания основной акцент переносится на осуществление нормативно-правовых предписаний. Здесь основным способом существования права признаются правоотношения и юридически значимые действия людей, которые выражаются в сложившимся правопорядке. Все иные нормативно-правовые предписания, хотя и нашедшие своё закрепление в системах права и законодательства, но не реализуемые в данный конкретный момент правом не считаются.
Выделяя основные варианты правопонимания, нельзя не заметить, что каждый из них ориентирован на определённый вид профессионально-юридической деятельности. Нормативное правопонимание – на практикующих юристов. Именно для них важно знать и понимать право как чётко сформулированное и обязательное для осуществления правовое предписание. Естественно-правовое или нравственное – на учёных юристов, которые, исследуя потребность человека, социальных групп и всего общества в правовой регламентации, обосновывают необходимость и разумность принятия того или иного рекомендуемого ими проекта нормативно-правового акта. Социологическое правопонимание – на законодателей, поскольку при формировании законодательства надо иметь чёткое представление о том, будет ли действовать принимаемый ими нормативно-правовой акт в данных конкретно-исторических условиях, и какой правовой механизм следует установить для его надлежащего осуществления.
Существующее во всех трёх основных вариантах правопонимания рациональное “зерно”, послужило поводом для научного обоснования еще одного подхода в понимании права – интегративного правопонимания. Основная идея этого подхода состоит в том, чтобы объединить в одном, общем определении права, все то ценное и полезное, что наработано в различных вариантах правопонимания. Очевидно, что усилия учёных, направленные на достижение этой цели, должны быть поняты и получить поддержку, ибо, как писал в своё время великий русский правовед Г.Ф.Шершеневич: “Найти определение понятия о праве составляет издавна заветную мечту общественно мысли”. А мы, добавим от себя, что выработка и обоснование общепризнанного определения права является теоретической предпосылкой торжества правовых законов в нашей жизни.
Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 278;