Понятие и структура методологии познания государства и права
Особенность науки выражается не только в ее предмете, но и в методе. Поэтому, после выяснения того, что является предметом теории права и государства, необходимо осветить вопрос как изучаются право и государство. Метод науки не избирается произвольно, но задан спецификой самого предмета, соотносясь как способ действия и добытый результат. Образно выражаясь, "можно поймать рыбу сачком для ловли бабочек, но вряд ли поймаешь бабочку на рыболовный крючок".
Методология вообще, в том числе юридическая, это прежде всего та философская, мировоззренческая система, на которой построена наука. В качестве таковой могут выступать религиозный идеализм или метафизика, субъективизм или диалектический материализм и т.д. Основные принципы, законы и категории этих философских систем составляют фундамент (основу) методологии науки, имеют универсальный характер для любого познания.
С другой стороны, методология понимается как совокупность наиболее рациональных способов, технологий и средств сбора и обработки информации о конкретном предмете исследования, решения какой-либо научной задачи. Эти методы, средства могут быть как общенаучными или общелогическими, так и специальными эмпирическими.
С этих позиций методология познания государственно-правовых явлений имеет как бы три уровня (универсальный, обще- и частно-научный), каждый из которых является продолжением и дальнейшей конкретизацией предыдущего. Это значит, что использование конкретных специальных методов на этапе сбора информации дополняется общими методами при ее обработке и в конечном счете органично включается в общефилософскую систему знаний о мире.
Принципами современного научного познания следует полагать:
· принцип диалектического подхода к познанию государственно-правовых явлений. Его смысл состоит в том, что государство и право рассматриваются не как раз и навсегда данные, неизменные, но в процессе их возникновения, развития, изменения сообразно развитию и изменению самого общества. Действительно, возникнув на ранней стадии человеческой цивилизации, государство и право прошли большой путь - усложнялись, совершенствовались, приобретали новые функции и формы. Естественно, что взгляды на эти явления Аристотеля или Платона, отличаясь от теперешних, нельзя назвать ненаучными. Просто они отражают уровень науки и самих государственно-правовых институтов в другое время.
Законы диалектики (единства и борьбы противоположностей, перехода количественных накоплений в качественные, изменения, отрицания отрицания) позволяют проследить как тенденции развития политических и правовых институтов, "механику" перехода от низших стадий к более высоким, так и объяснить современное, и даже прогнозировать их будущее состояние. Категории диалектики (такие, как "сущность" и "форма", "причина" и "следствие", "общее", "особенное" и "единичное"), отражающие общие связи, стороны и свойства действительности, активно используются теорией права и государства для построения ее предмета. Например, заимствуя диалектическую категорию формы, теория создает учение о формах государства и формах права.
· Принцип материалистического подхода к государству и праву состоит в признании их обусловленности экономическим базисом общества. Не идеи, или воля богов выступают причиной возникновения и существования права и государства, а материальные условия жизни людей. Характер орудий и средств производства, отношения производства и распределения, формы собственности и производные от них социальные структуры порождают соответствующие типы политических и правовых систем общества.
· Принцип всеобщей связи явлений (системности) предохраняет исследователя от односторонности и ограниченности трактовок, он учит видеть зависимость одних процессов и явлений от других. Так, нельзя дать правильное научное объяснение причин возникновения права и государства, если не связывать их происхождение с развитием экономики, семьи, классовой и духовной организации общества и даже свойствами человеческой психики.
· Принцип объективности ориентирует видеть государственные и правовые институты такими, как они были и есть на самом деле, а не какими мы хотели бы их видеть. Он предостерегает исследователя от конъюнктурности, идеологической заданности, нацеливает на правдивое освещение полученных данных. В недавнем прошлом стремление соответствовать программным целям Коммунистической партии породило ложные выводы об отмирании государства и права при социализме. Замена их малоэффективными структурами (типа добровольных народных дружин) привело, в конечном счете, к дезорганизации управления обществом.
· Принцип научного плюрализма отрицает монополию любого учения, теории на истину. Он предполагает научную терпимость, использование открытий разных юридических школ и направлений для получения максимально полного и всестороннего знания о государственно-правовых явлениях. Внося каждое свой вклад в познание, все научные течения способствуют созданию цельной системы представлений о праве и государстве.
Однако, задавая определенные ориентиры исследования, данные принципы, законы и категории приобретают конкретную инструментальную ценность, воплощаясь в классе общих (общелогических и общенаучных) методов правоведения. Общий характер этих методов объясняется тем, что они применяются не в одной или нескольких, но во многих, в большинстве наук. Это логические приемы индукции и дедукции, анализа и синтеза, аналогии, моделирования и др. Общенаучными методами исследования в настоящее время являются математический, социологический, статистический, системно-структурный и др. Помогая объяснить и обработать научную информацию, объединить ее в систему, общие методы не дают, тем не менее, ответов на конкретные вопросы. Эту задачу решают специальные (частные) методы, включающие как предметные (приборы), так и мыслительные средства.
Конкретные методы разнообразны и применяются, как отмечалось, на эмпирическом (опытном) уровне исследования, где идут процессы накопления и обобщения разнообразной информации. Так, сравнительно-правовой метод предполагает выявление сходных, либо отличительных черт в сопоставляемых объектах. Например, сравнение государственных систем древних Афин и древнего Египта позволяет понять качественное различие этих однотипных государств - рабовладельческой аристократической республики и древневосточной деспотии. Сопоставление разных этапов существования одного явления (например, раннего и классического римского права) дает возможность заметить прогресс, выявить тенденции развития. Специально-юридический метод исследования состоит в описании государственно-правовых явлений и процессов специальными юридическими терминами с целью выявления специфических признаков, выработки правовых понятий и категорий. Например, описание правонарушения как "общественно-опасного, виновного, противоправного деяния деликтоспособного субъекта и т.д." помогает установить качественную определенность этого явления и его отличие от других, сходных с ним юридических явлений. Формально-логический метод является частным случаем применения правил формальной логики к анализу правовых явлений. Причем, сами эти явления исследуются вне связи с внешними социальными факторами, так сказать в "чистом виде". С его помощью, например, анализируется структура правовой нормы, состав правонарушения, стадии юридических процессов и т.д. Метод государственно-правового эксперимента позволяет на ограниченном пространстве проверить новые теоретические модели государственно-правового развития (создание свободных экономических зон, введение особых режимов управления отдельными предприятиями и т.д.). Как широкомасштабный государственно-правовой эксперимент можно было бы рассматривать и семидесятилетнюю историю Советского государства, не будь его гуманитарные и экономические последствия столь трагичны. Нетрудно заметить, что частные методы являются конкретизацией общих, а их успешное применение возможно только при непременном соблюдении основных научных принципов исследования.
Методология правоведения не остается неизменной. Она постоянно совершенствуется, обогащается новыми приемами и методами сообразно развитию всего человеческого знания и государственно-правовых институтов общества.
Глава 2
Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 289;