Типология государства
За всю историю существования государственности на Земле сменилось множество его разновидностей; только в современном мире одновременно существуют более двухсот государств, каждое из которых обладает различными свойствами, уникальностью своего исторического развития, спецификой форм государственности, осуществления функций и т.д.
Для того чтобы отделить необходимое от случайного, существенное от неглавного, глубинное от поверхностного, нужна классификация.
Классификация как способ научного познания представляет собой систематизацию знаний об исследуемых объектах. Различают искусственные, естественные классификации и типологии.
Формальная классификация основана на внешних свойствах исследуемых явлений. Познавательная ценность таких классификаций невелика, поскольку не отражает сколько-нибудь существенных признаков классифицируемых предметов. Примером формальных классификаций может быть деление государств по географическим признакам, по численности населения и т.п. Еще Жан Боден разделял все народы на южные, северные и средние, а Л. Гумплович классифицировал известные ему государства в зависимости от размеров территории и численности населения на мировые, великие и малые.
Естественные классификации основаны на внутренних, глубинных свойствах, призваны отражать внутренние закономерные связи. К подобным классификациям относится деление государств в зависимости от особенностей отдельных элементов формы государства (монархии и республики, унитарные и сложные, демократические и недемократические и т.п.). Такие или почти такие классификации встречаются уже у античных мыслителей (Сократ, Аристотель, Платон и др.) и достаточно часто используются в современных исследованиях.
Высшим видом классификаций являются типологии, поскольку они основаны на наиболее существенных, устойчивых свойствах изучаемых объектов.
В науке о государстве существуют множество типологий государственности. Так в марксистской теории наиболее распространен формационный подход к типологии государства; в его основе лежит учение об общественно-экономических формациях.
По Марксу, история человеческого общества – это история сменяющих друг друга первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической формаций, последняя из которых складывается из двух фаз: первая, называемая социалистической, и вторая – полный коммунизм. Поскольку в период первобытного общества государство еще не возникает, а при полном коммунизме государство, по мысли Маркса, должно отмереть, то выделяются четыре основных «исторических типа» государства: рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический. Первые три из перечисленных – эксплуататорские государства, представляющие собой «машину» в руках экономически господствующего класса для подавления класса – антагониста. Всякое эксплуататорское государство есть лишь «учреждение для принуждения». Социалистическое государство – это единственный неэксплуататорский тип, и поэтому, «высший исторический тип» государства, который существует до построения полного коммунистического общества, где государственность исчезает, уступая место «общественному самоуправлению народа».
Помимо формационной типологии государственности существуют и иные, например, цивилизационный подход. В основе этого направления лежат труды известного английского историка А.Тойнби, который предложил деление всех существовавших и существующих сегодня обществ на 13 основных цивилизаций, каждой из которых соответствует и определенный тип государства: древнегреческое, римское, сирийское, крито-микенское, православное, западное, арабское, дальневосточное, мексиканское, иранское, китайское и др.
Вместе с тем и формационный и цивилизационный критерии, равно как и подобные им не могут служить основаниями типологии именно государства, поскольку они основаны не на сущностных, внутренних свойствах собственно государства, а на характеристике иных общественных явлений: экономической жизни общества (формационный подход), культуры и самобытности народа (цивилизационный подход).
Конечно, было бы крайне наивно утверждать, что государство не испытывает зависимости от иных общественных явлений; развитие государственности находится под влиянием множества разнообразных факторов: размера территории и численности населения, географического положения, социально-экономического и культурного развития общества и т.д. Изменения в сущности государственной власти происходят на общем фоне исторического развития общества, государство вынуждено приспосабливаться к новым историческим реалиям, реагировать на изменения в классовой, социальной структуре общества, на появление новых потребностей общественного развития и т.п. Познание таких взаимосвязей, конечно же, помогает уяснению природы государства, углубляет наши представления о государственности.
Однако «строить» типологию государства на критериях, которые лежат за пределами его сущности в принципе невозможно. Иное означало бы, по сути, возвращение на позицию, согласно которой государство не имеет ни своей собственной истории, ни самостоятельной логики развития, ни специфики существования, а лишь просто повторяет экономическое или культурное развитие общества.
Если же в качестве критериев типологии выделять этапы качественного развития сущности государства, т.е. государственной власти, то более верным, на наш взгляд, было бы выделение следующих типов:
1. Традиционное государство. 2. Конституционное государство. 3. Правовое государство.
Придя на смену власти первобытного общества, традиционное государство становится в тот период единственным институтом, который может выполнить задачу сохранения постродового строя, поскольку иных социальных институтов власти, которым по плечу достижение подобной цели просто не существует.
Суверенитет традиционного государства выражается в его всевластии как политического института, полным подчинением общества государству, доминированием государственной власти по отношению к иным властным социальным структурам. Отношения между таким государством и обществом строятся по принципу властвующих и подданных. Гражданское общество находится в начале своего развития, оно не в состоянии конкурировать с государственной властью, ему нечего противопоставить государственному диктату; общество пока еще есть просто совокупность граждан, которых необходимо объединить в качестве сообщества людей и сделать это может только государственная власть.
Институционализм традиционного государства проявляется в особенностях построения государственного аппарата. Традиционное государство - это закрытая для общества строго структурированная корпорация, с наличием моноцентричной власти, вертикальной и горизонтальной иерархией между государственными органами.
Проведение вынужденной силами конкретно-исторических обстоятельств активной патерналистской политики, обуславливает существование профессиональной бюрократии, многочисленной армии государственных чиновников. Государство стремится расширить зоны своего влияния на общество, установить контроль над ним, в том числе, путем мелочной дотошной регламентации поведения членов общества. Поскольку государственное управление осуществляется преимущественно административными методами, то доминирует исполнительная власть, опирающаяся на достаточно развитый аппарат принуждения.
Свою монополию на издание правовых норм и применение публичного принуждения традиционное государство использует как средство проведения своей политики.
Легальность традиционного государства основывается не на законе, установленным властью и столь часто ею же нарушаемом. «Правомерность» существования институтов традиционного государства, в конечном счете, определяется эффективностью их деятельности в процессе выполнения государством своей служебной роли и социального назначения, т.е. эффективностью государственного управления в целях сохранения и развития общества.
Конституционное государство представляет собой следующий этап развития государственности. Его возникновение его нельзя связывать только с появлением буржуазии, классовой борьбой, раздиравшей капиталистическое общество и уж, тем более, с появлением самой идеи «конституционного государства». Дело, как нам представляется, в ином.
Формирование институтов гражданского общества, которое бурно развивается после победы буржуазной революции, объективно позволяет «переложить» решение главной задачи сохранения общества, хотя бы в определенной части, «на плечи» гражданского общества. А для этого обществу нужны определенные гарантии известной свободы действий. Такой гарантией становится закон, соблюдение которого является обязательным и для самой государственной власти, в той степени, в какой это обеспечено силой гражданского общества, являющимся уже не подданным государства, а его конкурентом.
Очень часто между понятиями «конституционное государство» и «правовое государство» ставится знак равенства; главной задачей конституционного государства при этом объявляется обеспечение прав и свобод личности. Думается, что в подобных утверждениях скрывается некоторая неточность.
Конституционное государство – это, прежде всего государство, деятельность которого соответствует действующим в обществе правовым нормам, основу которых образует конституция страны. Однако, в отличие от «государства социалистической законности», существование которого обосновывалось советской наукой в 70-80 годы, в конституционном государстве устанавливается режим реальной, фактической законности.
Суверенитет конституционного государства, который юридически ограничен формулировкой «суверенитет народа», а фактически – реально действующими институтами гражданского общества, отражает уже не всевластие государства и его независимость, а всего лишь степень свободы государственной власти, мера которой, определяется в конкурентной борьбе с гражданским обществом.
Меняется институциональная характеристика конституционного государства: государственный аппарат организуется на основе принципа разделения властей, развиваются и совершенствуются демократические основы деятельности государственных органов.
Конституционное государство – это уже не закрытая от общества корпорация, принадлежность к которой предоставлена только избранным. Гражданское общество на этом этапе получает возможность использовать находящиеся в его руках рычаги для влияния на государственную бюрократию (свободные выборы, парламентаризм, независимые средства массовой информации и др.).
Легальность конституционного государства определяется законом, степенью соответствия действий государственных чиновников правовым нормам. Право в конституционном государстве постепенно превращается из слуги, обслуживающего интересы государственной власти в средство контроля над действиями государственных чиновников. Поэтому необходимым условием существования такого типа государства является демократизм действующего законодательства.
Правовое государство – это более высокий тип организации публичной государственной власти, которая ограничена не только действующим демократическим законодательством, но и в, первую очередь, основными правами и свободами личности. Гражданское общество и государственная власть выступают не как конкуренты, что характерно для конституционного государства, а как партнеры и союзники, поскольку налицо совпадение целей гражданского общества и государства – обеспечить права и свободы членам общества.
Государственный аппарат в правовом государстве организован в соответствии с принципом разделения властей, обеспечено верховенство правового закона, гарантирована равная ответственность общества, государства и индивида.
Оценивая состояние современной отечественной действительности, можно сделать вывод, что российское государство находится в состоянии перехода от традиционного государства к конституционному; формирование которого в России только начинается. Определение российского государства как «правового», содержащегося в ст.1 Конституции нужно рассматривать не как характеристику его современного существования, а как цель, направление дальнейшего общественного развития.
Что же касается правового государства, то на земном шаре сегодня нет такой страны, которая обладала бы признаками правового государства в достаточно полном объеме; правовое государство остается, пока лишь, мечтой человечества.
Глава 4
Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 247;