Чувство обиды. Установка «над»
Если человек ожидает от окружающих доброжелательности, а сталкивается с чем-то противоположным, то у него возникает чувство обиды. Общественное мнение в этом случае оказывается несправедливым судьей. Чувство вины, если вообще о нем можно говорить, кроется в неправильной оценке нас окружением или в собственных ошибочных оценках правдоподобия.
Чаще всего и тот, и другой факторы оказывают свое влияние одновременно. Чувство обиды автоматически вызывает усиление и преобладание установки «от» в отношении к окружению й желание избавиться или сбежать от «несправедливого судьи».
Одновременно обнаруживается феномен регрессии, то есть поспешные попытки отыскать поддержку в более старших и надежных функциональных структурах. Обиженный человек нередко начинает искать у окружающих «отеческой справедливости», ведет себя как ребенок, обнаруживая чисто детские эмоциональные реакции.
Вследствие этого механизм оценки правдоподобия относительно характера его социальных отношений также становится «детским» и, соответственно, более чувствительным к обидам, наносимым окружающими, поскольку социальная среда зачастую очень непохожа на «материнскую» с ее терпимостью и «отеческой» справедливостью.
Таким образом, возникает замкнутый круг эмоциональных реакций. Чувство обиды вызывает регрессию, включая механизм оценки правдоподобия для социальных отношений, а «детские» оценки легко порождают чувство обиды, поскольку опираются на то, что было заложено «материнской средой».
Мир, наносящий обиды, является враждебным миром, с которым можно бороться в надежде, что справедливость восторжествует, опираясь при этом обычно на ложные оценки правдоподобия. Такая борьба изначально обречена на поражение, в конце концов приходит смирение и покорность, и пропадает вера как в самого себя, так и в окружающий мир. И окружающий мир становится серым и печальным, а к человеку приходит ощущение собственной никчемности.
Чувство обиды обычно связано с конкретными людьми и ситуациями, но вследствие генерализации чувств распространяется на все окружение. Враждебность, испытываемая по отношению к одному человеку, таким образом, распространяется на весь мир. В чувстве обиды коренится элемент детского деспотизма, когда человек пытается навязать собственные представления о справедливости всему миру и испытывает фрустрацию, когда окружающий мир эти представления не воспринимает и поэтому воспринимается как злой и несправедливый.
Установка «над». Одна из основных потребностей человека заключается в том, чтобы навязать собственные представления о порядке своему окружению: изменить мир «по образу и подобию своему». Так проявляется влияние упоминавшийся ранее установки «над», которую в отличие от установок «к» и «от», наблюдающихся также и в животном мире, можно считать особенностью человека.
Благодаря силе влияния этой установки возникает культура, и благодаря ей человек выходит за пределы своей конкретной жизни. Его прошлое и будущее простираются далеко за границы его жизни (происхождение культуры и трансцендентность стремлений человека).
Попытка изменить мир не является легкой задачей. При реализации установки «над» человек встречается с сильным сопротивлением окружающей среды. Каждый человек по-своему пытается изменить окружение, и с этим связано начало многих конфликтов между людьми и сопутствующая им фрустрация.
Ощущение собственного бессилия в попытках изменить облик мира приходит раньше, чем ему удается выполнить хотя бы малую часть своих планов. Бессилие поначалу вызывает повышенную агрессивность по отношению к окружению, которая рано или поздно оказывается исчерпанной, и ее место занимают безразличие и покорность, а окружающий мир уже не привлекает к себе, а отталкивает.
Обычные условия реализации установки «над» предполагают, что на одних полях «жизненных сражений» человек одерживает победы, а на других — сам оказывается побежденным. Он преобразует окружающий мир и меняется вместе с ним. Но если установка «над» связана с избыточной эмоциональной нагрузкой, что зачастую происходит при неудовлетворенности установки типа «к», то легко осуществляется генерализация чувств. Чувство поражения и ощущение собственного бессилия выходят за пределы поля «проигранного сражения» и распространяются на весь окружающий мир.
Невозможность реализации установок «к» и «над» вызывает у человека ощущение одиночества. Утратив возможность любить или созидать, он чувствует себя чужим в окружающем его мире, не видит перед собой никаких целей, и его жизнь становится пустой, лишенной любви и вместе с этим своих красок.
Дата добавления: 2023-08-18; просмотров: 343;