Что такое моральный порядок?
Если в других, менее сложных областях жизни, система самоконтроля функционирует достаточно эффективно, то в области морального порядка она нередко подводит, что особенно хорошо заметно в случае неврозов. Возникающий моральный порядок отличается необычайной изменчивостью, зависит от настроения и эмоциональных установок и угрожает наиболее уязвимым местам в отношениях с другими людьми и с самим собой.
Кроме того, нарушения такого порядка легко распространяются на самые глубокие уровни системы самоконтроля, находящиеся за пределами сознания (совесть подсознания, суперэго). Таким образом, существует естественная предрасположенность к искажению и гиперболизации моральных аспектов «автопортрета».
Решения, относящиеся к вопросам морального порядка, являются в общем случае самыми трудными, поскольку затрагивают наиболее сложные реакции социального окружения, от которого в свою очередь зависит и наиболее значимая оценка в последней инстанции собственной личности. Поэтому принятие подобных решений можно считать высшим испытанием человека.
Поэтому решения морального порядка требуют наибольших усилий и предельного напряжения, связанного с сомнениями при выборе предпочтительных вариантов противоположных функциональных структур. Возникает глубочайшая пропасть между «добром» и «злом». Но такое разделение является необходимым для принятия решения морального порядка. И чем труднее вопрос, тем глубже граница, разделяющая альтернативные решения, поскольку такой контраст облегчает их выбор.
Однако то, что оказалось отвергнутым, не исчезает из нашего сознания, а сохраняется в нем как один из нереализованных вариантов и, может быть, даже более близкий нашему внутреннему миру, чем тот, который был реализован.
Поскольку реализация функциональных структур связана с тем, что они становятся затем элементами жизни человеческого сообщества и уходят во внешний мир, то это «обобществление» лишает их свойств индивидуальности и персональной принадлежности.
В то же время нереализованная функциональная структура в силу только одного факта, что она сохранилась в пределах границ внутреннего мира, является более индивидуальной и принадлежит «сфере интимного» данного человека, а потому оказывает большее влияние на формирование его «автопортрета». Все это оборотная сторона медали нашего сознания или «тень» по Юнгу, свойственная в большей или меньшей степени каждому человеку.
У людей, обнаруживающих большую нерешительность при принятии решения, с характерными чертами интровертного типа «тень» является более сильной, чем у экстравертов, решения которых отличаются большей импульсивностью. Исключенный вариант решения обладает способностью перемещения из области сознательного в область бессознательного.
Поскольку сознание должно быть обращено к действительности, то есть к выбранным для реализации функциональным структурам, постольку то, что оказалось отброшенным как неприемлемое, должно покинуть пределы сознательного.
Вытеснение функциональных структур за пределы сознательного несет в себе опасность активизации структур, существующих в подсознании. То, что оказалось вытесненным из сознания, как бы обрастает содержанием бессознательного и поэтому нередко приобретает гипертрофические размеры. Вероятно, именно здесь имеет свое начало двойственность человеческой природы. Человек примерного поведения должен подавлять в себе потенциально «плохие» функциональные структуры, но они, вытесненные за пределы сознательного, инициируют деятельность бессознательного, растут в своих размерах, приобретая чудовищные формы, и оказывают соответствующее влияние на формирование «автопортрета».
Вследствие этого человек нередко видит себя в гораздо худшем свете, чем тот, чья деятельность отличается большей спонтанностью, а потому складывается как из «хороших», так и из «плохих» функциональных структур. Иногда человек пытается отбросить «оборотную сторону медали», считая, что зло, обнаруженное в себе самом, не имеет к нему отношения. Что это кто-то другой, укрывшийся в нем самом, провоцирует рождение «плохих» мыслей и даже его дурные поступки. Члены одной из религиозных сект раннего средневековья (манихеи) верили, что греховны не мы сами, а какая-то иная натура, скрывающаяся в нас.
Решение проблемы «обратной стороны медали» играет важную роль в психотерапии. Психиатр должен помочь больному выявить и принять к сведению наличие подавленных «плохих» наклонностей. Благодаря этому они извлекаются наружу, то есть реализуются и воспринимаются человеческим сообществом, а потому теряют свою разрушительную силу.
После такого «очищения» настроение больного, как правило, улучшается, поскольку подавляемые функциональные структуры, инициирующие деятельность структур бессознательного, привносят вместе с собой в эмоциональный колорит мира больного и в первую очередь в колорит его собственного образа цвета ночи.
«Грехи», совершенные в мыслях, обычно кажутся более тяжелыми, потому что они отличаются большей интимностью и сокровенностью, а потому они легче вытесняются в область бессознательного, чем совершенные словом или делом и потому принадлежащие внешнему миру.
Невротические нарушения деятельности системы самоконтроля в области морали чаще всего связаны с формированием фальшивого и несоответствующего реальности образа самого себя и окружающего мира. Как правило, это инфантильная идеализация. Социальное окружение должно быть таким же добрым и справедливым, как материнская среда в раннем детстве. Естественно, подобные ожидания не находят подтверждения в действительности и вызывают чувство обиды, порождающее в дальнейшем невроз.
Представление о самом себе так же является идеализированным и, вследствие этого, нереальным и недостижимым, что в свою очередь приносит чувство вины. Ощущение морального порядка требует большой эмоциональной зрелости, позволяющей увидеть как самого себя, так и весь окружающий мир в его красочном многообразии, а не только в черном и белом.
Моральный порядок не является чем-то исключительно свойственным человеку. Он существует только в более примитивных формах и в мире животных. У животных (особенно у высших млекопитающих) также существует своего рода кодекс запретов и правил социальной жизни. Нарушение данного кодекса вызывает у животных реакцию в основных чертах аналогичную реакции человека.
У животных обнаруживается чувство вины, его настроение ухудшается, а его отношение к «социальному окружению» обычно приобретает форму большей покорности. У домашних животных «социальное окружение» представлено чаще всего самим человеком, и именно он выступает в роли создателя норм поведения.
У диких животных подобные нормы формируются в течение столетий общественной жизни. Очевидно, они передаются от поколения к поколению на основе традиций, как и у людей, хотя нельзя исключить возможность их биологического происхождения (на основе генетического плана).
Нам неизвестно, в какой степени является «закодированным» в генетическом плане моральный порядок, которым руководствуется человек. Вероятно, что некоторые основные тенденции, обнаруживающиеся при формировании высших систем самоконтроля, обусловлены генетическими факторами. Данные тенденции имеют положительную корреляцию с ин- троверсией и отрицательную — с экстраверсией.
Интроверты более склонны к самоконтролю, чем экстраверты, и менее уверены в своем моральном порядке. Им также в большей степени свойственны сомнения и моральные колебания. Система морального самоконтроля у них более развита, но одновременно и менее стабильна. Вероятнее всего эти черты обусловлены особенностями конституции.
Открытым остается вопрос: возникает ли представление о добре и зле исключительно благодаря интернализации общественного мнения, или оно (по крайней мере отчасти) обусловлено генетически? Являются моральные категории исключительно результатом воспитания, или так же существует и некая «естественная» мораль?
Воспользовавшись аналогиями из мира животных, следует допустить существование еще одной вероятности: существование наследуемой естественной морали (anima naturaliter Christiana). В истории человечества неоднократно предпринимались попытки воспитания человека вопреки этой гипотетической естественной морали (хотя бы в период гитлеризма), однако все они в конечном счете оказывались неудачными.
Получается, что человек не может переступить границы человеческой морали, поскольку обречен на угрызения совести. Часто именно она является причиной невротического упадка настроения или ипохондрического поведения. Ощущение болезни в данном случае становится своеобразным наказанием, нередко вызывающим также различного рода страхи и психотическое видение себя и окружающего мира.
Тот факт, что человек сам для себя является более суровым судьей, чем окружение, вероятно, можно объяснить тем, что дополнительно к действию внутренней системы наказаний и поощрений подключается архаическая компонента совести, коренящаяся в области подсознания.
Существование высшей (моральной) системы самоконтроля проявляется в том, что в человеческом сознании его собственная психика как бы образуется из трех компонент: эмоционально-чувственной, рассудочной и моральной — anima vegetativa, intellectuals et spiritualis (moralis) Галена.
С древнейших времен до наших дней многие философы принимали подобную концепцию триады человеческой психики. А философским концепциям природы человека предшествовали теологические концепции.
Во многих религиях принимается тройственная природа Бога. В христианской религии споры о тройственной природе нередко доводили до кровопролития, пока Никейский собор (325 г.) не установил авторитарно природу Святой Троицы. В известной степени теология (наука о природе Бога) выполняет роль аналогичную антропологии (науке о природе человека) или теоретической физики в отношении экспериментальной Физики. С конца прошлого века не прекращаются среди психоаналитиков яростные споры о тройственности человеческой природы, по счастью не сопровождающиеся кровопролитием.
Ощущение тройственности человеческой природы можно объяснить тем, что человеческий ум склонен воспринимать действительность как совокупность контрастов (тезиса и антитезиса), на основе которых осуществляется выбор промежуточной и наиболее приемлемой структуры (синтез). Троица играет важную роль во многих религиозных и философских системах. Безусловно, мы не знаем, можно ли действительность представить разложением на противоположные процессы, как мы их ощущаем.
Но такой ритм утверждения и отрицания можно обнаружить почти во всех известных явлениях: день и ночь, жизнь и смерть, мужественность и женственность, ян и инь, добро и зло, красота и уродство, Бог и дьявол, небо и пекло, —1 и +1, электрон и позитрон, материя и антиматерия, процессы анаболические и катаболические, побуждение и торможение, деполяризация и гиперполяризация, радость и печаль, любовь и ненависть и т. д.
Трудно ответить на вопрос, может ли человек лишенный совести быть счастлив, поскольку подобную ситуацию можно назвать абсолютно условной. Система самоконтроля является составной частью любого живого организма, а совесть является его неотъемлемой компонентой, отвечающей за управление наиболее сложными отношениями человека с окружением. Эффективность системы самоконтроля ослабевает по мере усиления жизненной активности и улучшения настроения, и, наоборот, усиливается по мере их понижения.
Дата добавления: 2023-08-18; просмотров: 371;