ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 19
1. Искусство стран арабского халифата. Символика искусства ислама.
Период, когда мусульманский мир находился под властью Халифата, назван Золотым веком ислама. Эта эпоха длилась с VIII по XIII вв. Она началась с торжественного открытия Дома Мудрости в Багдаде. Там ученые из разных уголков мира стремились собрать все доступные на тот момент знания и перевести их на арабский. Культура стран Халифата в этот период переживала небывалый расцвет. Закончился Золотой век во время монгольского нашествия и падения Багдада в 1258 году. Культура Халифата сочетала исламские традиции с идеями античных мыслителей, в первую очередь Аристотеля и Платона. Арабская философская литература переводилась на латынь, способствуя развитию европейской науки. Опираясь на греческих предшественников, таких как Евклид и Архимед, математики Халифата первыми систематизировали изучение алгебры. Арабы познакомили европейцев с индийскими числами, системой десятичных дробей. В марокканском городе Фес в 859 году был основан университет,где изучались богословие, право и исламская история. Среди преподавателей и студентов были не только арабы, но также и иностранцы, в том числе не мусульмане. В декоративном творчестве- Исламские орнаменты невозможно спутать с орнаментом других цивилизаций. Характерными узорами украшали ковры, одежду, мебель, посуду, фасады и внутренние помещения зданий. Использование орнамента связано с религиозным запретом на изображение одушевленных существ. Однако, в книжных иллюстрациях изображения людей были широко распространены. А в Персии, подобные фрески рисовали и на стенах зданий. Египет и Сирия еще в античные времена были центрами стекольного производства. На территории Халифата сохранился и совершенствовался этот вид ремесла. В эпоху раннего средневековья лучшие в мире изделия из стекла производились на Ближнем Востоке и в Персии. Высочайшая техническая культура Халифата была по достоинству оценена итальянцами. На начальном этапе культура стран Халифата характеризовалась концентрацией на религиозных сюжетах и стремлением вытеснить региональные языки арабским. Но позднее произошла либерализация многих сфер общественной жизни. Это привело к возрождению персидской литературы. Наибольший интерес представляет поэзия того периода. Стихи встречаются почти в каждой персидской книге. Даже если это труд по философии, астрономии или математике. Например, почти половина текста книги Авиценны по медицине написана стихами. Широкое распространение получили панегирики. Развивалась также эпическая поэзия. Вершиной этого направления является поэма "Шахнамэ". Знаменитые сказки "Тысяча и одна ночь" также имеют персидское происхождение. Но впервые они были собраны в одну книгу и записаны на арабском языке в XIII веке в Багдаде. Культура стран Халифата сформировалась под влиянием как древних доисламских цивилизаций, так и соседних с арабами народов. Наиболее ярко этот синтез проявился в архитектуре. Здания в византийском и сирийском стиле характерны для раннего мусульманского зодчества. Архитекторами и оформителями многих сооружений, построенных на территории Халифата, были выходцы из христианских стран. Великая мечеть в Дамаске была построена на месте базилики Иоанна Крестителя и почти в точности повторяла ее форму. Но вскоре появился и собственно исламский архитектурный стиль. Великая мечеть Кейруана в Тунисе стала образцом для всех последующих мусульманских религиозных сооружений. Она имеет квадратную форму и состоит из минарета, большого двора, окруженного портиками, и огромного молитвенного зала с двумя куполами. Культура стран арабского Халифата имела ярко выраженные региональные особенности. Так, для персидской архитектуры были характерны стрельчатые и подковообразные арки, для османской - здания с множеством куполов, для магрибской - использование колонн. Халифат имел обширные торговые и политические связи с другими странами. Поэтому его культура оказала большое влияние на многие народы и цивилизации.Символика На коврах в различных интерпретациях присутствуют символические изображения древа жизни в сопровождении птиц и зверей. С принятием ислама, запрещавшего изображения творений Аллаха, древо представляется в виде куста или вазы с цветами, выполняет эстетическую функцию и служит напоминанием о райской цветущей обители.Орнамент начал изображаться стилизованно и абстрактно, так как исламские догмы запрещали изображение живых существ. Солярные символы были тесно связаны с культом небесных светил, который был широко распространен почти у всех народов мира. Распространение ислама привело к созданию новых иконографических символов, которые широко представлены в восточных коврах. Например, орнамент «рука Фатимы» – число пальцев означает пять главных заповедей ислама и пять почитаемых мусульманами пророков: Мухаммед, Али (двоюродный брат и зять Мухаммеда, ставший одним из первых халифов), Фатима, Хасан и Хусейн. Традиционным мотивом является лампада, горящая непрерывно в месте отправления религиозного культа – символ божественного бессмертия.
Великая мечеть Кейруана в Тунисе орнамент «рука Фатимы»
Орнамент
Отличительные особенности искусства Двуречья. Памятники архитектуры и скульптуры древней культуры Шумер и Аккад. Шумер–область отдельных городов-полисов, носивших храмовый характер.
Происходит появление своих видов искусства.Архитектурные памятники: Белый храм, Красное здание. Стены храмов украшались барельефами, состоявшими из нескольких ярусов (исторические сцены, повседневная жизнь). Царь выделяется на фоне всех персонажей. Он выше их. Плоские камни, украшенные рельефом – палетки. Самая распространенная скульптура – адорант (адоре – религиозное чувство обожания, представлял собой статую молящегося, фигуру стоящего или сидящего человека со сложенными на груди руками, которую дарили храму (особенность –очень большие глаза). В примитивных культурах увеличение какого-либо органа означало почитание. Большие глаза – всезнание, всеведение. Ранние адоранты сделаны из глины и мягкого камня. Развалины храма в Эль-Обейде (2600 г. до н.э.); посвященного богине плодородия Нин-Хурсаг. Впервые в украшении здания были применены круглая скульптура и рельеф. Статуи львов по бокам входа были выполнены, как и все другие скульптурные украшения Эль-Обейда, из дерева, покрытого медными прочеканенными листами. Инкрустированные глаза и высунутые языки, сделанные из цветных камней, придавали этим изваяниям яркий красочный облик. Пластика середины 3 тысячелетия до н.э. характеризуется преобладанием мелкой скульптуры, главным образом культового назначения; исполнение ее еще достаточно примитивно. Большим совершенством в Древнем Шумере отличалась металлопластика я другие виды художественного ремесла. В 24 в. до н.э. возвысился семитский город Аккад, объединивший под своей властью большую часть Двуречья. В искусстве Аккадского царства (24 - 23 вв. до н.э.) получили развитие реалистические тенденции.
Одним из лучших произведений этого времени является победная стела царя Нарамсина. Стела Нарамсина высотой 2 м выполнена из красного песчаника. Она повествует о победе Нарамсина над горными племенами.Новые черты приобретает и круглая скульптура, примером которой является найденная в Ниневии скульптурная голова из меди, условно называемая головой Саргона I - основателя аккадской династии. Существует культ солнца. На голове вождя рога, которые обозначают солнце, символ мудрости, однако в более раннее время – символ божественного происхождения. Шумеро-аккадское искусство. Появляются адоранты, выполненные из гладкого твердого отполированного камня. Шумерийцами был создан зиккурат — своеобразный тип культовых построек, в течение тысячелетий занимавший видное место в архитектуре городов Передней Азии. Зиккурат возводился при храме главного местного божества и представлял высокую ступенчатую башню, сложенную из кирпича-сырца; на вершине зиккурата помещалось небольшое сооружение, венчавшее здание, - так называемое «жилище бога».
Лучше других сохранился много раз перестраивавшийся зиккурат в Урет воздвигнутый в 22 - 21 веках до н.э. (реконструкция).
Реконструкция храма в Эль- Обейде
Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 358;