ОТКРЫТИЕ СПОРТИВНОГО СЕЗОНА (Сценарий)
(Звучат спортивные песни и мелодии. Зрители занимают места, а команды - исходные позиции. Звучат фанфары. Выходят два чтеца, командующий парадом и главный судья соревнований).
Чтец: Солнце, веселым светом
на стадионы брызни,
«Спартакиада» – это
Символ борьбы и жизни.
Под спортивным флагом
Мир здоровей и крепче,
К счастью пружинистым шагом
Ступает, расправив плечи.
Командующий парадом: На торжественный парад, посвященный открытию спортивного сезона в лагере, шагом марш!
(Выход и построение команд)
Парад! Смирно! Равнение на средину! Товарищ главный судья соревнований! Дружина «Бригантина» к открытию спортивного сезона готова Командующий парадом……….
Главный судья: (приветствие)
Командующий: Вольно!
Главный судья поздравляет участников спартакиады. Выражает уверенность в том, что ее проведение поможет сохранить мир на земле.
Чтец: Прочь, полигоны смерти
Лучше под гром оваций
На стадионах
Честно соревноваться!
Пусть не для всех удача,
Пусть не для всех медали,
Если боролись, значит
Внутренне побеждали
(Фанфары. Фонограмма на вынос флага. На стадионе с правого фланга строя появляется группа из двух юношей и двух девушек, торжественно несущих флаг спартакиады. Мерным шагом они проходят перед строем. Остальную часть пути они преодолевают бегом).
Чтец: (когда флаг проносится перед строем). На флагах не пишут слов, но мужчины и женщины, взрослые и дети, черные, желтые и белые люди всей Земли знают, что 5 разноцветных, переплетенных на белом полотнище колец, являются праздником Мира, Дружбы...
Чтец: ...Они говорят об истинной спортивной борьбе. Они призывают спортсменов бороться друг с другом только на стадионе и никогда не встречаться на полях войны.
Командующий: Право поднять флаг спартакиады предоставляется Флаг поднять!
(Фанфары. Фонограмма на вынос огня. На стадионе появляется юноша с факелом, бегом направляется к левому флангу строя. Начинается эстафета передачи факела, в которой участвует капитаны команд. На правом флаге последним принимает факел другой юноша, бегом направляется к чаше и зажигает в ней огонь спартакиады).
Чтец: (во время эстафеты огня перед строем).
Когда огонь над олимпийской чашей летит навстречу праздничному дню, нельзя, друзья, не вспомнить и о нашей причастности к чудесному огню. Призыв фанфар до нас доносит эхо и на душе светлее от того, что нам понятна формула успеха: Один за всех и все за одного!
Чтец: Мы крепко дружим, спорим откровенно,
И к доброте никто из нас не глух,
И, несомненно, можно без рентгена
Увидеть в каждом олимпийский дух.
Пускай не всем вручаются награды,
Не всем цветы и славы бубенец,
Но, право, есть в огне спартакиады
Жар наших спорту преданных сердец!
Главный судья: (в момент зажжения огня). Огонь спартакиады зажжен. Спортивный сезон……………..смены открыт.
УРА!
(творческий коллектив выступает с хореографической композицией).
Чтец: В честь чемпионов гордо
Гимны звучат на аренах,
Стала большим рекордом
Дружба среди спортсменов.
Ей не страшны преграды,
Каждому как награда – Старты спартакиады,
Здравствуй, спартакиада!
Чтец: Сегодня первый день соревнований. Послушайте, пожалуйста, программу на день (зачитывается программа).
Командующий: Команды! Нале - направо! С парада открытия спортивного сезона по местам соревнований шагом марш!
(Фонограмма. Спортивный марш. Звучат спортивные песни и мелодии). ( приложения № 1, 2, 3, 4)
ВЕСЕЛЫЕ СТАРТЫ
С каждым годом все большее распространение у нас в стране и за рубежом получают соревнования школьников по комплексам подвижных игр «Спортландия», «Веселые старты», «Делай с нами» и т.д. Как показывает многолетний опыт, эти соревнования способствуют массовому привлечению детей к регулярным занятиям физическими упражнениями, лучшему усвоению школьной программы по физической культуре. Важно правильно подбирать задания, не допускать переутомления и перевозбуждения детей.
Комплексы подвижных игр, эстафет, упражнения должны составляться с учетом школьной программы по физической культуре, соответствовать возрасту и физической подготовленности детей, быть различными по содержанию и форме. Особенно привлекают детей игры с необычным сюжетом, оригинальными движениями, красочным спортивным инвентарем.
Комплекс 1 (7- 9 лет)
Построение. Марш на выход команд. Представление команд и жюри. Обмен приветствиями. Построение команд.
1. Эстафета «Катание мячей». 2. Эстафета «Туннель». 3. «Пограничники и парашютисты». 4. «Извилистая дорожка». 5. «Спортивный номер». 6. Эстафета с прыжками. 7. «Сбор грибов». 8. «Пятнашки с лентами». 9. Номер художественной самодеятельности. 10. «Бой петухов». 11. Эстафета «Посадка картофеля». 12. Показательные спортивные выступления. 13. Подведение итогов.
Комплекс 2 (10-12лет)
Начало то же, что и в комплексе 1. 1. «Встречные передачи». «Гонка обручей». 3. «Пионербол». 4. «Коршун и наседка». 5. Спортивный номер. 6. «Охотники и утки». 7. Спортивный номер. 8. Переноска раненых 9. «Жмурки-носильщики» 10. «Подвижная цель». 12. Номер художественной самодеятельности. 12. Перетягивание каната. 13. Комбинированная эстафета. 14. Показательные спортивные выступления 15. Подведение итогов.
Комплекс 3 (13-14лет)
Начало то же, что и в комплексе 1. 1. «Погрузка арбузов». 2. Встречная эстафета. 3. «Минное поле». 4. «Защита укреплений». 5. Эстафета «Сквозь обручи». 6. «Подсечка». 7. «Борьба за мяч». 8. Спортивный номер. 9. «Вьюны». 10. Спортивный номер. 11. «Полоса препятствий». 12. «Расстановка городков». 13. Номер художественной самодеятельности. 14. Борьба на бревне. 15. Комбинированная эстафета. 16. Показательные спортивные выступления. 17. Подведение итогов.
Комплекс 4 (14 – 15 лет)
Начало то же, что и в комплексе 1. 1. «Гонка мячей». 2. Встречная эстафета с ведением баскетбольного мяча. 3. Построение и штурм крепости. 4. «Круговой баскетбол». 5. Эстафета «Гусеница». 6. «Два огня». 7. Спортивный номер. 8. «Вьюны». 9.Спортивный номер. 10. Полоса препятствий. 11. «Шнурбол». 12. «Поезда». 13. Номер художественной самодеятельности. 14. Конкурс атлетов. 15. Комбинированная эстафета. 16. Показательно спортивные выступления. 17. Подведение итогов.
Комплекс 5 (14 - 15 лет)
Начало то же, что и в комплексе 1.1. Встречные передачи. 2. «Гонка обручей». 3. «Вьюны – карусель». 4. Встречная эстафета с обручами и булавами. 5. Спортивный номер. 7. «Охотники и утки». 8. Полоса препятствий. 9. «Сбор грибов». 10. Эстафета «Сквозь обруч».11. «Поезда». 12. Номер художественной самодеятельности. 13. «Перетягивание канатов». 14. Комбинированная эстафета. 15. Показательные спортивные выступления. 16. Подведение итогов.
Как видно, комплекс состоит из 5 частей. Первая часть-марш, приветствие, представление команд и жюри - имеет организационное значение и непродолжительно по времени. Вторая часть состоит из 2-3 игр, в которых участвуют все ребята. Эти игры не сложны и сходны с упражнениями общего воздействия. В них дети проявляют преимущественно ловкость, быстроту действий.
Главное назначение этой части комплекса - создание благоприятных условий для организации внимания участников, снятия предстартового напряжения, подготовка организма к предстоящей нагрузке.
Третья часть наиболее продолжительна и сложна. Основу ее составляют игры, в которых участвуют одновременно и по очереди все дети. Здесь есть так называемые «вставки-разрядки» в виде спортивных номеров, которые способствуют снижению физической нагрузки и эмоционального возбуждения как участников, так и болельщиков.
Четвертая часть предназначена для создания правильных условий протекания процессов восстановления сил. Для этого используются игры со средней и малой психической и физической нагрузкой, с относительно легкими по координации движениями. В эту часть могут быть включены номер художественной самодеятельности, конкурс болельщиков.
Пятая часть, как и первая, непродолжительна и имеет организационное значение (подведение итогов, награждение команд).
Такое построение комплекса примерное и может изменяться в зависимости от конкретных обстоятельств. Целесообразное нарастание и распределение нагрузки в комплексе обеспечивается подбором соответствующих игровых средств, их расположением и дозировкой. Если представить нагрузку графически (по данным пульса), то она будет иметь вид кривой, постепенно повышающейся в первой, второй и третьей частях и снижающейся до уровня, близкого к исходному в конце. Содержание игр, их количество и связанная с этим продолжительность комплекса зависят, первую очередь, от возраста участников соревнования. Наиболее целесообразным представляется такое соотношение игрового материала, при котором игры со средней психической и физической нагрузкой составляют 60-70 %, а с малой – 30-40 %. Больше всего в комплексы включаются эстафеты (около 50 %), а меньше – игры типа аттракционов, поединков, игровых упражнений. В 60-70 % игр ребята соревнуются по очереди, в 30-40 % все одновременно. В состязаниях участвует примерно равное число мальчиков и девочек, в 1 комплексе во всех играх мальчики и девочки могут соревноваться вместе, в остальных комплексах (4 - 6 играх) – раздельно.
Описание наименее известных игр и эстафет, приведенных в комплексах.
«Туннель». Девочки каждой команды строятся в шеренги лицом друг к другу (расстояние между командами 5-6 м). В руках у них гимнастические обручи, которые они ставят на пол таким образом, чтобы получился туннель (расстояние между обручами 1-1,5 м). Напротив каждого туннеля строятся мальчики в колонну по одному за линией старта, которая находится в 6 м от первого обруча. За линией финиша (6 м от последнего обруча) напротив каждого туннеля лежат флажки по количеству мальчиков в команде. По сигналу ведущего первые мальчики в колоннах пролезают сквозь туннель, бегут к линии финиша, поднимают флажок и кричат: «Есть!». По этому сигналу выбегает следующий игрок, проделывает то же, что и первый, и так до последнего участника. Выигрывает команда, чьи ребята раньше выполняют задание. Игра может быть продолжена - мальчики и девочки меняются местами.
«Пограничники и парашютисты». Два игрока одной команды-«пограничники», все игроки другой команды – «парашютисты». «Пограничники» берутся за руки и становятся за лицевой линией. По сигналу «пограничники» начинают преследовать «парашютистов», стараясь поймать их. «Парашютист» считается пойманным и выбывает из игры, если «пограничникам» удалось сомкнуть вокруг него руки. Затем команды меняются ролями. Выигрывает команда, у которой осталось больше «парашютистов». Игра может проводиться на время или до конечного результата (когда пойманы все «парашютисты» – победитель команда, затратившая на это меньше времени).
«Извилистая дорожка». Девочки каждой команды с гимнастическими обручами в руках становятся в шеренги и образуют своеобразную цепь (держат стоящие на полу обручи – свой и соседа). Мальчики располагаются в колонны по одному за общей линией старта, напротив девочек своей команды. У первого мальчика в руках мяч. По сигналу мальчики пробегают через обручи то с одной стороны, то с другой, затем возвращаются назад к своей колонне и передают мяч следующему игроку. По окончанию эстафеты мальчики и девочки меняются ролями. Выигрывает команда, чьи игроки раньше выполнят задание.
«Сбор грибов». От каждой команды участвуют мальчик и девочка. Сначала соревнуются девочки, а потом мальчики. Зачет раздельный. В одном конце площадки ставят две табуретки, метрах в 5 друг от друга. На них ставят 5 городков. На другом конце площадки на табуретках садятся игроки с завязанными глазами. По сигналу они начинают переносить городки (по одному) на табуретки, на которых сидели. Побеждает тот, кто раньше перенесет городки на свою табуретку. Ведущий следит, чтобы ребята не сталкивались между собой.
«Минное поле». Девочки каждой команды становятся в колонну по одному с одной стороны лицевой линии волейбольной площадки, а мальчики – с другой, напротив. Между встречными колоннами в шахматном порядке положено по 10 гимнастических, обручей, расстояние между которыми примерно 2-2,5 м. У каждого направляющего мальчика ящик с «патронами» (небольшой картонный ящик, коробка). По сигналу мальчик с ящиком выбегает вперед и начинает прыгать из обруча в обруч. Закончив прыжки, он бежит к колонне девочек, передает ей ящик, а сам становится за девочками. Девочка, получив ящик, таким же образом несет его мальчикам. Выигрывает команда, игроки которой быстрее закончат эстафету с меньшим количеством ошибок (штрафных очков) – наступил игрок на мину-обруч, оказался вне пределов обруча и т.д.).
«Подсечка». Соревнующиеся образуют круг с таким расчетом, чтобы игрок одной команды стоял между двух игроков другой команды. В центре круга ведущий со скакалкой в руках. Он равномерно вращает скакалку, а ребята подпрыгивают, чтобы не задеть ее. Тот, кто заденет скакалку, выбывает из игры. Игра продолжается 2-3 минуты. Выигрывает команда, в которой по истечении времени останется больше игроков.
«Шнурбол». В игре участвуют только мальчики. На концах 5-6 м шнура делаются небольшие петли. Посередине привязывают шпагат длиной 80 см, к которому прикрепляется волейбольный мяч. Играющие, по одному от команды, берутся за петли и по сигналу начинают тянуть шнур в свою сторону, а в удобный в удобный момент стараются подбежать и ударить по мячу ногой. Выигрышное получает команда, игрок которой раньше дотронулся до мяча ногой. Нельзя подтягивать шнур второй рукой, наматывать его на кисть, выпускать из рук и поворачиваться к сопернику спиной. Если в течение минуты никто не добьется успеха, дается ни (или команды не получают очков). Выигрывает команда, бравшая большее количество очков.
В условиях лагеря «Веселые старты» стали массовыми спортивно-оздоровительными мероприятиями, развивающими ловкость, гибкость, быстроту. Ответственность каждого участника команды в борьбе за победу и коллективные действия играющих являются ценным воспитательным фактором. Требования строго соблюдать установленные правила воспитывают дисциплинированность, умение управлять своими эмоциями, помогают совершенствовать волевые качества, а в силу своей зрелищности служат хорошим средством пропаганды физической культуры и спорта. В лагере подготовка игровых упражнений может проводиться на «часе физической культуры», на прогулках в лесу, во время проведения игры, зарядки. Простота и доступность упражнений позволяют привлечь к соревнованиям на различных этапах всех отдыхающих в лагере детей с 7 до 15 лет.
Для всех категорий лагерей обязательными являются соревнования на первом этапе – внутриотрядные. В каждом отраде комплектуются 3-4 команды, между которыми проводятся «веселые старты». Программа составляется в зависимости от возраста участников. Организаторам соревнований следует помнить, что правильное комплектование команд - одно из условий, так как Уравнивание шансов на победу придает соревнованиям особую остроту, обеспечивает объективность при определении победителя, настраивает на бескомпромиссную борьбу от начала до конца спортивных встреч. В младших отрядах в период подготовки к играм необходимо несколько раз «проиграть», программу игр с Целью знакомства и овладения определенными двигательными Действиями. На этом этапе соревнований к ним следует привлекать всех детей. Временно освобожденные ребята должны принять Участие в судействе, подготовке инвентаря, размножении протоколов для членов жюри. В процессе соревнований по различным играм, эстафетам выделяются наиболее ловкие девочки и мальчики- претенденты в сборную отряда на первенство лагеря. Для проведения встреч по играм «Веселые старты» между отрядами обычно составляются команды в смешанном составе: 5-6 мальчиков и столько же девочек. Эта команда выступает в одном и том же составе по всей программе соревнований. Однако данный вариант не обеспечивает массовости на втором этапе соревнований. Для решения этой задачи мы применили другой способ комплектования команд: в каждом отряде создается 3-4 команды по 8-10 человек. Они выступают в 2-3 играх, после чего меняются составы для проведения следующих 2-3 эстафет и т.д. Каждая команда имеет свой номер и название. Очередность выступления команд может определяться предварительным жребием, который проводится перед началом соревнований главным судьей.
Проведение общелагерных соревнований с участием отрядов разного возраста требует от организаторов дифференцированной оценки результатов программы, соответствующей степени подготовленности команд, учитывающей дистанции бега на этапах, сложность преодоления препятствий, размер и вес предметов для передачи.
В лагере с 10-12 отрядами соревнования на втором этапе целесообразно проводить между группами отрядов одного возраста (8-10 лет, 11-12 лет и 13-14 лет). Каждую группу отрядов судит своя судейская бригада.
В каждой из возрастных групп отрядов имеются и старшие, и младшие. Например, в младшей группе 10-летние мальчики и девочки, безусловно, сильнее и быстрее своих 8-летних соперников. Для того, чтобы уравнять шансы на победу, надо ставить перед собой следующие условия: в линейной эстафете с пробеганием дистанции и передачей следующему участнику предмета, для 8-летних длина пути составляет 8 м, для 9-10-летних - 9 и 10 м соответственно. Если же эстафета призвана способствовать развитию скоростно-силовых качеств, можно при единой дистанции бега давать разные веса предметов (например, 8-летним - волейбольные мячи, 9-летним - баскетбольные, 10-летним - набивные весом в 1 кг).
В больших лагерях, где имеются 8-9 отрядов, следует проводить третий этап соревнований - между командами отрядов- победителей дружины в своей возрастной группе. На третьем этапе в финальных соревнованиях могут принять участие сборные команды вожатых.
Соревнования по играм «Веселые старты» следует открывать парадом участников. Командующий парадом под марш выводит колонну и отдает рапорт о готовности команд к состязаниям. Главный судья после приветствия участников предоставляет слово почетному гостю и объявляет общий порядок проведения соревнований, порядок определения победителей и награждения. Затем представляются члены жюри, которые занимают места за столом главного судьи. На столе главного судьи кубки, вымпелы, грамоты, приготовленные для награждения победителей в каждой группе участников. За главным судейским столом располагаются врач и медицинская сестра, готовые оказать врачебную помощь в случае травмы.
В финале следует проводить 7-8 игр – эстафет, но они, как правило, несколько отличаются по своей сложности и содержанию от тех, которые использовались на соревнованиях второго этапа между отрядами в каждой дружине. Ведущие перед каждой игрой объясняют содержание и правила, а для того, чтобы команды выступали с меньшим числом ошибок или вообще без них, кроме объяснения игры ведущий на примере одного-двух игроков какой-либо команды показывает для всех способ преодоления препятствий или передачи предмета в этой игре. После этого ведущий по микрофону обращается ко всем участникам, есть ли у кого вопросы? И только после выяснения неясных моментов игры дается общий старт двум командам.
Построение команд в колонну по одному. Впереди каждой команды – капитан с повязкой на руке или отличительным знаком на майке. За капитаном стоят 5-6 мальчиков, за ними 5-6 девочек. Расстояние между командами не менее 3 м. Это условие необходимо соблюдать, чтобы избежать столкновения игроков разных команд. С этой же целью надо ставить в конце каждой команды еще. По одному судье, который не только фиксирует нарушение правил, но и помогает навести порядок в команде во время игры.
Таблица 3 – Сводный протокол соревнований «Веселые старты»
Игры-эстафеты | ||||||||
Команды | Кол-во очков после 2 видов | Кол-во очков после 3 видов | И т.д. | Всего очков | Место | |||
Варианты игр на различных этапах соревнований
Перед началом игры все участники стоят в определенной последовательности со своими предметами. Количество предметов в каждой команде равно числу участников: два-три гимнастических обруча, три кубика разных цветов, столько же мячей (баскетбольных, футбольных и волейбольных), гимнастическая скакалка, набивной и теннисный мячи, эстафетная палочка. По команде «Марш!» капитаны команд бегут к своей стойке (табуретке) и кладут сверху первый обруч. Возвращаясь назад, каждый касается левой рукой свободной руки второго участника, который стоит на линии старта со вторым обручем, тот делает то же самое. Последующие игроки готовятся заранее на линии старта и поочередно, после касания руки возвращающегося, относят свои предметы на указанное место. Судьи следят за тем, чтобы все предметы игроки положили в обручи. Если, например, мяч выкатился из обручей, участника возвращают назад или начисляют команде штрафные очки (секунды). Последняя участница, положив эстафетную палочку, возвращается к линии старта. Как только она касается руки капитана, стоящего на линии старта, команда завершает игру (по секундомеру). С учетом штрафных секунд определяется окончательное место команды. Эти результаты учитываются на специально подготовленном табло.
«Гонка мячей»: исходное положение в колонну по одному. У капитанов по два мяча - набивной и баскетбольный. По команде ведущего «Внимание!» участники поднимают руки вверх для приема мяча. По команде «Марш!» капитаны передают назад вначале набивной, затем баскетбольный мячи. Вес набивных мячей должен быть разным, в зависимости от возраста участников: 1 кг у младших, 2 кг у средних, 3 кг у старших. Правилами предусматривается только передача мяча. Броски мячей через несколько участников считаются грубой ошибкой. Последний участник, получив оба мяча, подбегает к капитану и, встав перед ним в той же последовательности, отдает мячи над головой. По окончании эстафеты капитан команды поднимает оба мяча вверх (вернувшись на свое место), а вся команда поднимает руки в стороны. По этому сигналу судьи фиксируют время окончания эстафеты у данной команды. Эта эстафета с небольшой двигательной активностью. В дальнейшем целесообразно составлять такой порядок проведения эстафет, чтобы они чередовались по нагрузке. После проведения этой эстафеты судья-информатор сообщает по микрофону результаты данной игры и сумму мест (очков) после двух видов программы.
«Между обручей»: построение в колонну по одному. У капитанов команд (мальчиков) футбольные мячи, а у первых девочек – баскетбольные. Между линией старта и стойкой (табуретом) на равном расстоянии друг от друга держат два-три обруча. По команде «Внимание!» капитаны кладут мячи на линию старта и принимают стойку футболиста для ведения мяча. По команде «Марш!» капитаны зигзагом поочередно обводят обручи, а также стойку (табуретку), где лежат все остальные предметы для игр, на обратном пути опять обводят обручи и от первого (в колонне) обруча делают точную передачу второму игроку. Тот выполняет то же задание. Как только последний мальчик в команде закончит ведение мяча и пошлет его на линию старта, первая девочка начинает вести таким же образом баскетбольный мяч, (футбольный мяч подбирает капитан команды). Последняя участница, закончив ведение, броском передает мяч капитану команды. Капитан команды, поймав баскетбольный и подняв с земли футбольный мяч, поднимает оба мяча вверх, а вся команда поднимает руки в стороны. По этому сигналу команде определяется место (время фиксируется по секундомеру). В данной игре нецелесообразно начислять команде штрафные очки в случаях нарушения правил. Лучше будет, если судья заставит нарушившего правила вернуться назад, к месту, где произошло нарушение, и повторить задание.
«Между ног»: исходное положение в колонну по одному, ноги врозь. У ног капитана 3 мяча: баскетбольный, волейбольный и футбольный. По команде «Марш!» капитан, наклонившись вперед, передает баскетбольный мяч между ног второму участнику, тот третьему и т.д. Затем идет передача футбольного и волейбольного мячей таким же способом. Участники, перекатывая мячи между ногами, стараются не выпускать их из коридора. Последний игрок, получив мячи и прижав их к груди, бежит вперед до стойки (табурета), обегает ее и на линии старта передает капитану для передачи в той же последовательности, а сам становится во главе колонны. Если при передаче участник уронит мяч, он сам Должен исправить положение – поднять мяч и бежать дальше. Как только капитан команды, оказавшись последним, прибежит с мячами на линию старта (она является и линией финиша) и положит их у ног, все участники команды поднимают руки в стороны, обозначая время окончания эстафеты.
«С мячами и обручами»: исходное положение в колонну по одному. У капитанов по два футбольных мяча. Каждая команда выставляет мальчика и девочку. Они берут по обручу и ставят их на землю перпендикулярно к линии бега или вдоль нее. По команде «Внимание!» капитаны с двумя мячами подходят к линии старта. По команде «Марш!» бегут с мячами до первого обруча, пролезают в него любым способом, затем пролезают в другой, обегают стойку (табуретку) и на обратном пути, минуя обручи, быстро бегут мимо своей команды, обегают последнего участника и, подбежав к линии старта, на которой стоит следующий участник, передают ему мячи. Последующие участники повторяют те же движения. Последний игрок, передав мячи капитану, становится в конце колонны играющих, капитан поднимает оба мяча вверх, а вся команда руки в стороны. Ошибки, которые учитываются в игре: касание обруча любой частью тела, передача мячей до и посла старта, потеря мяча при пролезании в обруч или в момент передачи. Для исправления ошибок судья возвращает участника к месту, где совершена ошибка, он пролезает в обруч вторично, не задевая его.
«Через опасную зону»: исходное положение команд в колонну по одному. У капитанов по одному теннисному мячу. Посередине – между командой и стойкой (табуретом) – два человека из числа запасных игроков, медленно вращающих скакалку. По команде «Внимание!» капитаны с мячом в руке (правой) становятся на линии старта. По команде «Марш!» они бегут до скакалки, вбегают в нее, делают один-три прыжка через нее (соответственно подготовленности). Далее они обегают стойку, снова тем же способом преодолевают скакалку и на линии старта передают теннисный мяч второму участнику. Тот проделывает то же самое и т.д. Как только последний игрок, преодолев скакалку, передаст мяч капитану, команда занимает положение финиширования - руки в стороны.
«Дружные пары»; перед стартом участники распределяются по парам. Третья пара смешанная – мальчик с девочкой, если в командах по 5 девочек и 5 мальчиков. Если же команда состоит из 12 человек, то получится три пары девочек и три пары мальчиков, По команде «Внимание!» первая пара занимает стартовое положение с обручем. Обруч одевается сверху и держится на уровне плеч. По команде «Марш!» первая пара, стараясь бежать синхронно, дружно придерживая обруч на нужном уровне, обегает стойку, затем вокруг своей команды, которая стоит в колонну по два, и на линии старта передает обруч второй паре. Каждая следующая пара не должна начинать бег раньше, чем наденет на себя обруч. Последняя пара на линии старта снимает обруч и передает капитану, который поднимает его вверх, а команда, перестроившись в колонну по одному, поднимает руки в стороны.
«Поезда». В игре принимают участие команды мальчиков 6 человек Девочки стоят в колонну по одному или сидят на скамейках. Так как игра требует скоростной выносливости, целесообразно для уменьшения нагрузки (особенно для детей младшего возраста) переставить стойки (табуретки) ближе к линии старта. Капитаны команд –«тепловозы», остальные участники – «вагончики». По команде «Внимание!» «тепловоз», прицепив к себе первый «вагон» (способ сцепления – руки на плечи впереди стоящему), выходит на линию старта. По команде: «Марш!» «тепловоз» с «вагончиками» пробегают вокруг стойки, затем скамейки, подбегают к линии старта, прицепляют к себе следующий «вагончик» и т.д. Постепенно образуется «состав» из 5 «вагончиков» с «тепловозом». Как только поезд в полном составе прибудет на конечную станцию - к линии старта, все участники (девочки и мальчики), стоя в колонну по одному (но и сидя верхом на скамейке), поднимают руки в стороны. Если в момент передвижения «состава» произошла расцепка «вагонов», участники должны остановиться и, восстановив «сцепление» продолжить движение вперед. Игру можно проводить и вместе с девочками, но для этого целесообразно прицеплять по 2-3 «вагончика». Игра эмоциональна, требует большой выносливости от «тепловоза», поэтому на его роль следует подбирать наиболее сильных ребят и, наоборот, слабых ставить в конце.
«Со скакалкой»: в игре участвуют девочки, мальчики сидят на скамейке верхом (если нет скамеек, стоят в конце в колонну по одному). У первых участниц каждой команды в руках скакалки. По команде «Внимание!» они подходят к линии старта. Скакалка сзади приготовлена для прыжков. По команде «Марш!» начинают бег с прыжками через скакалку до стойки. Обегание стойки проводится без прыжков. На обратном пути девочки вновь прыгают через скакалку и на линии старта передают скакалку второй участнице и т.д. Судьи должны следить за тем, чтобы каждая участница начинала прыжки с линии старта. По окончании эстафеты все садятся на скамейки или выстраиваются в колонну по одному с капитаном во главе и принимают положение финиширования. В зависимости от подготовленности участниц, эстафеты можно проводить и с обеганием скамейки, на которой сидят мальчики
«Кто скорее»: у капитанов команды по эстафетной палочке по команде «Внимание!» они подходят к линии старта с палочкой в правой руке. По команде «Марш!» бегут вперед, обегая стойку, табуретку), пробегают мимо линии старта и, обежав скамейку на которой сидит командир, передают на линии старта палочку следующему игроку. Капитан, получив палочку от последнего участника, поднимает ее вверх, а вся команда принимает положение финиширования.
«Метатели»: команды выстраиваются за линией старта. В 3 м от противоположной стены против каждой команды кладут гимнастический обруч, а в него 5 теннисных мячей. За обручем чертят 10 параллельных линий в 1 м одна от другой, обозначая их цифрами от 4 до 13. Первая линия проводится на расстоянии 4 м от стены, вторая- 5 м и т. д. На стене против обручей рисуют круглые мишени диаметром 1 м с центром на высоте 3 м. По следующему сигналу они метают поочередно все 5 мячей (за попадание в мишень игроку начисляется одно очко). Мячи ударяются об пол позади игроков, а судьи при командах записывают результаты (очки, соответствующие отметкам на полу), которые зависят от силы броска. Вслед за первым метает второй номер и т.д. Победа определяется по наибольшей сумме метров-очков, набранных всеми участниками игры.
Примечание: разметку в зале можно сделать не только мелом, но и киперной лентой (тесьмой), прикрепив ее кнопками к полу. Такую разметку легко снять после игры.
«Эстафета на тележках»: игрокам команд дается невысокая тележка (платформа) длиной 1 м и шириной 35 см, на 4-х колесиках-подшипниках и две короткие палочки. По сигналу первые номера ложатся животом на тележку, стоящую перед линией старта, берут в руки палки и, отталкиваясь ими от пола (разрешается одновременно толкаться и ногами), достигают противоположной стены, после чего двигаются тем же способом в обратном направлении. Как только первый игрок вернулся к своей команде, его место занимает следующий и т.д. Побеждает команда, последний игрок которой первым пересечет линию финиша.
«Гонка»: в центре зала против каждой команды ставят один за другим два гимнастических снаряда. По сигналу ведущего первые в колоннах бегут к козлу, пролезают под ним, затем любым способом перелезают или перепрыгивают через коня, после чего, обогнув снаряды справа, возвращаются в конец своей колонны, что служит сигналом для старта следующего игрока. Побеждает команда, первой закончившая гонку.
«Велосипедисты»: в 3 м перед каждой командой на матах лежат принадлежности велогонщика: перчатки, фляга на ремне. Здесь же находятся велосипеды двухколесные «Школьник», «Орленок» или, что выглядит более забавно – детские трехколесные. Вдоль «трассы» ставят через каждые 3 м четыре стойки или булавы. Перед каждой командой стоит судья-стартер с флажком. По команде «Марш!» первые номера подбегают к матам, одевают перчатки, вешают через плечо флягу, после чего садятся на велосипед, объезжают восьмеркой 4 стойки (не коснувшись их) туда и обратно, затем, оставив велосипед и положив перчатки и флягу на прежнее место, бегом возвращаются к своей команде. Следующий игрок выбегает вперед после отмашки старта. Если игрок потерял равновесие (коснулся ногами пола), он продолжает движение с места остановки, а ему начисляется штрафная секунда.
«Туристы»: в игре участвуют школьники 7-8 классов - членов туристической школьной секции, кружка, ложка секции. Команды выстраиваются в колонны вдоль линии старта. Перед каждой командой лежит рюкзак, а в нем 6 предметов: котелок, фляжка, миска, кружка, ложка, коробок спичек. 8 3м от каждой команды кладут поперек гимнастический мат, а в 1 м от него – второй. Третий мат, покрытый полиэтиленовой пленкой, лежит в противоположном конце зала в 1 м от стены, а между вторым и третьим матами ставится вдоль зала гимнастическая скамейка. Рядом с третьим матом вдоль стены ставят столик (табуретку), на который кладут столик с визирным устройством и 10 перевернутых карточек размером 10x10 см, на обратной стороне которых написаны азимуты в градусах (32, 63, 110, 147, 180, 210, 250, 272, 340, 360 градусов), одинаково для обеих команд. Перед началом игры старшеклассники, исполняющие обязанности судей-контролеров, встают рядом со столиками.
По сигналу первые номера с рюкзаками за плечами устремляются вперед. По пути они преодолевают препятствия: перепрыгивают с мата на мат, пробегают по гимнастической скамейке. За нарушение правил, связанных с преодолением препятствий (игрок оступился, т.е. коснулся пола, перепрыгивая с мата на мат или пробегая по гимнастической скамейке), начисляется штрафная секунда. Достигнув последнего мата, игрок берет любой листок, переворачивает его и, увидев цифры, визирует компас по соответствующему направлению магнитного азимута. Контролер проверяет точность и оценивает выполнение этого задания. Если имеет место неточность, то, собирая карточки, он ставит на обратной стороне цифры, обозначающие штрафные секунды (от 2 до 6). Определив азимут, турист выкладывает из рюкзака на мат его содержимое и, снова, надев рюкзак, бегом возвращается к своей команде (минуя препятствия). За линией старта он помогает второму номеру надеть рюкзак, и тот бежит к столику с компасом и контрольными карточками. Определив азимут, он снимает рюкзак, укладывает в него разложенные на мате вещи и бежит к своей команде, преодолевая в пути те же «препятствия», но в обратном порядке. После этого дистанцию эстафеты преодолевает третий участник и т.д.
«Спортивный номер»: представители от каждой команды (в том числе болельщики) выступают с номерами на спортивную тематику. Это могут быть спортивные песни, танцы, сценки, выступления акробатов, гимнастов, фехтовальщиков, борцов и т.д. Жюри оценивает выступления представителей команд, присуждая участникам 3,2 или 1 очко. При этом учитывается оригинальность и качество каждого номера, а также массовость участия.
«Пятиборцы»: в этой комбинированной эстафете участвуют только мальчики. Перед колоннами, стоящими за линией старта, ставят на расстоянии 1 м одну от другой 5 стоек (булав), а за ними по квадрату на расстоянии 1,5 м кладут 4 обруча
Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 1117;